Профориентационная
работа в школе
(практикум для педагогов и родителей)
№ 5, 2011 г.
Галина Владимировна Резапкина — старший науч
ный сотрудник Центра развития психологической службы
образования Федерального института развития образо
вания и Центра практической психологии образования
Академии социального управления, специалист в области
профессионального самоопределения, профдиагностики
и профотбора, автор книг, программ и методик. <...> Г.В. Резапкина
Профориентационная работа
в школе
(практикум для педагогов и родителей)
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
УДК 373.3/. <...> Профориентационная работа в школе
(практикум для педагогов и родителей). <...> ISBN 978588753129-8
На практическом уровне пособие помогает решить
вопросы о том, какого человека должна воспитать школа,
каким должен быть сам воспитатель, какова роль взрос
лых в профориентационной работе. <...> В книгу включены упражнения, тесты и методики, кото
рые можно использовать на внутришкольных семинарах
и совещаниях, посвященных совершенствованию стиля
педагогического общения, сохранению психологического
здоровья всех участников образовательного процесса. <...> В последние годы разработано немало качественных
программ профессионального самоопределения для
подростков, создаются компьютерные программы диа
гностики, фильмы, интересные интернет-проекты. <...> Пособие включает методику «Психологический портрет учите
ля», позволяющую учителю узнать некоторые особенности своей
нервной системы, стиля педагогического общения, самооценки,
степень удовлетворенности своей работой, уточнить свои при
оритетные ценности. <...> Эф
фективным средством профессионального и личностного раз
вития является тренинг. <...> На пяти занятиях тренинга, включенного
в книгу, рассматриваются важнейшие вопросы, напрямую свя
занные с профессиональной деятельностью учителя: приоритеты
и ценности, мотивы и потребности, направленность <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№5_2011.pdf
№ 5, 2011 г.
1
педагогика
Резапкина Г.В.
Профориентационная
работа в школе
(практикум для педагогов и родителей)
Стр.1
2
№ 5, 2011 г.
Галина Владимировна Резапкина — старший науч
ный сотрудник Центра развития психологической службы
образования Федерального института развития образо
вания и Центра практической психологии образования
Академии социального управления, специалист в области
профессионального самоопределения, профдиагностики
и профотбора, автор книг, программ и методик.
Стр.2
№ 5, 2011 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 5, 2011 год
Г.В. Резапкина
Профориентационная работа
в школе
(практикум для педагогов и родителей)
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
УДК 7 . /.5.0 7
ббК 7 .20
р
№ 5, 2011 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
р
резапкина Г.В. Профориентационная работа в школе
(практикум для педагогов и родителей). — М.: Сентябрь,
2011. — 128 с. ISBN 97858875 1298
на практическом уровне пособие помогает решить
вопросы о том, какого человека должна воспитать школа,
каким должен быть сам воспитатель, какова роль взрос
лых в профориентационной работе.
В книгу включены упражнения, тесты и методики, кото
рые можно использовать на внутришкольных семинарах
и совещаниях, посвященных совершенствованию стиля
педагогического общения, сохранению психологического
здоровья всех участников образовательного процесса.
Пособие адресовано руководителям образовательных
учреждений, педагогам, руководителям.
УДК 7 . /.5.0 7
© резапкина Г.В.
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2011
Стр.4
№ 5, 2011 г.
Содержание
5
От автора .........................................................7
Методика «Психологический портрет учителя» ..... 10
Описание методики ..................................................10
Опросник «Психологический портрет учителя» .........12
Комментарии и интерпретация .................................18
Тренинг развития профессионального самосознания
учителя .......................................................... 23
Занятие «Приоритеты и ценности» ............................25
Занятие «Мотивы и потребности» .............................
Занятие «направленность личности» ........................
Занятие «Профессионально важные качества
учителя» ....................................................................5
Занятие «Профессиональные риски и пути
их преодоления» .......................................................65
Тематические материалы к родительским собраниям
в V–VIII классах ............................................... 85
Самооценка и уровень притязаний ...........................86
Отрок, подросток, тинейджер ..................................92
территория выбора ..................................................96
Воспитание лидерства ..............................................98
Интересы и склонности в выборе профессии .......... 10
Предпрофильная подготовка и отбор в профильные
классы .....................................................................112
Стр.5
6
№ 5, 2011 г.
Приложение
Обзор интернетресурсов по вопросам профессионального
самоопределения подростков ................................................... 116
Рекомендуемая литература ........................................ 126
Стр.6
№ 5, 2011 г.
От автора
7
С
егодня для многих уже очевидно, что основы про
фессионализма закладываются в семье и школе.
В учреждениях профессионального образования
только шлифуются качества успешного профессиона
ла.
В связи с этим перед руководителями образовательных
учреждений ставятся новые задачи: как помочь школьни
кам правильно выбрать профессию? Кто этим должен за
ниматься — учитель технологии, классный руководитель,
психолог? По каким программам вести занятия и в каком
формате? Все эти вопросы имеют, скорее, тактический
характер.
В последние годы разработано немало качественных
программ профессионального самоопределения для
подростков, создаются компьютерные программы диа
гностики, фильмы, интересные интернетпроекты. Од
нако это только технологии, которые чаще всего мерт
вы без посредника — мудрого, тактичного взрослого,
способного показать, рассказать, заинтересовать под
ростка, стоящего перед выбором профессионального
и жизненного пути.
По мнению е.А. Климова, «учитель наиболее непос
Стр.7