Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Вопросы филологических наук

Вопросы филологических наук №4 2010 (180,00 руб.)

0   0
Страниц60
ID197540
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит
Вопросы филологических наук .— Москва : Спутник+ .— 2010 .— №4 .— 60 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197540 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 4, 2010 Литературоведение Русская литература Летохо Е.В., аспирант Московского педагогического государственного университета ПОЭТИКА ОЧЕРКА К.Г. ПАУСТОВСКОГО «НОВАЯ ЭРА» Очерк «Новая эра» (1961), сопоставимый по содержанию и пафосу с написанным в одно время с ним, очерком «Старая рукопись» продолжает тему покорения космоса. <...> Вопросы филологических наук, № 4, 2010 Мэн Фаньхун О ВОЗЗРЕНИЯХ Л.Н. <...> ТОЛСТОГО НА СМЕРТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА») Смерть – одна вечная тема на протяжении всего творческого пути Л.Н. Толстого. <...> рассказ «Смерть Ивана Ильича» является заглавным, центральным, программным по теме смерти. <...> 9 Вопросы филологических наук, № 4, 2010 Как член Судебной палаты, Иван Ильич Головин «был второй сын» среди трёх сыновей, «гордостью семьи». <...> . Через пять лет Иван Ильич получил место судебного следователя. <...> «В самой службе, именно в следствиях, Иван Ильич очень быстро усвоил приём отстранения от себя всех обстоятельств, не касающихся службы...» <...> Через два года службы следователем Иван Ильич женился на самой привлекательной, умной, блестящей девушке – девице «хорошего дворянского рода». <...> Иван Ильич руководствовался только мыслью и чувством обычной жизни, у него не было смысла жизни, поэтому вначале смерть для него страшна. <...> Перед лицом смерти Иван Ильич снова осмыслил свою жизнь, у него возник смысл жизни, тогда смерть для него уже не страшная, а радостная. <...> ПУШКИНА В ВОСПРИЯТИИ МИР ДЖАЛАЛА Мир Джалал Али оглу Пашаев (1908–1978), столетие со дня рождения которого было включено в календарь ЮНЕСКО на 2008 год и торжественно отмечено не только в Азербайджане, но и во Франции, являясь признанным авторитетом в области изучения и преподавания классической азербайджанской литературы, не ограничивался рамками национальной литературы, и в своем творчестве опирался на богатые традиции мировой литературы. <...> В этом списке, будь он приведен здесь, можно было бы найти имена, можно <...>
Вопросы_филологических_наук_№4_2010.pdf
Вопросы филологических наук, № 4, 2010 Литературоведение Русская литература Летохо Е.В., аспирант Московского педагогического государственного университета ПОЭТИКА ОЧЕРКА К.Г. ПАУСТОВСКОГО «НОВАЯ ЭРА» Очерк «Новая эра» (1961), сопоставимый по содержанию и пафосу с написанным в одно время с ним, очерком «Старая рукопись» продолжает тему покорения космоса. Авторское жанровое определение произведения можно дополнить дефиницией ‘мемуарный’, т. к. в содержательной его основе – ретроспекция. Повествователь – свидетель возникновения «новой эры в жизни человечества»1, отсюда восторженный пафос и некоторые содержательные и стилистические особенности очерка. Так, «путешествие» летчика-космонавта названо писателем предметом гордости «всего мыслящего человечества» [1; 365]. Мыслящее человечество – основной предмет внимания и одно из излюбленных выражений В.И. Вернадского [2]. Именно мысль человека стала решающим фактором на пути перехода от биосферы к ноосфере. Создавая научные теории, человек тем самым формирует культурное пространство («деятельность, отмеченная знаком плюс, служащая благу человека») [3; 365]. «Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и еще больше в гений человечества» [1; 364]. Подобное утверждение звучит как признание заслуг космистов. Именно в «ноосферную эпоху», в ХХ-ом столетии происходит «взрыв научной мысли», который приводит к изобретению первой ракеты, первому космическому полету [4]. Автор, подчёркивая свою причастность к достижениям соотечественников, прибегает к высказываниям, близким афористическим («Жизнь человечества делится на огромные промежутки, на соединение многих эпох» [1; 363]), использованию грамматических форм 2го лица множественного числа: «Нам не свойственно…», «Какие бы трудности ни ожидали нас…» и т. п. К.Г. Паустовский также обращается к мифологическому прошлому: Ю. Гагарин сопоставлен с Икаром. Мыслям о «русском Икаре», по мнению писателя, не исчезнуть никогда и «полет Гагарина будет волновать людей пока будет существовать наша Земля» [1; 364]. Слово Земля автор не случайно пишет с большой буквы, это название планеты, а не просто мира вокруг, как это было в более ранних произведениях. Размышления о космическом полете вызывают воспоминания о летчике Уточкине, чей «идиллический андерсоновский полет» кажется архаическим на фоне современного писателю полета на «могучих воздушных кораблях». Признавая наступление «новой величайшей эры», К.Г. Паустовский как часть «мыслящего человечества» вступает в своего рода диалог с космистами, в частности с В.И. Вернадским, объявившим ХХ век эрой разума. Поэтика рассмотренного очерка позволяет не только говорить о постоянных чертах авторского стиля (ослабленность сюжета, лиричность и субъективность описания), но и является примером влияния на очерковую прозу писателя «духа времени». Содержание очерка полностью продиктовано важнейшим для страны событием, которое не могло оставить равнодуш1 Возникновение «новой эры», связанное с освоением космического пространства – закономерная отсылка к имени К.Э. Циолковского. Идеи «отца космонавтики», по наблюдениям автора, были особенно популярны в 1950-е годы. 7
Стр.1