Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Русский язык с основами языкознания (220,00 руб.)

0   0
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц128
ID197209
АннотацияВ учебном пособии освещены основные проблемы языкознания. Пособие даёт целостное представление о языковой системе, законах её функционирования, уровнях и единицах системы. В развёрнутом виде в нём представлены два раздела современного русского языка: фонетика и лексикология. Учебное пособие может быть использовано студентами высших учебных заведений, обучающихся по системе бакалавриата, при освоении следующих дисциплин: «Введение в филологию», «Фонетика современного русского языка», «Лексикология современного русского языка» (направления: 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык»), 032700 «Филология» (профили «Отечественная филология», «Зарубежная филология»), 035300 «Искусства и гуманитарные науки» (профиль «Философия»)); «Основы языкознания» (направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»).
ББК81.2Р–923
Русский язык с основами языкознания / Т.Л. Новикова, С.В. Разживина .— учебное пособие .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2011 .— 128 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197209 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. В. Разживина РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В 2 частях Часть 1 ЯЗЫКОЗНАНИЕ. <...> Л. Н. Толстого); кандидат филологических наук, доцент Е. П. Красильникова (Тульский государственный университет) Н 73 Новикова, Т. Л. Русский язык с основами языкознания: Учеб. пособие: В 2 ч. <...> / // Условные обозначения: знак фонетической транскрипции знак фонематической транскрипции знак мягкости согласного звука нарастание звучности падение звучности граница такта граница фразы 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ включает курс русского языка в обязательный минимум специальных дисциплин многих гуманитарных факультетов. <...> По этой причине описание фонетического уровня открывает языковую систему. <...> Для выявления национальных особенностей русской фонетической системы осуществляется экскурс в фонетические системы других языков мира. <...> Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикуляционный звук пригодным для выражения мысли» [12, c. <...> Мышление – главное орудие развития системы лексических и грамматических значений, причем грамматическое значение это всегда результат абстрагирующей работы мысли, результат обобщения лексических значений и связей между ними <...> Грамматическое значение данных предложений сводится к следующему содержанию: «отсутствие бытия потенциально неединичного субъекта». <...> Так, единицей речи является звук, а единицей языка на фонетическом уровне – фонема (ср.: разные реализации одной и той же фонемы <с> в приставке в составе, например, таких слов: сносить – звук [с] / сбросить – звук [з] / счистить – звук [щ] / сжечь – звук [ж] «долгий» / сшить – звук [ш] «долгий»). <...> Определённый уклад органов речи природа приспособила для образования человеческой речи. <...> Слоговое письмо Древнейшие типы слогового письма формировались во 2–1 тысячелетии до н. э. <...> Число знаков в слоговом письме <...>
Русский_язык_с_основами_языкознания.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Русский_язык_с_основами_языкознания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» Т. Л. Новикова, С. В. Разживина РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В 2 частях Часть 1 ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ФОНЕТИКА. ЛЕКСИКОЛОГИЯ Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2011
Стр.1
ББК 81.2Р – 923 Н 73 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор В. Т. Бондаренко (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого); кандидат филологических наук, доцент Е. П. Красильникова (Тульский государственный университет) Н 73 Новикова, Т. Л. Русский язык с основами языкознания: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч 1: Языкознание. Фонетика. Лексикология / Т. Л. Новикова, С. В. Разживина; Под ред. С. В. Разживиной. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. – 128 с. В учебном пособии освещены основные проблемы языкознания. Пособие даёт целостное представление о языковой системе, законах её функционирования, уровнях и единицах системы. В развёрнутом виде в нём представлены два раздела современного русского языка: фонетика и лексикология. Учебное пособие может быть использовано студентами высших учебных заведений, обучающихся по системе бакалавриата, при освоении следующих дисциплин: «Введение в филологию», «Фонетика современного русского языка», «Лексикология современного русского языка» (направления: 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык»), 032700 «Филология» (профили «Отечественная филология», «Зарубежная филология»), 035300 «Искусства и гуманитарные науки» (профиль «Философия»)); «Основы языкознания» (направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»). ББК 81.2Р–923 Учебное издание НОВИКОВА ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА, РАЗЖИВИНА СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Учебное пособие В 2 частях Часть 1 ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ФОНЕТИКА. ЛЕКСИКОЛОГИЯ Печатается с оригинал-макета, предоставленного авторами. Подписано в печать 10.10.11. Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Уч.-изд. л. 8,15. Тираж 100 экз. Заказ 11/010. «С» 1362. Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.  Т. Л. Новикова, С. В. Разживина, 2011  ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................................. 5 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ .................. 7 1.1. Виды и функции языка в обществе .......................................................................... 7 1.2. Язык и сознание. Язык и мышление ..................................................................... 10 1.3. Язык и речь .......................................................................................................................... 12 1.4. Проблема происхождения языка человека ....................................................... 16 1.5. История появления письма ........................................................................................ 18 1.6. Тенденции изменения и развития языка .......................................................... 22 1.7. Перспективы развития языков в будущем ....................................................... 25 2. КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ .............................................................................................. 26 2.1. Генеалогическая классификация языков .......................................................... 26 2.2. Типологическая классификация языков ............................................................ 32 3. ЯЗЫК КАК СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ................................... 36 3.1. Языковой знак ................................................................................................................... 36 3.2. Уровневая структура языка ....................................................................................... 38 3.3. Фонетический уровень языка .................................................................................. 42 3.3.1. Сегментное членение речи ................................................................................ 42 3.3.2. Звук в акустическом и артикуляционном аспекте ............................... 45 3.3.3. Классификация гласных и согласных звуков .......................................... 47 3.3.4. Фонетические и нефонетические чередования звуков ..................... 53 3.3.5. Звук в функциональном аспекте .................................................................... 58 3.3.6. Слог .................................................................................................................................. 61 3.4. Суперсегментные единицы ........................................................................................ 67 3.4.1. Ударение ....................................................................................................................... 67 3.4.2. Интонация ................................................................................................................... 67 3.4.3. Графика. Основные характеристики и принципы русской графики ..................................................................................................................................... 68 3.4.5. Орфография. Понятие орфограммы ............................................................. 70 3.4.6. Принципы русской орфографии. Основные правила русской орфографии ............................................................................................................................ 70 3.5. Лексический уровень языка ...................................................................................... 74 3.5.1. Слово как многоаспектная единица языка .............................................. 74 3.5.2. Типы лексического значения слова .............................................................. 77 3.5.3. Смысловая структура слова. Понятие о компонентном анализе слова ............................................................................................................................................ 81 3.5.4. Лексико-семантическая синтагматика и парадигматика ................ 84 3.5.4.1. Многозначность .............................................................................................. 85 3.5.4.2. Омонимия ............................................................................................................ 88 3.5.4.3. Паронимия .......................................................................................................... 91 3.5.4.4. Синонимия .......................................................................................................... 92 3.5.4.5. Антонимия ....................................................................................................... 100 3.6. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и сферы употребления........................................................................................................................... 105 3
Стр.3
