Л.Н. Евсеева
преподаватель кафедры иностранных языков
аспирант кафедры философии
ПГУ имени М.В. Ломоносова, Архангельск
Концепт как ментальное образование
(концепт, понятие, языковой знак, ментальная структура, языковое сознание)
В статье «Концепт как ментальное образование» Евсеева Л.Н. приводит
различные понимания термина «концепт», трактует его как часть картины мира
народа и как смысловое образование, явленное в языковом выражении,. <...> Усилившееся в конце XX века взаимодействие различных отраслей
гуманитарного знания обусловило потребность в единице для
обозначения содержания языкового знака, которая сняла бы
функциональную ограниченность традиционных значения и смысла и
свела бы воедино результаты междисциплинарных исследований. <...> Переосмысление подхода к понятию «значение» привело к термину
«концепт», употребление которого «…объясняется необходимостью
введения в категориальный аппарат недостающего когнитивного
«звена»,
в
содержание
которого,
помимо
понятия,
входят
ассоциативные оценки и представления о нем его продуцентов и
пользователей»1. <...> Русские философы использовали
различные метафоры для обозначения концепта: туманное нечто,
вневременное содержание, огненное слово, закругленные объемы,
принципиальное значение3. <...> Как нет единодушия в отношении единой номинативной единицы,
так и не существует единого понимания термина «концепт». <...> Концепт
трактуют с мистической точки зрения (в духе Якова Беме) как
1
Ungrund – «ничто», и вместе с тем воля, которая есть «начало всего», с
богословской
-
как
зародыш
божественного
Логоса,
с
универсалистской - как наиболее общие понятия (univeresalia), с
диалектической (в духе Гегеля) - как совмещение всех потенциально
возможных противоположностей в проявлении их признаков, с
логической - как действующую систему логических отношений по
видо-родовым связям, с методологической (в духе Гуссерля) - как
классификационные формы, с культурологической - как переход <...>
Статья_«Концепт_как_ментальное_образование».pdf
Л.Н. Евсеева
преподаватель кафедры иностранных языков
аспирант кафедры философии
ПГУ имени М.В. Ломоносова, Архангельск
Концепт как ментальное образование
(концепт, понятие, языковой знак, ментальная структура, языковое сознание)
В статье «Концепт как ментальное образование» Евсеева Л.Н. приводит
различные понимания термина «концепт», трактует его как часть картины мира
народа и как смысловое образование, явленное в языковом выражении,.
In her article "Concept as a mental phenomenon" L.Evseeva observes different
meanings of the term "concept". She understands the "concept" as a part of the world's
reflection and as a meaningful notion which exists in language.
Усилившееся в конце XX века взаимодействие различных отраслей
гуманитарного знания обусловило потребность в единице для
обозначения содержания языкового знака, которая сняла бы
функциональную ограниченность традиционных значения и смысла и
свела бы воедино результаты междисциплинарных исследований.
Переосмысление подхода к понятию «значение» привело к термину
«концепт», употребление которого «…объясняется необходимостью
введения в категориальный аппарат недостающего когнитивного
«звена», в содержание которого, помимо понятия, входят
ассоциативные оценки и представления о нем его продуцентов и
пользователей»1. Наряду с термином «концепт» употребляются другие
протерминологические новообразования: «лингвокультурема»,
«мифологема», «логоэпистема»2. Русские философы использовали
различные метафоры для обозначения концепта: туманное нечто,
вневременное содержание, огненное слово, закругленные объемы,
принципиальное значение3. Однако, термин «концепт» является
наиболее употребительным.
Как нет единодушия в отношении единой номинативной единицы,
так и не существует единого понимания термина «концепт». Концепт
трактуют с мистической точки зрения (в духе Якова Беме) как
1
Стр.1