Автор рассказывает о том, как организовать образова
тельный процесс в случае введения ФГОС, описывает
этапы разработки новых образовательных программ,
способы и методы работы с ними. <...> Духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся: от программы к результату.... <...> Цивилизованное развитие российского общества на
прямую связано с обновлением образования. <...> Федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС) общего образования закладывают иной тип взаимоотно
шений между личностью, обществом и государством — отношений,
основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и
реализации современной политики в области образования. <...> В соот
ветствии с новыми стандартами сегодняшнее образование ориен
тируется на:
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья
и безопасности участников образовательного процесса, обеспе
чение их эмоционального благополучия;
— обеспечение освоения школьниками средств и способов учеб
ных действий, позволяющих решать как учебные, так и внеучебные
задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях
образования;
— формирование ключевых компетентностей обучающихся в ре
шении учебных и практических задач;
— развитие ребенка как субъекта отношений с миром, людьми
и самим собой, успешной самореализации учащихся в образо
вательной деятельности, а также сохранение и поддержка инди
видуальности каждого ребенка. <...> Считаем, что для осуществления всего этого необходимо, чтобы
руководитель был готов теоретически и практически к организа
ции и регулированию деятельности образовательного учреждения
по целому ряду направлений в условиях введения новых стандартов
общего образования. <...> 10
№ 3, 2012 г.
Управление введением
государственных стандартов
общего образования
О введении федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего
образования в школе
В
2005 году в Российской Федерации <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№3_2012.pdf
¹ 3, 2012 ã.
1
управление
¹3, 2012
Е.В. Губанова
Новый образовательный стандарт:
внедрение, контроль реализации
и оценка результатов
(практический аспект)
Стр.1
2
¹ 3, 2012 ã.
Елена Владимировна Губанова — кандидат педагогических
наук, доцент, имеет многолетний управленческий
и преподавательский опыт работы в сфере образования:
в общеобразовательной школе, институте повышения
квалификации и переподготовки работников образования.
Сфера профессиональных интересов: инновационные
подходы к управлению образовательными системами,
профессиональная и общественная экспертиза качества
образования, современный образовательный менеджмент,
системы менеджмента качества образования, стандартизация
образования, экономика и право образования и др.
Автор более 80 работ по актуальным вопросам образования.
Стр.2
¹ 3, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 3, 2012 год
3
Е.В. Губанова
Новый образовательный
стандарт: внедрение, контроль
реализации и оценка результатов
(практический аспект)
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
4
УДК 373.1.014
ББК 74.204
Ã93
¹ 3, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ã93
Е.В. Губанова. Новый образовательный стандарт:
внедрение, контроль реализации и оценка результатов
(практический àñïåêò). — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2012. — 224 ñ.
ISBN 9785-88753-135-9
В образовательной среде до сих пор нет единого
мнения о том, как внедрить в школу Федеральный государственный
образовательный стандарт. Что должен
делать руководитель образовательного учреждения?
Автор рассказывает о том, как организовать образовательный
процесс в случае введения ФГОС, описывает
этапы разработки новых образовательных программ,
способы и методы работы с ними. Читатель найдет также
необходимый директору школы материал по управлению
образовательным процессом.
УДК 373.1.014
© Губанова Å.Â., 2012
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2012
Ìîñêâà, 2012
Стр.4
¹ 3, 2012 ã.
5
Содержание
Введение .........................................................7
Управление введением государственных стандартов
общего образования ........................................ 10
О введении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования в школе ...........................................10
Проектирование системы управления
образовательным учреждением в условиях
введения новых стандартов ..................................18
Модель введения стандарта начального общего
образования в образовательном учреждении ..... 42
Государственно-общественное управление
введением стандартов общего образования ....... 55
Нормативно-правовое обеспечение реализации
стандартов нового поколения .............................. 64
Работа с участниками образовательного
процесса ............................................................. 99
Контроль реализации новых образовательных
стандартов и оценка результатов образования .... 116
Общие подходы к разработке основной
образовательной программы начального общего
образования образовательного учреждения ...... 116
Стр.5
6
¹ 3, 2012 ã.
Диагностика участников образовательного процесса
по изучению их запросов и потребностей ..........................147
Внутришкольный контроль введения и реализации новых
образовательных стандартов ........................................... 152
Рекомендуемая литература ........................................ 169
Сокращения и обозначения, принятые в тексте ............... 173
Приложение 1. Тезаурус ФГОС начального общего
образования ..............................................................174
Приложение 2. Подготовка руководящих кадров к работе
в условиях введения ФГОС .......................................... 187
Приложение 3. Духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся: от программы к результату ... 199
Стр.6
¹ 3, 2012 ã.
7
Введение
П
еред системой образования всегда стояли два существенных
вопроса: чему учить и как учить?
Жизненная реальность такова, что попадание
школьника в ситуацию неопределенности, поиска становится
обыденным явлением. Нестабильность, присущая
современному обществу, обостряет вероятность принятия
школьниками непродуманных решений социального
характера. Необходимо учитывать и то, что у детей
восприятие действительности очень часто искажается
красочным видеорядом и образами, представляемыми
средствами СМИ, телевидением, социальными сетями.
Цивилизованное развитие российского общества напрямую
связано с обновлением образования. Поиски
новых форм обучения школьников, управления образовательным
процессом связаны сегодня с модернизацией
содержания образования и созданием оптимальных
условий для позитивной социализации ребенка.
Реформирование институциональной системы образования
в первую очередь должно начинаться с изменения
приоритетов образовательной деятельности.
В современных социальных условиях прослеживается
закономерность: если школа далека от проблем социума,
она вряд ли может рассчитывать на его поддержку.
В то же время, если социум отстраняется от организа
Стр.7