$0&
На правах рукописи
ИВАНОВ Вадим Александрович
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВОЦИРУЮЩЕЙ МАНЕРЫ ВЕДЕНИЯ
ПОЕДИНКА ТХЭКВОНДИСТКАМИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА-2007
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств ФГОУ ВПО Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Эпов Олег Георгиевич
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Мовшович Алик Давидович
кандидат педагогических наук, профессор
Кашкаров Виктор Алексеевич
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Ведущая организация - Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Защита состоится «-/У» cutJue*sCvZ— 2007 г. в SJ. £?£часов на заседании диссерта
ционного совета К. <...> И.В. Чеботарева
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационной работы в первую очередь определяется
необходимостью совершенствования тактико-технической подготовки тхэквон
дистов высшей квалификации на предсоревновательном этапе подготовки и во
вторую, получением информации о спортивных достижениях, показанных веду
щими спортсменами при их участии в ответственных соревнованиях. <...> Большин
ство научных и научно-методических публикаций по олимпийскому тхэквондо
посвящены вопросам техники ведения поединка и соответственно технической
подготовке спортсменов. <...> Анализ проблем тактики и тактико-технической подго
товки в тхэквондо нашел свое отражение в исследованиях последних лет
(О.Г.Эпов, 2000; О.Г.Эпов, О.Б.Малков 2004). <...> В указанных работах в достаточной
мере не были проведены
единка,
исследования провоцирующей
манеры ведения по
методики ее обучения и совершенствования квалифицированными
спортсменами. <...> Близкие <...>
Совершенствование_провоцирующей_манеры_ведения_поединка_тхэквондистками_высшей_квалификации.pdf
$0&
На правах рукописи
ИВАНОВ Вадим Александрович
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВОЦИРУЮЩЕЙ МАНЕРЫ ВЕДЕНИЯ
ПОЕДИНКА ТХЭКВОНДИСТКАМИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА-2007
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств ФГОУ ВПО Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических наук, доцент
Эпов Олег Георгиевич
доктор педагогических наук, профессор
Мовшович Алик Давидович
кандидат педагогических наук, профессор
Кашкаров Виктор Алексеевич
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация - Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Защита состоится «-/У» cutJue *sCvZ— 2007 г. в SJ. £?£часов на заседании диссертационного
совета К.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма»: по адресу: 105122, Москва
Сиреневый бульвар д.4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «-КЗ » ^<^^тм__2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационной работы в первую очередь определяется
необходимостью совершенствования тактико-технической подготовки тхэквондистов
высшей квалификации на предсоревновательном этапе подготовки и во
вторую, получением информации о спортивных достижениях, показанных ведущими
спортсменами при их участии в ответственных соревнованиях. Большинство
научных и научно-методических публикаций по олимпийскому тхэквондо
посвящены вопросам техники ведения поединка и соответственно технической
подготовке спортсменов. Анализ проблем тактики и тактико-технической подготовки
в тхэквондо нашел свое отражение в исследованиях последних лет
(О.Г.Эпов, 2000; О.Г.Эпов, О.Б.Малков 2004). В указанных работах в достаточной
мере не были проведены исследования провоцирующей манеры ведения поединка,
методики ее обучения и совершенствования квалифицированными
спортсменами. Близкие по проблематике исследования были проведены в фехтовании
при исследовании
маневренно-оборонительного,
позиционнооборонительного
стиля (Б.В.Турецкий, 1985) и провокационного маневрирования
в кёкусинкай каратэ (О.Б. Малков, С.А. Шоршоров, 2002), что подчеркивает актуальность
исследования данной проблемы.
Тактическая подготовленность спортсменов единоборцев характеризуется
уровнем владения различными манерами ведения спортивного поединка, на что
указывают ведущие специалисты в спортивных единоборствах: в боксе Г.О.
Джероян (1970, 1979), Е.В. Калмыков (1996); в спортивной борьбе П.А. Рожков
(1986); в фехтовании Б.В. Турецкий (1985); в спортивных единоборствах О.Б.
