Вопросы филологических наук, № 6, 2010
Литературоведение
Русская литература
Антонова А.Ю., аспирант Тверского государственного университета
КОНЦЕПТ «ВЫБОР» В РОМАНЕ Ю.В. <...> 8
Вопросы филологических наук, № 6, 2010
Перед нами бывшие фронтовики (Ушаков, Логачёв, Кирюшкин, Твердохлебов, Билибин,
Эльдар), которые в мирной жизни становятся «уголовниками», бандитами; так их называют
«интеллигенты» – люди, не столкнувшиеся лицом к лицу с войной, не знавшие «окопной
жизни», не державшие в руках оружия. <...> По мнению В.М.Аристовой, в истории англо-русских языковых контактов можно выделить три основных периода их интенсификации: <...> 29
Вопросы филологических наук, № 6, 2010
На различных этапах англо-русских контактов возможно преобладание тех или иных
способов заимствования – либо калькированных, либо материально заимствованных элементов. <...> Различие англо-русских языковых контактов на разных этапах исторического развития
языков проявляется не только в способах заимствования, но и в рамках тематических групп,
актуальность которых определяется внеязыковыми факторами. <...> Вопросы филологических наук, № 6, 2010
Куракина Е.Б., декан, доцент Московской государственной академии хореографии
КОЛЕБАНИЯ МЕСТА УДАРЕНИЯ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОЙ МОСКОВСКОЙ
МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСТФИКСАЛЬНЫХ
ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
Развитие современной акцентологической системы русского языка отражает в полной
мере процессы модернизации и реформирования, происходящие в нашем обществе в последние два десятилетия, и характеризуется серьезными изменениями в системе акцентуации, а также резким падением речевой культуры общества. <...> Для выявления основных тенденций подвижности глагольного ударения и обоснования
закономерностей их развития автором исследования было проведено анонимное письменное
анкетирование и устный опрос молодых москвичей в возрасте от 16 до 25 лет. <...> Известно, что глагольное ударение в целом тяготеет к неподвижности <...>
Вопросы_филологических_наук_№6_2010.pdf
Вопросы филологических наук, № 6, 2010
Литературоведение
Русская литература
Антонова А.Ю., аспирант Тверского государственного
университета
КОНЦЕПТ «ВЫБОР» В РОМАНЕ Ю.В. БОНДАРЕВА «НЕПРОТИВЛЕНИЕ»
Одним из важнейших понятий гуманитарных отраслей знания – лингвистики, литературоведения,
логики, философии, искусствознания и культурологи является понятие «концепт».
В своей статье мы используем понятие «концепт». В связи с этим необходимо уточнить
теоретическую базу, взятую за основу в нашем исследовании.
«В современном постмодернистском контексте не принято говорить о смысле. Между
тем именно смысл в наибольшей мере раскрывает суть термина «концепт». Смысл – целостен,
именно он имеет отношение к ценностям – истина, красота. Этим смысл и отличается
от значения. Смысл не может существовать без понимания, которое обязательно включает в
себя оценку. Смысл всегда кто-то открывает, находит, распознает. Смысл подразумевает наличие
воспринимающего сознание и его носителей: конкретных деятелей, коммуникантов.
Этим смысл отличается от понятия»1.
«Концепт – явление того же порядка, что и понятие. По своей внутренней форме в русском
языке слова концепт и понятие одинаковы: концепт является калькой с латинского conceptus
– «понятие», от глагола concipere «значить», то есть значит буквально «понятие, значение».
Концепт
и понятие термины разных наук. «Понятие» главным образом употребляется в
логике и философии, тогда как «концепт» является термином в одной отрасли логики – в математической
логике, а в последнее время также закрепилось в науке о культуре.
У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит
строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что и делает
его фактом культуры – исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания
история; современные ассоциации; оценки»1.
Концепт – одновременно и индивидуальное представление, и общность. Такое понимание
концепта сближает его с художественным образом, заключающим в себе обобщающие и
конкретно – чувственные моменты. Смысловое колебание между понятийным и чувственным,
образным полюсами делает концепт гибкой. Универсальной структурой, способной реализовываться
в дискурсах разного типа»2.
В области современного гуманитарного знания одним из первых термин «концепт» вводит
русский мыслитель С. А. Аскольдов (1870-1945)3.
Уже в названии статьи С. Аскольдова «Концепт и слово» (1928) сформулирован вопрос о
языковой выраженности концепта. Проблема вербальной выраженности концепта – одна из
центральных в современной теории литературы.
В качестве самого существенного признака концепта С. Аскольдов выдвигает «функцию
заместительства». Вот как выглядит одно из центральных определений его статьи: «Концепт
есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество
предметов одного и того же рода»4. В статье приводится ряд примеров « заместительных
отношений», причем не только из области мысли, но также и из чисто жизненной
1 Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры. М.: Акад. Проект, 2001. С.43.
2 Зусман В. Указ. Соч. С. 13.
3 Аскольдов С. Концепт и слово // Русская словесность: Антология. М., 1997. С. 67.
4 Там же, С. 85
7
Стр.1