3.7. Фразеология .................................................................................................................... 118 3.7.1. Фразеологизм. Основные признаки фразеологизма ....................... 118 3.7.2. Семантические типы фразеологических единиц ............................... 121 3.7.3. Структурные типы фразеологических единиц ................................... 123 3.7.4. Функционально-социальная характеристика фразеологизмов 126 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................... 127 Условные обозначения: [ ] < > а’   / // знак фонетической транскрипции знак фонематической транскрипции знак мягкости согласного звука нарастание звучности падение звучности граница такта граница фразы 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ включает курс русского языка в обязательный минимум специальных дисциплин многих гуманитарных факультетов. Этот курс обязателен и при подготовке бакалавров. Предлагаемое учебное пособие является в определённой мере универсальным. Оно может быть использовано студентами как филологического факультета, так и нефилологических факультетов, поскольку курс «Русский язык с основами языкознания» является одним из профилирующих в системе подготовки студента-гуманитария. Задача курса состоит в расширении и углублении знаний в области языкознания. Изучение «Русского языка с основами языкознания» предполагает не только приобретение студентами знаний в области языка, но и выявление взаимосвязи языка и сознания, языка и мышления, языка и общества, языка и человеческой личности. Основы языка, усвоенные студентами при изучении данного курса, получают конкретные очертания при изучении современного русского языка и лингво-исторических дисциплин (старославянский язык, историческая грамматика русского языка). Это служит лингвистической базой для изучения языка и способов обучения языку. Курс предполагает углубить теоретический и профессиональный уровень учителя-словесника, который должен быть вооружен необходимой суммой знаний важнейших теоретических проблем современного языкознания. Учитель должен хорошо знать соотношение научного и школьного курсов русского языка, представлять себе сущность литературного языка и его норм, социальнофункциональное расслоение языка, обладать сведениями о развитии языков России, уметь показать учащимся роль русского языка как одного из международных языков. Теоретический материал, представленный в пособии, детально и глубоко освещает проблемы современного языкознания, а также два раздела современного русского языка: «Фонетику» и «Лексикологию» на базе языкознания. Пособие открывается главой, посвящённой основным вопросам языкознания: языку, проблеме его происхождения и развития, перспективам существования языка в будущем. В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка выстроить индивидуальную концепцию в освещении ключевых вопросов языкознания. Наиболее актуальным для современной теории языка является системный подход к изучению единиц языка, предопределяемый широким освещением языковой системы в целом, её ярусов, отношений между единицами языковой системы, законами их взаимодействия. Описание языковых уровней основывается на принципе иерархической упорядоченности. По этой причине описание фонетического уровня открывает языковую систему. В этой главе авторы попытались систематизировать теоретический материал по единицам фонетического уровня, привлекая элементы сопоставительной фонетики. Характеристика звуковой системы русского языка производится в трех 5
Стр.5
аспектах: акустическом, артикуляционном и функциональном. Для выявления национальных особенностей русской фонетической системы осуществляется экскурс в фонетические системы других языков мира. Научное освещение лексического уровня языка опирается на системные отношения между лексическими единицами: синтагматические и парадигматические. Учебное пособие нацелено на представление современных взглядов, касающихся проблем русского языка и языкознания в целом в начале XXI века. 6
Стр.6
1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 1.1. ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА В ОБЩЕСТВЕ Языкознание, или лингвистика, изучает язык. Значит, объектом наблюдения и предметом изучения языкознания оказывается язык. Язык это самое важное, что сопровождает человека, без чего он не может быть назван человеком. Язык возникает из потребности людей в общении. Нет языка отдельного человека, язык существует только в обществе. Без общества язык умирает. Из этого следует, что язык это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации (общения и сообщения) и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Зачем нужно изучать язык? Изучать язык необходимо для того, чтобы понять, как люди общаются между собой, по каким законам происходит это общение, как люди выражают свои мысли, чувства и волю, как передают накопленный опыт из поколения в поколение. Языковая деятельность относится к общественным явлениям, которые изучаются гуманитарными науками – филологией, логикой, психологией, обществоведением, историей и другими науками. Каждая наука формирует свое представление о языке как предмете своего наблюдения и изучения. У языкознания как части филологии своё представление о предмете. В связи с этим существует большое количество определений языка. Многие