Малков, (2000, 2005). В теории и практике тхэквондо проблема совершенствования
провоцирующей манеры ведения поединка высококвалифицированными тхэквондистами
не проводились. Поэтому существует потребность в получении научных
знаний о содержании провоцирующей манеры ведения поединка, применяемой
высококвалифицированными тхэквондистами на ответственных соревнованиях.
Настоящая
работа посвящена решению научной проблемы совершенствования
тактико-технических действий высококвалифицированных тхэквондисток.
Объектом исследования-являетсяхоревновательная деятельность высоко;
квалифицированных
Тхэквондисток. * -
Стр.3
4
Предметом исследования являются провоцирующая манера ведения поединка
и процесс ее совершенствования на предсоревновательном этапе подготовки.
Гипотеза
исследования. Предполагается ,что проведение тактикотехнического
анализа поведения высококвалифицированных спортсменов в соревновательных
поединках в тхэквондо позволит определить тактикотехнические
характеристики провоцирующей манеры ведения поединка и свойственные
им действия обороны, а также, присущие им тактические механизмы
достижения успеха, что даст возможность перестроить содержание тактикотехнической
подготовки на предсоревновательном этапе подготовке тхэквондисток
высшей квалификации к ответственным соревнованиям.
Цель работы. Разработать содержание процесса совершенствования провоцирующей
манеры ведения поединка на основе формирования умений и навыков
использования тактических механизмов достижения успеха у тхэквондисток
высшей квалификации.
Задачи исследования.
Для решения проблемы совершенствования провоцирующей манеры ведения
поединка при проведении тактико-технической подготовки тхэквондисток
высшей квалификации нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить теоретико-методические подходы к анализу и освоению
провоцирующей манеры ведения поединка в спортивных единоборствах.
2. Выявить тактические механизмы достижения успеха, используемые высококвалифицированными
тхэквондистами в провоцирующей манере ведения
поединка на ответственных соревнованиях.
3. Выявить основные тактико-технические действия обороны, определяющие
провоцирующую манеру ведения поединка для тхэквондисток высшей
квалификации.
4. Определить содержание совершенствования провоцирующей манеры
ведения поединка на предсоревновательном этапе и его эффективность освоения
членами женской сборной команды России
Методологическая база исследования является тактико-технический анализ
поведения спортсменов в поединке, успешно применяемый в спортивных
единоборствах B.C. Келлером (1977), Д.А. Тышлером (1986), О.Б. Малковым
(1998), позволяющий проводить обобщения лучших тактико-технических дости
Стр.4
5
жений ведущих спортсменов и определять используемые ими тактические средства
достижения победы.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогические
наблюдения, тактико-технический видеоанализ конфликтного поведения
единоборцев в соревновательных поединках, метод моделирования, педагогический
эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. Первый этап продолжался с сентября 2001
г. по декабрь 2002 г. На этом этапе проводился анализ и обобщение литературы
по проблеме совершенствования тактико-технической подготовки единоборцев
и методов проведения тактического анализа. Проводимые на этом этапе педагогические
наблюдения и обобщение опыта специалистов позволили выявить основную
проблему, решаемую в работе, сформулировать гипотезу, цель и задачи
исследования.
Второй этап проводился с января по июнь 2003 г. На этом этапе была определена
методологическая и теоретическая позиция проведения исследования,
разработана программа проведения тактического анализа и построения педагогического
эксперимента. После того как были сформулированы основные положения
и выбраны методы исследования, был проведен тактико-технический видеоанализ
конфликтного поведения тхэквондистов высшей квалификации на ответственных
соревнованиях и определены характерные тактико-технические
структуры, используемые в провоцирующей манере.
Третий этап продолжался с сентября 2003 г. по ноябрь 2005г. На этом
этапе проводился педагогический эксперимент по проверке основной гипотезы
исследования. После того как были сформированы экспериментальная и контрольная
группы, была проведена экспериментальная проверка разработанного
содержания совершенствования провоцирующей манеры ведения поединка.
Научная новизна работы:
впервые определена структура конфликтного взаимодействия при различном
сочетании манер в наступательной и оборонительной стратегии ведения поединка
в тхэквондо;
определена структура провоцирующей манеры ведения поединка в тхэквондо,
используемая высококвалифицированными спортсменами;
Стр.5