МОЛОДЫЕ В
БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙЖУРНАЛ
№ 9-10 (сентябрь-октябрь)
2005
Свидетельство
о регистрации
ПИ № 77-13425
от 26 августа 2002 г.
Выдано
Министерством РФ
по делам печати,
телерадиовещания и
средств массовых
коммуникаций
Учредитель
трудовой коллектив
редакции «Молодые в
библиотечном деле».
Главный редактор
Татьяна Сергеевна.
Макаренко
Над номером
работали:
И.В. Бабченко
Т.В. Виноградова
Н.М. Мокрушина
Литературный
редактор
Е.Ю. Макаренко
Дизайн-верстка
А.В. Смирнов
Тел редакции
(495) 926-86-11
Тел./факс
(495) 926-42-76
E-mail: mbr1@yandex.ru
Почтовый адрес
для писем:
125 047, Москва, а/я 20
Издательский дом
«Один из лучших»
СОДЕРЖАНИЕ :
КАДРОВАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА БИБЛИОТЕК:
ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
О.П.Ильиных, И. В. Бабченко Кадровая библиотечная политика
Прикамья: молодежный аспект ................................................................................... 3
Т. В. ВиноградоваПрофессиональный потенциал библиотек Пермской
области: анализ кадрового состава и системы повышения квалификации ... 14
МОЛОДЫЕ БИБЛИОТЕКАРИ О РЕАЛИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ
Я.В. КрюкМолодо — зелено, но зелено временно .................................... 23
МЕРОПРИЯТИЕ ГОДА
Т.В. Виноградова Конкурс творческих работ «Алмазный ключ»:
размышления после подведения итогов ................................................................ 27
УЧИТЬСЯ – РАЗВИВАТЬСЯ – СОЗИДАТЬ
Н.А. Семененко «Мы столько можем, сколько знаем»: программа непрерывного
образования библиотечных кадров ................................................. 36
Л.А МехряковаШкола библиографа «Профессионал» ......................... 42
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
А.В. ПоповаПрограммы и психологические тренинги с подростками в
детской библиотеке ....................................................................................................... 46
А.А. Мальчикова Личность и книга: сочинение сказки как один из
методов сказкотерапии ................................................................................................ 52
ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА БИБЛИОТЕКИ: СОЗДАНИЕ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Н.М. Мокрушина Библиотека в помощь медиаобразованию: опытные
решения ............................................................................................................................. 56
Г.Ю. Мальцева Работа службы «виртуальная справка» ....................... 63
О.В. Герман Пользователи новых информационных технологий: исследовательский
аспект ............................................................................................... 70
Т.В. Чудинова Справочно-библиографическое обслуживание в сельской
библиотеке ............................................................................................................. 77
ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ — В ПРАКТИКУ
Н.В. Кириллова Безопасность персонала библиотек (микологический
аспект) ............................................................................................................................... 79
Е.Ф. Конева Сервис в библиотеке: диалог с пользователем (по
материалам социологического исследования в Верещагинской ЦРБ ........ 84
Т.В. Холодницкая Изучение читателей и чтения методом экспрессопроса
........................................................................................................................ 89
Н.А. Уткина Влияние социологических исследований на
совершенствование информационного обслуживания пользователя
современной библиотеки ............................................................................................ 94
Л.М. Шендель Программа «Сохранение фондов Красновишерской
Централизованной библиотечной системы» ..................................................... 100
Н.В. Якшина Научно-библиографическая деятельность вузовской
библиотеки .................................................................................................................... 105
Н.С. Титлянова Библиографическая деятельность Сивинской ЦБС за
пять лет (1999-2003 гг.) ............................................................................................. 109
«ВЕСЬ МИР ТВОРЮ Я ЗАНОВО»
(инновационная деятельность библиотек)
Г.В. Каменских Волонтеры из «Книжного братства» .......................... 112
«Роспечать» Индекс
82231
Стр.1
Номер сверстан и
подготовлен к печати
ООО «Издательский
дом «Один из лучших»
С.И. Матвеева Роль библиотеки — «Бестселлера» в культурной
жизни жителей микрорайона Нагорный г. Кунгур ................................ 114
А.А. Есина Выставка-конкурс как форма работы по читательскому
развитию подростков ..................................................................................117
С. Г. Бабина Летние программы чтения ........................................... 124
Т. В. Шарапова Программа «Библиотека - развивающая среда
для юношества» .................................................................................................. 127
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Г.В. Коновалова Центры правовой информации для детей:
направления деятельности, проблемы и пути их решения .................. 132
Н.В. Ошуркова Публичный центр правовой информации
«Детство» .............................................................................................................. 138
Е.В. Ершова Правовое просвещение детей в библиотеке ........... 142
Е. Н. Запятая Урок-деловая игра «Выборы главы города» ...... 149
Э. АптуковаПроект «Правовой ликбез» — правовое просвещение
Генеральный директор
С.А.Пичуричкин
Главный редактор
А.С. Щербаков
Тел. (495) 926-86-11,
(495) 926-42-76
www.nashsait.com
Идея обложки
А.Ю.Макаренко
Редакция осуществляет
свою деятельность в
рамках Закона РФ о
СМИ и прочих нормативных
актов, регулирующих
соответствующий
правовой аспект.