авторы указывают на социальную природу языка. По их мнению, основное свойство языка заключается в том, что он является важнейшим средством человеческого общения. Без языка невозможно существование человеческого общества. Таким образом, общество это среда обитания языка, но, с другой стороны, сам язык становится основным и необходимым условием существования и функционирования общества. Язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества. Не будет языка – не будет и общества; не будет общества – не будет и возможностей для существования и развития языка. Именно этим объясняется тот факт, что, оказавшись вне людей, вне существования человеческого общества, человек перестает говорить, пользоваться языком: просто нет необходимости в этом. Сам язык возник только как естественная потребность одному человеку что-то объяснить другому, о чем-то сообщить. Значит, язык и общество – тесно взаимодействующие и взаимообусловленные понятия. Другие учёные обращают внимание на знаковый характер языка: язык это система знаков, состоящих из двух сторон: звука и мысли. Некоторые учёные, в частности И. А. Бодуэн де Куртене, Фердинанд де Соссюр, называли язык чисто психической сущностью. Звук как физическое явление не относится к языку, а есть нечто постороннее, используемое лишь для удобства. Однако ни одно из предложенных определений не способно охватить все существенные стороны языка. Немецкий учёный Вильгельм Гумбольдт и вслед за ним А. А. Потебня сосре7
Стр.7
доточивали своё внимание на языке как на деятельности. В. Гумбольдт писал: «…язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент меняющееся… Язык есть не продукт деятельности, а деятельность…Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикуляционный звук пригодным для выражения мысли» [12, c. 90]. С пониманием языка как деятельности согласны все учёные. Феномен языка образуется в результате соединения двух противоположных стихий – звука и мысли. Звук как нерасчленённый звучащий поток это реакция человека на внешнее или внутреннее раздражение. Мысль, как нерасчленённый мыслительный поток, образуется в голове человека под влиянием воспринимаемой действительности. В таком виде звук и мысль были и до языка, но языку не принадлежали. Их механическое объединение не образует язык. Для возникновения языка потребовался их синтез и радикальное преобразование в этом синтезе. Звук в языке должен стать членораздельным, артикулируемым и обработанным мыслью. Мысль, вычлененная из потока с помощью языка, должна иметь соответствие с вычлененным фактом действительности. Такое единство членораздельного звука и дискретной (расчленённой) мысли позволяет выделять «кусочки» действительности и оперировать ими. Таким образом, язык это одновременно и общественное, и природное явление. Природа языка, его механизмы так же сложны и многообразны, как и сам человек. Поэтому сущность языка может быть раскрыта лишь в процессе речевого онтогенеза человека (онтогенез это развитие от самого начала до конца – С. В. Разживина). Согласно последним дискуссиям в теории языкознания человек имеет врождённую языковую способность, которая заложена в анатомии и функционировании человеческого мозга. Язык предстаёт как средство выражения познавательных функций мозга (например, объединение однородных явлений в крупные классы) и переработки информации. Наиболее ёмкое определение этому явлению даёт О. С. Ахманова: «Язык это самобытная знаковая система, индивидуальная для каждого народа, служащая орудием формирования мышления, средством выражения мысли и передачи культурных ценностей из поколения в поколение» [4, с. 530]. На земле язык представлен в нескольких видах: 1. Язык человека и язык животных. Язык в той или иной степени присущ всему живому, поэтому можно говорить о языке животных, который, однако, в силу особенностей жизни животных, и по объёму, и по характеру, и по природе значительно отличается от человеческого. Самый примитивный язык, включающий несколько сигналов, свойствен муравьям, курам, слонам. Язык со сложной структурой имеют дельфины. Однако язык человека коренным образом отличается от языка животных: – язык животных имеет врожденный (биологический) характер, то есть животное рождается, уже зная свой язык; язык человека носит приобретенный (социальный) характер; – язык животного статичен, т. е. на протяжении времени он не может изменяться; язык человека динамичен, т. е. в ходе истории развития общества он меняется. 8
Стр.8
На основное отличие языка животных от языка человека указывал русский физиолог Иван Петрович Павлов: «Животные соотносятся с окружающим миром только при помощи тех впечатлений, которые они получают от окружающей среды в виде всевозможных ощущений – зрительных, звуковых, температурных. Затем, когда появился человек, эти первые сигналы действительности заменились словесными» [14, с. 197]. Таким образом, представления, впечатления, ощущения от окружающей среды – «…это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» [14, с. 197]. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием понятий и слов. Она свойственна только человеку. 