Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
№ 3882
74
П 863
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИКА»
Учебно-методическое пособие
НОВОСИБИРСК
2010
ББК 74.00я73
П 863
Составитель О.В. <...> Н.И. Лыгина, канд. пед. наук, доцент
Работа подготовлена на кафедре психологии и педагогики
для студентов всех направлений и специальностей всех форм обучения
и утверждена Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия
В учебно-методическом пособии отражены теоретические материалы по основным темам для подготовки студентов к практическим занятиям по разделу «Педагогика» в дисциплине блока ГСЭ «Психология и
педагогика». <...> Также представлены задания для обсуждения в малых
группах на семинарах, вопросы для самопроверки, приведен список
литературы, рекомендуемой для подготовки к зачету. <...> Материалы, содержащиеся в данной работе, будут полезны студентам при подготовке к централизованному тестированию. <...> Пособие адресовано студентам технических и гуманитарных специальностей всех
форм обучения, осваивающим курс «Психология и педагогика», слушателям курсов ФППК, педагогам. <...> Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение,
развитие; педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие,
педагогическая технология, педагогическая задача ....................................... 13 <...> Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. <...> Получая диплом о высшем образовании, приобретая в вузе основы
своей будущей профессии, студенты сталкиваются с ведущей категорией педагогики – образование. <...> На протяжение всей жизни основные категории педагогики: обучение, воспитание, а также самообразование,
саморазвитие, самообучение и самовоспитание играют незаменимую
роль в становлении личности. <...> Изучение раздела педагогики будет способствовать приобретению
умений в решении профессиональных задач в конкретных <...>
Психология_и_педагогика._Раздел_Педагогика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
74
П 863
№ 3882
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИКА»
Учебно-методическое пособие
НОВОСИБИРСК
2010
Стр.1
ББК 74.00я73
П 863
Составитель О.В. Макаренко, доцент
Рецензенты: А.В. Тараканов, канд. психол. наук, доцент
Н.И. Лыгина, канд. пед. наук, доцент
Работа подготовлена на кафедре психологии и педагогики
для студентов всех направлений и специальностей всех форм обучения
и утверждена Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия
В учебно-методическом пособии отражены теоретические материалы
по основным темам для подготовки студентов к практическим занятиям
по разделу «Педагогика» в дисциплине блока ГСЭ «Психология и
педагогика». Также представлены задания для обсуждения в малых
группах на семинарах, вопросы для самопроверки, приведен список
литературы, рекомендуемой для подготовки к зачету.
Материалы, содержащиеся в данной работе, будут полезны студентам
при подготовке к централизованному тестированию. Пособие адресовано
студентам технических и гуманитарных специальностей всех
форм обучения, осваивающим курс «Психология и педагогика», слушателям
курсов ФППК, педагогам.
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................... 3
1. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики ............... 7
2. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение,
развитие; педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие,
педагогическая технология, педагогическая задача ....................................... 13
3. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный
феномен и педагогический процесс. Образовательная
система России .................................................................................................. 17
4. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство
образования и самообразования ....................................................................... 22
5. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная
и развивающая функции обучения................................................................... 27
6. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы,
средства организации и управления процессом обучения ............................. 31
7. Воспитание в педагогическом процессе. Коллектив как объект и субъект
воспитания ......................................................................................................... 35
8. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная
среда воспитания и развития личности ........................................................... 40
9. Управление образовательными системами ...................................................... 43
Список литературы ................................................................................................ 46
3
Стр.3