Условием успешного овладения профессиональными навыками и развития профессионально-важных качеств будущих специалистов является целостное представление у студентов о целях и задачах изучения дисциплины специализации «Гендерные основы социально-психологических отношений», последовательности изучения тем, требованиях, предъявляемых к подготовке к лекционным,
семинарским и практическим занятиям. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020400 Психология (дисциплина «Гендерные основы социальнопсихологических отношений», блок ДС), очной формы обучения. <...> Поэтому уровень профессиональной квалификации психолога-практика во многом определяется не только
степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой
деятельности, технологией ее исполнения, но и личностной готовностью к профессиональной деятельности. <...> Помочь студентам не только усвоить многообразные существующие
парадигмы и концепции, но и личностно «вырасти», достигая профессиональной и личностной идентичности, помогает структура
содержания учебной дисциплины «Гендерные основы социальнопсихологических отношений», включая подбор и применение методических средств, используемых в образовательном процессе. <...> В результате обучения студенты получают представление о
гендере как организованной модели социальных отношений между
мужчинами и женщинами, о её взаимосвязи с межличностными
отношениями, социальными отношениями в основных институтах
общества; овладевают понятиями гендерной теории; узнают глав3
ные принципы, положенные в основу измерительных процедур, а
также современные методы измерения маскулинности – фемининности и исследования особенностей гендерной идентичности личности; овладевают основными методиками, направленными на
изучение гендерных социально-психологических явлений, и учатся
применять их в практической деятельности. <...> Основные цели дисциплины включают, кроме формирования <...>
Гендерные_основы_социально-психологических_отношений_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
Гендерные основы
социально-психологических
отношений
Практическое руководство
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Психология
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 316.6
ББК Ю 95я73
Г 34
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра социальной и политической психологии
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составитель Т.М. Панкратова
Гендерные основы социально-психологических отношений :
Г 34
практ. руководство / сост. Т.М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль
: ЯрГУ, 2006. – 54 с.
Условием успешного овладения профессиональными навыками
и развития профессионально-важных качеств будущих специалистов
является целостное представление у студентов о целях и задачах
изучения дисциплины специализации «Гендерные основы социально-психологических
отношений», последовательности изучения
тем, требованиях, предъявляемых к подготовке к лекционным,
семинарским и практическим занятиям.
В данной работе представлены учебно-методические материалы
к лекционным, семинарским, практическим и самостоятельным
занятиям по дисциплине «Гендерные основы социально-психологических
отношений».
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020400 Психология (дисциплина «Гендерные основы социальнопсихологических
отношений», блок ДС), очной формы обучения.
УДК 316.6
ББК Ю 95я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© Т.М. Панкратова, 2006
2
Стр.2
Содержание
Введение ................................................................................................ 3
1. Рабочая программа дисциплины «Гендерные основы
социально-психологических отношений» .......................... 6
1.1.Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания
психологии». ............................................................................... 6
1.2. Место дисциплины в системе образования ................................ 6
1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ........... 7
1.4. Минимум содержания дисциплины по ГОС ................................ 7
1.5. Содержание учебной дисциплины ................................................ 8
1.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам
учебных занятий ...................................................................... 9
2. Тематические планы лекционных, семинарских
и практических занятий и рекомендации
к их подготовке ..................................................................... 13
2.1. Тематический план лекционных занятий .................................. 13
2.2. Тематический план семинарских занятий ................................ 30
2.3. Тематический план практических занятий
и рекомендации к их подготовке ........................................... 34
3. Методики диагностики гендерных различий .......................... 36
3.1. Полоролевая диагностика маскулинности – фемининности
Т.Л. Бессоновой ....................................................................... 37
3.2. Экспресс-диагностика уровня фемининности .......................... 38
3.3. Экспресс-диагностика уровня маскулинности ......................... 40
3.4. Проективная оценка гендерных полоролевых стереотипов ... 41
3.5. Экспресс-диагностика гендерных стереотипов ...................... 43
3.6. Самооценка гендерного мышления ............................................ 45
3.7. Интегральная оценка гендерной компетентности ................. 47
Приложения. ...................................................................................... 52
54
Стр.54
Гендерные основы
социально-психологических
отношений
57
Стр.57