В. В. Утёмов
Путешествие
в Страну
творчества
Киров
2012
УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
Г68
2
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Н. В. Котряхов;
доктор педагогических наук В. П. Ларина
Горев П. М., Утёмов В. В. <...> ISBN
Пособие является вторым, доработанным, изданием учебного курса «На пути к
творческому мышлению», посвященного отдельным методам, приёмам и идеям диалектического мышления, реализованным на материале математического, лингвистического и естественнонаучного характера. <...> Занятия снабжены комментариями для взрослых, в которых раскрывается суть методов и приводятся контрольные решения. <...> В новое издание добавлен раздел, описывающий методику работы с задачами открытого типа, которые составляют основу курса. <...> Пособие является методическим и дидактическим материалом к образовательному курсу «Развитие инновационного мышления учащихся», разработанному и проводимому авторами для студентов, обучающихся по направлению педагогического образования. <...> УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
ISBN
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2012
© Горев П. М., Утёмов В. В., 2012
Предисловие
Перед вами уникальный образовательный курс «Путешествие в Страну творчества», на каждой странице
которого живёт сказка. <...> Его
ждут упражнения и задания, которые
помогут маленьким читателям развить творческое мышление, а взрослым – вспомнить свое детство, посмотреть на своих детей поновому, увидеть, что и в их жизни происходят чудеса. <...> В рамках курса рассматриваются адаптированные инструменты научного творчества (в частности, ТРИЗ). <...> Анатоль Франс,
французский писатель
5
Часть первая
По следам
непоседы
6
Здравствуй, маленький непоседа! <...> Чтобы тебе было легче и интереснее путешествовать вместе с нами, на помощь будет приходить
твой друг Совёнок. <...> Точноточно: следы нашего непоседы Совёнка помогут тебе добраться <...>
Путешествие_в_Страну_творчества._.pdf
П. М. Горев
В. В. Утёмов
Путешествие
в Страну
творчества
Киров
2012
Стр.1
УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
Г68
2
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Н. В. Котряхов;
доктор педагогических наук В. П. Ларина
Горев П. М., Утёмов В. В.
Г68 Путешествие в Страну творчества: учебно-методическое
пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – 136 с., ил.
ISBN
Пособие является вторым, доработанным, изданием учебного курса «На пути к
творческому мышлению», посвященного отдельным методам, приёмам и идеям диалектического
мышления, реализованным на материале математического, лингвистического
и естественнонаучного характера. Пособие оформлено в виде рабочей тетради,
что позволяет наиболее оптимально организовать процесс решения предлагаемых
ситуаций. Занятия снабжены комментариями для взрослых, в которых раскрывается
суть методов и приводятся контрольные решения. В новое издание добавлен
раздел, описывающий методику работы с задачами открытого типа, которые составляют
основу курса.
Пособие является методическим и дидактическим материалом к образовательному
курсу «Развитие инновационного мышления учащихся», разработанному и проводимому
авторами для студентов, обучающихся по направлению педагогического образования.
Учебное пособие также может быть интересно учащимся средней школы,
их учителям, воспитателям и родителям, студентам, а также всем тем, кто хочет
развить творческую составляющую своего мышления.
УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
ISBN
© Вятский государственный гуманитарный
университет (ВятГГУ), 2012
© Горев П. М., Утёмов В. В., 2012
Стр.2
Предисловие
Перед вами уникальный образовательный
курс «Путешествие в Страну
творчества», на каждой странице
которого живёт сказка. Однако чтобы
прочитать её, вашему ребенку предстоит
пройти необычный путь. Его
ждут упражнения и задания, которые
помогут маленьким читателям развить
творческое мышление, а взрослым
– вспомнить свое детство, посмотреть на своих детей поновому,
увидеть, что и в их жизни происходят чудеса.
Чтобы развивать мышление, да притом творческое, необходимо
сталкивать маленького читателя со сложными проблемными
ситуациями. Важно при этом помочь ребёнку понять
механизм решения проблемы. В этом и состоит главная
задача нашего курса. Попробуйте поработать с заданиями
курса вместе с ребёнком, и вы получите огромное удовольствие
от совместной мыслительно-творческой деятельности, от
преодоления собственной инерции мышления.
Мы постарались составить курс так, чтобы у вас было как
можно больше возможности самостоятельно творить, дав волю
воображению. Но как без хорошего проекта нельзя построить
дом, так без проработанной системной теории нельзя
способствовать формированию творческого мышления.
Авторы курса в качестве путеводителя в мир творческого
мышления предлагают воспользоваться инструментарием
теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера
(ТРИЗ). Внедрение инструментов ТРИЗ в процесс
обучения способствует формированию творческого мышления
как осознанного, целенаправленного и управляемого
процесса, а также играет роль «общего» языка для интеграции
различных образовательных областей.
Этот курс состоит из шести взаимосвязанных занятий,
каждая пара которых посвящена отдельному циклу учебных
дисциплин. В рамках курса рассматриваются адаптированные
инструменты научного творчества (в частности, ТРИЗ).
Но самое главное – развивается воображение. Эти занятия
для тех, кто стремится сделать свою жизнь интереснее, наполнить
ее трудным и радостным творческим поиском.
Пусть ваше путешествие будет не очень трудным, а
главное, полным творческих успехов!
3
Стр.3