Редакция не несет ответственности
за информацию,
содержащуюся в
рекламных материалах.
Присланные фотографии
и письменные материалы
не возвращаются.
При перепечатке любых
материалов ссылка на
«Молодые в библиотечном
деле» обязательна.
несовершеннолетних ........................................................................................ 154
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Т.А. Колодкина «Страны родной открою тайники …» ............... 156
И. АйтжановаНаши истоки ................................................................. 162
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
С.Л. Усачева Воспитание любовью к искусству (работа по программам
эстетического воспитания в музыкальном отделе Пермской
детской библиотеки им Л.И. Кузьмина) .................................................... 164
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
М.В. Шардакова Формирование информационной культуры
читателей Пермского технического университета: история и современность
.......................................................................................................... 168
А.Н. Ротарь Урок — это интересно .................................................... 175
ВНИМАНИЕ: ОСОБЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! (информационно-библиотечная
среда для людей с ограниченными возможностями)
Н.Р. Ибрагимова, Т.В. Кирсанова Для малышей и взрослых
читателей: проекты и программы Пермской областной специальной
библиотеки для слепых .................................................................................... 178
ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ
Александр Федорович Старовойтов ................................................ 190
Дмитрий Иванович Горобец ................................................................ 193
Наталья Валерьевна Склюева ............................................................. 197
КАДРОВАЯ МОЛОДЕЖНАЯ
ПОЛИТИКА БИБЛИОТЕК:
открытая трибуна
КАДРОВАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА
ПРИКАМЬЯ:
МОЛОДЕЖНЫЙ АСПЕКТ
Ольга Павловна ИЛЬИНЫХ,
председатель департамента культуры и искусства
Пермской области,
Ирина Валентиновна БАБЧЕНКО,
главный специалист департамента
культуры и искусства Пермской
области,
кандидат педагогических наук
(г. Пермь)
Стремительное преобразование социальной
сферы, ее экономических механизОтпечатано
ООО
«Издательский
дом
«Один из лучших»
Заказ № 060106
Тираж 3000
Номер подписан к
печати 15 03 2006
мов, информационно-технологических, коммуникационных, правовых параметров
ее деятельности оказали мощное влияние на всю сферу культуры, и, в первую
очередь, на организацию работы, содержание и техническое оснащение
библиотечных учреждений. Библиотеки России, имеющие огромный опыт работы,
адекватно отреагировали на эти изменения, направив свои усилия на техническое
перевооружение, создание электронных ресурсов, комплектование
фондов современной литературой и периодическими изданиями. Библиотечные
специалисты стали активно овладевать современными методами работы с
читателями, отчаянно стремясь соответствовать уровню современных требований
и потребностей меняющегося общества. Позитивной силой этих изменений
являлись, прежде всего, люди - специалисты библиотек. Следует признать, что
наиболее динамичной их частью в этом процессе были молодые кадры - вчерашние
выпускники вузов и колледжей, связавшие свою профессиональную деятельность
с не самой материально обеспечивающей профессией. Вместе с тем,
интеллектуальная среда профессиональной деятельности, возможность общения
с людьми и потоком новейшей информации сделала этих специалистов
приверженцами библиотечного мира.
2005
№9-10
МОЛОДЫЕ
В БИБЛИОТЕЧНОМДЕЛЕ
3
Стр.2
Проблема молодых поколений в библиотеках Пермской области стояла
всегда. Исторически сложились благоприятные условия для пополнения библиотек
области молодыми специалистами. В Перми продолжают работать колледж
культуры и искусства и институт культуры и искусства, где ведется подготовка
библиотечных специалистов высшей и средней квалификации. На
протяжении последних десятилетий ежегодно в библиотеки Пермской области
приходили выпускники, обогащая кадровый резерв, привнося новые идеи и
подходы к работе. Вместе с тем, проблема сохранения профессионального
уровня и кадрового потенциала библиотечной отрасли за последние годы становится
все более серьезной и требует пристального внимания. Снижение конкурса
на библиотечные специальности, отток выпускников учебных заведений
и специалистов библиотек в другие сферы деятельности в поиске более высокой
зарплаты, адекватной материальной оценки своего труда и своих способностей
стало причиной понижения процента специалистов, а также процентного
соотношения молодежи в кадровом составе библиотек области. Эти тенденции
не являются особыми для библиотечной сферы Прикамья, эти процессы
характерны и для отрасли в целом по России.
