Кафедра литературы и духовного наследия
Л. Н. Толстого
Сборник
тестовых заданий
по филологии
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого»
Кафедра литературы и духовного наследия
Л. Н. Толстого
Сборник
тестовых заданий
по филологии
Тула
Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2012
2
Стр.2
ББК 80-923
С23
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор Р. Л. Шмараков
(Тульский государственный университет);
кандидат филологических наук, доцент Н.В. Бессонова
(Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)
Составители:
Ю. В. Архангельская (разделы «Основы стилистики и литературного
редактирования», «Практикум по орфографии и пунктуации. Пунктуация»,
«Современный русский литературный язык. Морфология»);
В. И. Абрамова (раздел «Устное народное творчество»);
О. Б. Бушнякова (разделы «Зарубежная литература и культура»,
«Духовное наследие Л. Н. Толстого»);
И. В. Ерохина (разделы «Введение в литературу»,
«История русской литературы (Серебряный век)»);
Л. В. Захарова (разделы «Русская литература (ХХ век)»,
«История русской литературы» (ХХ век, послеоктябрьский период));
Т. В. Колчева (разделы «История зарубежной литературы»;
«В поисках страны поэзии: искусство интерпретации»;
«Символы в культуре: мифология, искусство, литература»);
А. В. Хромых и А. В. Шадская (раздел «Духовное наследие Л. Н. Толстого»)
Сборник тестовых заданий по филологии / Сост. Ю.В.
С23
Архангельская и др.; Под. ред. Т. В. Колчевой. – Тула: Изд-во
Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 340 с.
ISBN 978-5-87954-704-7
Данное учебно-методическое пособие предназначено для
подготовки студентов к написанию тестов по дисциплинам кафедры
литературы и духовного наследия Л. Н. Толстого. Пособие составлено
в соответствии с ФГОС ВПО и предназначено студентам,
обучающимся по направлению «Педагогическое образование»
(профиль подготовки «Русский язык и литература»), слушателям
элективного образовательного модуля «Литературный процесс в
контексте мировой культуры», а также студентам гуманитарных
факультетов.
ББК 80-923
Учебное издание
СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЛОЛОГИИ
Оригинал-макет подготовлен составителями.
Издательство Тульского государственного педагогического университета
им Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
ISBN 978-5-87954-704-7
3
ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................... 7
ЧАСТЬ I. ............................................................................... 10
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО .......................... 10
Тема: Развитие взглядов на устное народное творчество ..... 10
Тема: Славянская мифология ................................................... 20
Тема: Обрядовый фольклор ...................................................... 24
Тема: Пословицы, поговорки, загадки. Детский фольклор ... 32
Тема: Былины ............................................................................ 41
Тема: Русские народные сказки ............................................... 47
Тема: Устная несказочная проза .............................................. 51
Тема: Исторические песни. Народные баллады ..................... 55
Тема: Лирические песни ........................................................... 61
Тема: Фольклорный театр ........................................................ 66
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА ............ 74
Античная литература и культура ............................................. 74
Литература и культура средних веков ..................................... 79
Литература и культура эпохи Возрождения ........................... 84
Зарубежная литература и культура XVIII века ....................... 93
Зарубежная литература и культура XIX века ......................... 98
Зарубежная литература и культура XX века......................... 104
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ ........................................ 109
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК) ...................................................... 118
Вариант I .................................................................................. 118
Вариант II ................................................................................. 125
Вариант III ................................................................................ 133
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ХХ ВЕК) ........................... 141
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ХХ ВЕК,
ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД) ............................. 148
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............... 156
Античная литература .............................................................. 156
Литература средневековья и эпохи Возрождения ................ 162
4
Стр.4
Литература XVII – XVIII вв. .................................................. 172
Литература первой половины XIX века ................................ 179
Литература второй половины XIX века ................................ 189
Литература первой половины ХХ века ................................. 198
Литература второй половины ХХ века .................................. 207
В ПОИСКАХ СТРАНЫ ПОЭЗИИ: ИСКУССТВО
ИНТЕРПРЕТАЦИИ (FINDING POETRY-LAND: THE
ART OF INTERPRETATION) ......................................... 210
Variant 1 .................................................................................... 210
Variant 2 .................................................................................... 211