2. Языки живые и мёртвые. Живым называется язык, который возник у какого-либо народа в определенный исторический момент, является средством общения в настоящее время и в связи с этим изменяется. Мертвым называется язык, который в определенный исторический момент возник у народа, но по причинам общественно-политического характера вышел из употребления. Умирали языки на ранних этапах развития человечества. Как правило это было связано с захватнической или колонизаторской деятельностью племён и народов. Примером мертвого языка может служить прусский языки (пруссы жили на территории современной Калининградской области, но в XVIII веке были завоеваны немцами и уничтожены). В определенных условиях мертвые языки могут употребляться и по сей день. Прежде всего это относится к латыни и древнегреческому языку – языкам науки, международной терминологии и католической церкви. Если народ имел письменность, то сведения о языке наука получила в результате длительной расшифровки (например, тохарский язык использовался в Западном Китае до VII века). Если народ письменности не имел, то язык исчезал бесследно. 3. Языки естественные и искусственные. Естественным называется язык, который стихийно возник у какого-либо народа. Искусственным называется язык, специально созданный каким-либо ученым или группой людей для облегчения взаимопонимания между народами. За всю историю существования человечества искусственных языков было создано великое множество. Самое широкое распространение получил язык эсперанто. Его создателем был польский зубной врач Людвиг Заменгоф (1859–1917 гг.). Этот язык получил широкое распространение в Западной Европе. Его лексика сформирована на базе западноевропейских языков: английского, французского, латинского. Фонетика проста и доступна для усвоения. Существует мнение, что этот язык можно выучить за 16 часов. До сих пор в Западной Европе существуют эсперантистские общества. На этом языке издаются газеты и журналы. Однако, несмотря на создание великого множества искусственных языков, ни один из них не получил признания у всего человечества. Каждый народ тяготеет к своему естественному языку. 4. Языки малочисленные и многочисленные. По приблизительным подсчетам ученых, на земле имеется около 2500 языков. Среди них есть языки, обслуживающие очень узкий круг говорящих: племенные языки Африки, языки индейцев Северной Америки, одноаульные языки Дагестана. Такие языки 9
Стр.9
называют малочисленными. Другие языки представляют народность (например, дунганский язык в Киргизии) или нацию (русский, чешский, болгарский). В развитом обществе роль языка может возрастать. Он получает распространение в литературе, на радио и телевидении. Такие языки могут обслуживать несколько наций. Например, португальский язык используется в Португалии и Бразилии, французский – во Франции, Бельгии и Швейцарии, немецкий – в Германии и Австрии, испанский – в Испании и 20-ти республиках Центральной и Южной Америки. Для общения между лицами разных национальностей или для контакта народов в многонациональных государствах используются языки межнационального общения. Например, грузинский – для грузин, армян, осетин и абхазцев; узбекский – для узбеков, татар, киргизов, таджиков и каракалпаков. Некоторые языки в современном обществе функционируют в качестве международных. Они служат средством общения между государствами и их правительствами. К международным языкам относятся следующие: русский, английский, немецкий, французский, испанский, португальский, китайский, арабский, японский. 1.2. ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ Язык человека тесно связан с сознанием человека. Сознание это весь процесс отображения действительности нервно-мозговой системой человека. Мышление это процесс отображения действительности в формах понятий, суждений и умозаключений. Таким образом, мышление это часть сознания. При этом, сознание включает в свой состав отображение действительности в иных формах – эмоциональных, эстетических и волевых. Несомненно, язык и мышление представляют собой неразделимое единство: без языка нет мышления, но и без мышления нет языка. Как только у человека исчезают признаки ясного сознания и твердой памяти, тут же как следствие происходят существенные нарушения в его языковой деятельности – в речи. Как только человек перестает обладать навыками речевой деятельности, в том числе и таким особым проявлением организации речи, как внутренний монолог, это приводит неизменно к нарушению и в конечном итоге к разрушению сознания. Следовательно, язык не только выражает мысль, но и формирует её. Однако ставить знака равенства между такими понятиями, как язык и мышление, ни в коем случае нельзя. Это две взаимодействующие стихии, но не идентичные и не взаимозаменимые. Часто приходится сталкиваться с тем, что мысль зачастую опережает форму своего языкового выражения, кажется много богаче и обширнее возможностей языка. Именно этим можно объяснить тот факт, что мы порой сетуем на то, что не всё можно выразить словами. Язык будто бы сковывает нашу мысль, ограничивает её, является не вполне совершенным. То, что мы выражаем языком, зачастую лишь малая толика из того, что хочется сказать и что мы способны выразить. И это связано не только с нашим общим возможным языковым несовершенством, с нехваткой наших знаний языка, но прежде всего с тем, что язык и мышление взаимодействуют гораздо более слож10
Стр.10