Юридические науки, № 3, 2012
Теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Жинко А.Н.,
соискатель
ГАРМОНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
В нынешних условиях идет активный процесс социализации не только федерального законодательства,
но и законодательства субъектов Федерации. Он характеризуется не просто
принятием социальных законов (законов в сфере образования, культуры, социальной защиты
населения и др.), социализация регионального законодательства означает инкорпорирование
в законодательство субъектов РФ принципов социального государства, таких как приоритет
прав и свобод гражданина, непосредственное действие конституционных прав, гарантирование
государством прав граждан, свободная реализация прав и свобод граждан.
В литературе высказывается предложение о принятии закона на уровне субъектов Федерации,
объединяющего нормы о социальной поддержке всех категорий населения региона,
нуждающихся в ней. По этому пути уже пошло значительное число субъектов Федерации
(например, Республики Адыгея, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Приморский край, Амурская
и Тюменская области и др.)1. В данных законах, как правило, установлены меры социальной
поддержки для социально незащищенных категорий граждан (например, дети-сироты, ветераны
труда, малоимущие граждане, участники вооруженных конфликтов, граждане, получающие
пенсию по старости, работники социальной сферы и пр.).
Важной составной частью социальной политики является здравоохранение, но в ряде
субъектов Федерации (г. Москве, Республике Марий Эл и некоторых других) какие-либо
специальные законы (не считая законов о бюджете Фонда обязательного медицинского
страхования, принимаемых в большинстве субъектов Федерации ежегодно) о здравоохранении
отсутствуют. Поэтому регулирование вопросов охраны здоровья граждан производится
федеральными законами и уставами субъектов Федерации. В то же время, на
региональном уровне целесообразно принятие региональных целевых программ по вопросам
развития здравоохранения, профилактики заболеваний, оказания медицинской
помощи, медицинского образования населения; это предусмотрено Основами законодательства
РФ об охране здоровья граждан.
Особой регламентации правом требуют организация психиатрической помощи гражданам,
ее классификация, виды и основания ее оказания. В России в настоящее время
психиатрическая (и иная) помощь оказывается бесплатно без предъявления полиса лишь
в строго оговоренных в законах случаях, что не соответствует реальным условиям жизни
граждан (низкий уровень и качество жизни подавляющей массы населения), что свидетельствует
о большей гуманности многих советских нормативно-правовых актов, регулировавших
общественные отношения в сфере медицины и здравоохранения2.
Проблемы социализации связаны и с совершенствованием законодательства по делам
молодежи. Однако попытки его усовершенствования не достигли поставленной цели, а лишь
породили законодательные ошибки.
1 См., например: Собянин С.С. Тенденции развития законодательства субъектов Российской Федерации
в социально-экономической сфере // Журнал российского права. 2007. № 1.
2 См.: Иванников И.А., Рубанова Н.А. Медицинское право: Учебное пособие. М., 2008. С. 29.
6
СевероКавказского
научного центра Южного федерального
университета
Стр.1