Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вопросы экономических наук

Вопросы экономических наук №5 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц82
ID197562
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Экономическая теория; экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.); финансы, денежное обращение и кредит; бухгалтерский учет, статистика; математические и инструментальные методы экономики; мировая экономика.
Вопросы экономических наук .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №5 .— 82 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197562 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы экономических наук, № 5, 2011 Экономика и управление народным хозяйством Гамидов Г.А., кандидат педагогических наук, докторант, ведущий научный работник Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА В КОНТЕКСТЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ In the article it is noted that one of the important factors in formation of geopolitics is a question of energetic security. <...> В результате дальновидной политики азербайджанского государства в различных сферах, включая международные отношения и реализацию геополитических интересов, были внедрены проекты, имеющие региональное и мировое значение, связанные с транспортировкой нефти по трубопроводам: Баку – Тбилиси – Джейхан и Баку – Тбилиси – Эрзурум. <...> Бывший президент Турции – Сулейман Демирель сказал тогда по поводу проекта Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), что он является продолжением «Шелкового пути». <...> В данной статье попробуем рассмотреть основные аспекты энергетической безопасности в контексте трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан, длина которого составляет 1760 км. <...> Несмотря на то, что перечисленные проблемы, действительно, имели место и до сих пор, в основном, продолжают сохранять актуальность, прогнозы экспертов о доведении добычи нефти в Каспийском море в Азербайджанском секторе – от 40 до 45 млн тонн, а с месторождения Тенгиз в Казахстане – до 40 млн тонн, – оправдались. <...> Оправдались и прогнозы в отношении возможности доставки на международные рынки 1,2 миллиона баррелей в день азербайджанской нефти [4]. <...> В трехстороннем договоре, подписанном АМОКО, ГНКАР и Транснефтью, были отображены 7 Вопросы экономических наук, № 5, 2011 все юридические и технические вопросы, связанные с транспортировкой нефти через порт Новороссийск. <...> Россия, подойдя к этому договору с объективной позиции, во втором пункте договора обозначила, что не является собственником азербайджанской нефти <...>
Вопросы_экономических_наук_№5_2011.pdf
Вопросы экономических наук, № 5, 2011 Экономика и управление народным хозяйством Гамидов Г.А., кандидат педагогических наук, докторант, ведущий научный работник Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА В КОНТЕКСТЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ In the article it is noted that one of the important factors in formation of geopolitics is a question of energetic security. Solving this question is of strategical importance in all states. But the nature has unequally shared the energy recourses between the countries. Hence solution of this strategically important problem turns into one of the basic factors of rise and development of the international relations. And it, in its turn makes every state build own system of energy security in conformity with their energy resources. In the author’s opinion, there exist also other factors regulating emergence and realization of this policy. The realities show that to achieve own aims the majority of the countries with restricted resources prefer to join the different regional and international projects. В результате дальновидной политики азербайджанского государства в различных сферах, включая международные отношения и реализацию геополитических интересов, были внедрены проекты, имеющие региональное и мировое значение, связанные с транспортировкой нефти по трубопроводам: Баку – Тбилиси – Джейхан и Баку – Тбилиси – Эрзурум. Эти трубопроводы открыли в Закавказье транспортный коридор – ТРАСЕКА, стратегическое значение которого неоспоримо [1]. Бывший президент Турции – Сулейман Демирель сказал тогда по поводу проекта Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), что он является продолжением «Шелкового пути». Турецкий мир был очень заинтересован в этом проекте [2]. Как для большинства государств, в формировании еополитики Азербайджана проблема энергетической обеспеченности и энергетической безопасности имеет наиважнейшее значение. Понятно, что различные страны и регионы по-разному обеспечены или вовсе не обеспечены энергетическими ресурсами. В соответствии с этим на энергоресурсы имеются спрос и предложение. Практически все страны мира стремятся участвовать в международных проектах, регулирующих энергетический дисбаланс и обеспечивающих энергетическую безопасность. В данной статье попробуем рассмотреть основные аспекты энергетической безопасности в контексте трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан, длина которого составляет 1760 км. Для Турции этот проект является насущным: дело в том, что он обходит ее крайне перегруженные проливы – Босфор и Дарданеллу – и обеспечивает прямой доступ к портам, принимающим многотоннажные танкеры [2]. Несмотря на то, что «оппоненты» строительства БТД были против него и находили слабые места в проекте (в числе которых: высокая стоимость строительства, отсутствие сырья для загрузки, неопределенность с рынком сбыта, разногласия между Азербайджаном и Туркменистаном из-за принадлежности некоторых каспийских месторождений) эксперты прогнозировали высокую проводимость нефти [5]. Несмотря на то, что перечисленные проблемы, действительно, имели место и до сих пор, в основном, продолжают сохранять актуальность, прогнозы экспертов о доведении добычи нефти в Каспийском море в Азербайджанском секторе – от 40 до 45 млн тонн, а с месторождения Тенгиз в Казахстане – до 40 млн тонн, – оправдались. Оправдались и прогнозы в отношении возможности доставки на международные рынки 1,2 миллиона баррелей в день азербайджанской нефти [4]. Теперь перейдем к исследованию и анализу экономических показателей проекта по маршрутам Баку – Супса и Баку – Новороссийск. Договор о тpанспоpтиpовке Азербайджанской нефти через территорию Российской Федерации посредством Чеpномоpского Hовоpоссийского поpта был подписан в Москве 18 февpаля 1996 года. В трехстороннем договоре, подписанном АМОКО, ГНКАР и Транснефтью, были отображены 7
Стр.1
Вопросы экономических наук, № 5, 2011 все юридические и технические вопросы, связанные с транспортировкой нефти через порт Новороссийск. Россия, подойдя к этому договору с объективной позиции, во втором пункте договора обозначила, что не является собственником азербайджанской нефти и право на азербайджанскую нефть принадлежит ее производителю [9]. Это было оценено тогда как большое достижение «новой нефтяной стратегии» Азербайджана. Согласно первоначальным условиям этого договора 25 октября 1997 года азербайджанская нефть начала поступать по северному трубопроводу на мировой рынок [3]. Общая длина нефтяного трубопровода Баку – Новороссийск составила 1330 километров. Длина трубопровода, проходящего по территории Азербайджана, – 231 километр, а диаметр – 720 миллиметров [1]. Обязательно отметим, что одной из составных частей нефтяной стратегии общенационального лидера Азербайджана – Гейдара Алиева – является достижение альтернативных нефтяных маршрутов. Наряду с тем, что альтернативность нефтяных маршрутов положила конец зависимости Азербайджана от какого-либо государства, это отвечало также национальным интересам страны. Учитывая все эти факторы, общенациональный лидер Азербайджана – Гейдар Алиев, несмотря на непрекращающееся давление, принял мудрое и дальновидное решение, в результате которого 8 марта 1996 года президент Азербайджана Г. Алиев и Президент Грузии (на тот момент – Э. Шеварднадзе) в Тбилиси пришли к соглашению о проведении нефтяного трубопровода Баку – Супса. В трехстороннем договоре, подписанном АМОКО, ГНКАР и правительством Грузии, предусматривалась транспортировка азербайджанской нефти, полученной с месторождений «Азери», «Чыраг» и «Гюнешли» посредством трубопровода Баку – Супса [9]. 17 апpеля 1999 года пеpвичная азеpбайджанская нефть начала тpанспоpтиpоваться по тpубопpоводу Баку – Супса. Одним из главных пpеимуществ этого тpубопpовода является то, что азеpбайджанская нефть под маpкой «Азеpи light» в чистом виде начала поступать на миpовой pынок. Дpугим пpеимуществом тpубопpовода являлась более низкая по сpавнению с новоpоссийским тpубопpоводом себестоимость тpанспоpтиpовки в Супсу. Так, тонна нефти, тpанспоpтиpуемая в Hовоpоссийск, обходится в 15,67 долл. США, а такое же количество нефти, отпpавленное в Супсу – в 13,14 доллаpов США. Длина тpубопpовода Баку – Супса составила 837 километpов, его диаметp 530 миллиметpов. С 1999 года до начала 2005 года по двум тpубопpоводам было тpанспоpтиpовано на миpовые pынки 48,7 миллионов тонн азеpбайджанской нефти [9]. Однако следует отметить, что документы, подписанные в Стамбуле по поводу доставки нефти по БТД, являются важным, не имеющим аналогов фактом, который послужил основой для проекта [12]. Из общего количества километров магистральных трубопроводов, 468 км Азербайджана и 225 километров Грузии прошли по территории Турции и в общей сложности составили 1037 километров. Согласно проекту, расширенный Сангачальский терминал пополнился новым портом – Джейхан. В результате строительства в здание терминала вошли 11 насосных станций диаметром 1100 мм, стоимостью 2,4 млн долл. США, мощностью 50 млн тонн. Этот нефтепроводный маршрут, проходящий через Грузию и турецкое побережье Средиземного моря, с помощью танкеров отправлял нефть в Джейхан, а оттуда на европейские рынки [3]. Азербайджан открыт для международных связей, идет на дружественные контакты и с Соединенными Штатами Америки, для которых БТД является более предпочтительным и который они считают более перспективным. Следует отметить, что «Баку – Тбилиси – Джейхан» проходит по Великому Шелковому пути и является надежным в силу веры Азербайджана в Турцию. В тяжелейшее время для Азербайджана, когда на него было оказано давление (перед подписанием «Контракта века»), Турция оказала поддержку Азербайджану и продемонстрировала преданность [8]. С другой стороны, президент США Билл Клинтон продемонстрировал последовательность, благодаря которой в сентябре 1994 года был подписан «Контракт века» [11]. Первый анализ сравнительной интенсивности транспортировки азербайджанской нефти по трубопроводу показал эффективность проекта Баку – Тбилиси – Джейхан. Заложенный Гейдаром Алиевым в начале восстановления независимости в Азербайджане Контракт века поспособствовал установлению дружественных отношений с другими 8
Стр.2
Вопросы экономических наук, № 5, 2011 странами мира. На основе взаимовыгодного договора государств – участников проекта укрепляется доверие и создаются условия для дальнейшего сотрудничества. Начиная с 1992 года тюркоязычные государства стали искать пути для сближения. Это свидетельствуют проведенные на высоком уровне совещания, переговоры, взаимные визиты и ряд других важных мероприятий. «Между главами тюркоязычных стран были созданы тесные личные контакты и завязаны дружественные, братские отношения». Благодаря чему были реализованы крупные международные проекты в рамках взаимопонимания и сотрудничества. Таким образом, была выражена идея регионального сотрудничества, воплощенная в геополитике государств [10]. Проведенные исследования показали, что геополитика сыграла свою роль в качестве движущей силы в воплощении нефтяных проектов Азербайджана. Были подписаны документы в Брюсселе, программы ТАСИС Европейского Союза в 1993 году, программы для турецких государств, для Центральной Азии, проекты по линии ТРАСЕКА в Азербайджане и на Южном Кавказе [3]. Это был первый этап дороги, ведущей к БТД. На втором этапе, т. е. начиная с 1994 года, энергетическая стратегия Азербайджана в результате последовательной политики привела к сотрудничеству с крупнейшими нефтяными компаниями мира, представленными в консорциуме, известном как «Контракт века». Азербайджан как главный основатель энергетической безопасности превратил весь Южный регион Кавказа в регион долгосрочного международного сотрудничества. В настоящее время Турция прилагает все усилия для выявления богатых нефтяных месторождений в таких странах, как Казахстан и Туркменистан [12]. Следует отметить, что, государства каждого сектора Каспийского региона обладают углеводородными запасами и имеют возможности для заключения контрактов со странами, испытывающими недостаток в энергоресурсах. Без сомнений, тюркские страны мира с богатыми природными запасами и выгодным географическим положением ориентированы на получение экономических выгод, которые обеспечат в будущем глобальное политическое преимущество. Опыт показывает, что совместное производство энергоресурсов для мировых рынков, транспортируемых по нефте- и газопроводам, способствует безопасности, стабильности и процветанию поставщиков [12]. Третий этап в реализации воздействия БТД и восстановление Великого Шелкового пути, как сказал бывший президент Турции – Сулейман Демирель, будут функционировать параллельно. Это замечательно, замечательно и то, что следующим этапом в плане развития международного сотрудничества считается основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси – Джейхан, проект которого был реализован 29 октября 1998 года, к 75-летию Республики. Он начался с подписания декларации в столице Турции – Анкаре [8]. Когда Гейдару Алиеву журналисты задали вопрос: «Что вы предпочитаете маршруту Баку – Джейхан?» – Г. Алиев ответил: «Мы определили с самого начала, что этот маршрут безопасен во всех отношениях и является гораздо более выгодным с точки зрения доступа к Западу…» [9]. В ноябре 1999 года на саммите ОБСЕ была дана экспортная оценка «Баку – Тбилиси – Джейхану». «В будущем развитие наших стран в связи с историческим соглашением, подписанным в Стамбуле, обеспечено. Процветание региона следует считать достигнутым благодаря международному соглашению по поводу БТД» [2]. На саммите в Стамбуле звучали разные мнения. Так, Э. Сулейманова подчеркивает, что «дни саммита, состоявшиеся в Стамбуле, явились еще одним стимулом для успешного экспортирования углеводородов по трубопроводу «Баку – Тбилиси – Джейхан». Подписание соглашения было встречено с большим интересом. Поверьте, многие иностранные журналисты обращались к нам с вопросом: «действительно ли соглашение касательно нефтепровода «Баку – Тбилиси – Джейхан» будет подписано сегодня?». По каким-то причинам им не верилось, многие люди тогда ожидали, что соглашение будет отложено». [12]. Однако благодаря поддержке со стороны братской Турции и политическим способностям народного лидера Азербайджана Г. Алиева соглашение было подписано. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев от тюркского мира приветствовал подписание соглашения. Он подчеркнул в тот момент: «Сегодня подписаны долгожданные стам9
Стр.3