В общедоступных библиотеках Пермской области работают 12,5% библиотекарей
в возрасте от 20 до 30 лет. Для поддержания нормального уровня смены
поколений таких специалистов должно быть до 30%. По образованию данная
группа распределяется следующим образом: высшее профессиональное образование
– 16,5%, среднее профессиональное образование - 20,4%; непрофильное
высшее и среднее образование имеют 35,3%. Каждый шестой работник
из этой категории обучается в вузе или колледже по специальности. Не
имея соответствующего образования, пришедшая в библиотечную отрасль молодежь
работает, как правило, на рядовых должностях библиотекарей отделов
обслуживания. По понятным причинам такие условия труда не создают соответствующей
мотивации для получения профессионального образования и
продолжения работы в библиотеке. Электронная база данных «Кадры муниципальных
библиотек», созданная методическим отделом Пермской государственной
библиотеки им. А.М. Горького, свидетельствует о том, что 70% должностей
библиотекаря занимает категория молодых работников и лишь 30% молодых
- заведующие отделами, администраторы баз данных, программисты,
методисты, библиографы и др. Это определяет и их невысокие разряды по
уровню оплаты труда.
Учитывая всю гамму негативных факторов, в Пермской области проводится
целенаправленная работа по закреплению кадров молодых специалистов в
библиотечной отрасли. Эта работа строится по трем основным направлениям:
- оказание содействия в получении профессионального образования и повышении
квалификации;
- создание условий для проявления творческих амбиций и участия в проектной
деятельности;
- материальная поддержка и заинтересованность в результатах своего труда.
Работа с молодежью является приоритетом в работе департамента культуры
и искусства, администраций областных и муниципальных библиотек, биб4
МОЛОДЫЕ
В
БИБЛИОТЕЧНОМДЕЛЕ
2005
№9-10
лиотечных учреждений других ведомств. Профессиональный рост кадрового
потенциала напрямую зависит от уровня образования. В этой связи неотъемлемой
частью работы стало тесное взаимодействие с Пермским государственным
институтом культуры и искусства и Пермским областным колледжем
культуры и искусства. Учитывая, что в современных условиях повлиять на
конкурс среди абитуриентов дневной формы обучения, а тем более гарантировать
их возвращение в библиотеки области после прохождения обучения практически
невозможно, в Пермской области сделана ставка на заочное обучение
работающих библиотекарей без отрыва от производства. Профориентационная
работа среди сотрудников библиотек позволяет ежегодно обеспечивать
конкурс в эти учебные заведения и гарантировать постоянный уровень состава
квалифицированных специалистов библиотек. Более того, при материальной
поддержке администрации городов и районов области Пермский колледж
культуры и искусства осуществлял набор целевых групп по подготовке библиотечных
специалистов для ряда близлежащих территорий и проводил выездные
сессии на базе учреждений культуры или учебных заведений муниципальных
административных центров Пермской области.
Профессиональный рост молодых специалистов обеспечивается и системой
переподготовки и повышения квалификации работников отрасли. Пермский
областной учебно-методический центр ежегодно за счет средств областного
бюджета организует работу курсов повышения квалификации для сотрудников
библиотек области, более 30% слушателей курсов - молодежь. На
базе крупных центральных муниципальных библиотек в период 2004-2005 года
проводились курсы повышения квалификации для сельских библиотекарей.
В их числе половина слушателей - это руководители библиотек-филиалов
в возрасте до 35 лет.
Одной из форм профессиональной подготовки в последние годы стало поощрение
обучения библиотекарей педагогическим, юридическим, экономическим,
информационным специальностям. Таких прецедентов немного, но эту
тенденцию необходимо приветствовать с учетом расширения функций библиотек
в системах правового и экологического просвещения, работы центров
правовой и деловой информации.
Пермская область была одной из первых, где начали проводить самостоятельные
мероприятия для молодых специалистов. По инициативе департамента
культуры и искусства Пермской области в 1998 году состоялась первая
научно-практическая конференция молодых специалистов «Новые технологии
в библиотечно-информационной практике и подготовке кадров». Замечательным
в этом мероприятии было то, что конференция была посвящена памяти
директора Пермской государственной областной библиотеки им. А.М. Горького
Михаила Александровича Пастухова, продолжив заложенные им традиции
внимательного отеческого отношения к молодым специалистам.
Его имя известно не только библиотечной общественности
области, но и за ее пределами. Без малого 20 лет (1967-1985)
М.А. Пастухов возглавлял Пермскую областную библиотеку им.
А.М. Горького. Филолог по образованию, книжник по призванию,
2005
№9-10
МОЛОДЫЕ
В БИБЛИОТЕЧНОМДЕЛЕ
5
Стр.3