Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы филологических наук

Вопросы филологических наук №6 2010 (180,00 руб.)

0   0
Страниц124
ID197542
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит
Вопросы филологических наук .— Москва : Спутник+ .— 2010 .— №6 .— 124 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197542 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 6, 2010 Литературоведение Русская литература Антонова А.Ю., аспирант Тверского государственного университета КОНЦЕПТ «ВЫБОР» В РОМАНЕ Ю.В. <...> 8 Вопросы филологических наук, № 6, 2010 Перед нами бывшие фронтовики (Ушаков, Логачёв, Кирюшкин, Твердохлебов, Билибин, Эльдар), которые в мирной жизни становятся «уголовниками», бандитами; так их называют «интеллигенты» – люди, не столкнувшиеся лицом к лицу с войной, не знавшие «окопной жизни», не державшие в руках оружия. <...> По мнению В.М.Аристовой, в истории англо-русских языковых контактов можно выделить три основных периода их интенсификации: <...> 29 Вопросы филологических наук, № 6, 2010 На различных этапах англо-русских контактов возможно преобладание тех или иных способов заимствования – либо калькированных, либо материально заимствованных элементов. <...> Различие англо-русских языковых контактов на разных этапах исторического развития языков проявляется не только в способах заимствования, но и в рамках тематических групп, актуальность которых определяется внеязыковыми факторами. <...> Вопросы филологических наук, № 6, 2010 Куракина Е.Б., декан, доцент Московской государственной академии хореографии КОЛЕБАНИЯ МЕСТА УДАРЕНИЯ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОЙ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСТФИКСАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ Развитие современной акцентологической системы русского языка отражает в полной мере процессы модернизации и реформирования, происходящие в нашем обществе в последние два десятилетия, и характеризуется серьезными изменениями в системе акцентуации, а также резким падением речевой культуры общества. <...> Для выявления основных тенденций подвижности глагольного ударения и обоснования закономерностей их развития автором исследования было проведено анонимное письменное анкетирование и устный опрос молодых москвичей в возрасте от 16 до 25 лет. <...> Известно, что глагольное ударение в целом тяготеет к неподвижности <...>
Вопросы_филологических_наук_№6_2010.pdf
Вопросы филологических наук, № 6, 2010 Литературоведение Русская литература Антонова А.Ю., аспирант Тверского государственного университета КОНЦЕПТ «ВЫБОР» В РОМАНЕ Ю.В. БОНДАРЕВА «НЕПРОТИВЛЕНИЕ» Одним из важнейших понятий гуманитарных отраслей знания – лингвистики, литературоведения, логики, философии, искусствознания и культурологи является понятие «концепт». В своей статье мы используем понятие «концепт». В связи с этим необходимо уточнить теоретическую базу, взятую за основу в нашем исследовании. «В современном постмодернистском контексте не принято говорить о смысле. Между тем именно смысл в наибольшей мере раскрывает суть термина «концепт». Смысл – целостен, именно он имеет отношение к ценностям – истина, красота. Этим смысл и отличается от значения. Смысл не может существовать без понимания, которое обязательно включает в себя оценку. Смысл всегда кто-то открывает, находит, распознает. Смысл подразумевает наличие воспринимающего сознание и его носителей: конкретных деятелей, коммуникантов. Этим смысл отличается от понятия»1. «Концепт – явление того же порядка, что и понятие. По своей внутренней форме в русском языке слова концепт и понятие одинаковы: концепт является калькой с латинского conceptus – «понятие», от глагола concipere «значить», то есть значит буквально «понятие, значение». Концепт и понятие термины разных наук. «Понятие» главным образом употребляется в логике и философии, тогда как «концепт» является термином в одной отрасли логики – в математической логике, а в последнее время также закрепилось в науке о культуре. У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что и делает его фактом культуры – исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки»1. Концепт – одновременно и индивидуальное представление, и общность. Такое понимание концепта сближает его с художественным образом, заключающим в себе обобщающие и конкретно – чувственные моменты. Смысловое колебание между понятийным и чувственным, образным полюсами делает концепт гибкой. Универсальной структурой, способной реализовываться в дискурсах разного типа»2. В области современного гуманитарного знания одним из первых термин «концепт» вводит русский мыслитель С. А. Аскольдов (1870-1945)3. Уже в названии статьи С. Аскольдова «Концепт и слово» (1928) сформулирован вопрос о языковой выраженности концепта. Проблема вербальной выраженности концепта – одна из центральных в современной теории литературы. В качестве самого существенного признака концепта С. Аскольдов выдвигает «функцию заместительства». Вот как выглядит одно из центральных определений его статьи: «Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода»4. В статье приводится ряд примеров « заместительных отношений», причем не только из области мысли, но также и из чисто жизненной 1 Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры. М.: Акад. Проект, 2001. С.43. 2 Зусман В. Указ. Соч. С. 13. 3 Аскольдов С. Концепт и слово // Русская словесность: Антология. М., 1997. С. 67. 4 Там же, С. 85 7
Стр.1