Variant 3 .................................................................................... 212
СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ: МИФОЛОГИЯ,
ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА (SYMBOLS IN
CULTURE: .......................................................................... 216
Variant 1 .................................................................................... 216
Variant 2 .................................................................................... 217
Variant 3 .................................................................................... 218
Variant 4 .................................................................................... 220
ЧАСТЬ II. ........................................................................... 222
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО .............. 222
Мировые религии и Л. Н. Толстой ........................................ 222
Л. Н. Толстой и его современники ......................................... 225
Л.Н. Толстой в контексте мировой культуры ....................... 228
«Школа Л.Н. Толстого» как модель непрерывного
образования нового типа ................................................. 234
I тип заданий. Выбор правильного ответа ............................ 234
II тип заданий. Краткий ответ ................................................ 238
III тип заданий. Определение понятий, принятых в «Школе
Л. Н. Толстого» ........................................................................ 240
ЧАСТЬ III. .......................................................................... 241
ОСНОВЫ СТИЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО
РЕДАКТИРОВАНИЯ ....................................................... 241
5
Стр.5
Вариант 1 .................................................................................. 241
Вариант 2 .................................................................................. 243
ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И
ПУНКТУАЦИИ ................................................................. 246
Пунктуация .............................................................................. 246
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ЯЗЫК. МОРФОЛОГИЯ .................................................. 331
Морфология-1 .......................................................................... 331
Морфология-2 .......................................................................... 335
6
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие составлено в соответствии с ФГОС ВПО и
отражает все необходимые разделы по дисциплинам, входящим
в основные образовательные программы по направлению
«Педагогическое образование» профиль подготовки «Русский
язык и литература», а также в элективный образовательный
модуль «Литературный процесс в контексте мировой
культуры»: «Устное народное творчество», «Зарубежная
литература и культура», «Введение в литературу», «История
русской литературы (Серебряный век)», «Русская литература
(ХХ век)»,
«История русской литературы» (ХХ век,
послеоктябрьский период), «История зарубежной литературы»,
«В поисках страны поэзии: искусство интерпретации»,
«Символы в культуре: мифология, искусство, литература»,
«Духовное наследие Л. Н. Толстого», «Основы стилистики и
литературного редактирования», «Практикум по орфографии и
пунктуации. Пунктуация», «Современный русский
литературный язык. Морфология».
Тестовые задания – эффективная форма итогового
контроля, призванная проверить степень освоения студентом
ключевыми знаниями и фактами по определенной дисциплине.
Помимо диагностической функции тестовые задания призваны
выполнять и обучающую функцию, становясь своеобразной
формой закрепления знаний. Воспитательная функция тестового
7
Стр.7
контроля заключается в том, что из-за периодичности и
обязательности исполнения этих заданий студент стремится к
самоорганизации и дисциплине. Тестовые задания –
эффективный метод самоконтроля и необходимый элемент
самостоятельной работы студентов.
Все представленные в сборнике задания могут
использоваться на усмотрение преподавателя на разных этапах
освоения той или иной дисциплины. Они могут использоваться
для:
- предварительного выявления знаний и умений учащихся (если
существует такая необходимость перед началом определенного
курса);
- текущей проверки в процессе усвоения каждой изучаемой
темы (может осуществляться в рамках аудиторных занятий или
в рамках КСРС);
- повторной проверки (способствует упрочнению знаний);
- периодической проверки знаний и умений по разделу или
значительной части курса (например, в качестве тестов для
проверки остаточных знаний по курсам);
- итоговой проверки и учета знаний и умений, приобретенных
на всех этапах учебного процесса.
Тестовые задания сборника разнообразны по форме.
Типы заданий включают в себя:
8
Стр.8
1. Задания закрытого типа (с единичным или множественным
выбором из готовых предложенных вариантов; задания на
установления соответствия).
2. Задания открытого типа (задания на дополнение и свободное
изложение).
На сегодняшний момент тестирование признается самой
объективной формой оценивания знаний студентов.
Достоинства данной формы очевидны: объемность
инструментария позволяет включить задания на все темы
определенной дисциплины; тестовые задания позволяют создать
более точную и широкую шкалу оценивания (в балльном
выражении не ограниченную традиционной системой (5-2), а,
например, десяти-, двадцатибалльную систему).
Наличие тестовых заданий – обязательное условие
учебно-методических материалов по каждой дисциплине, что и
отражено в данном сборнике.
Т.В. Колчева
9
Стр.9
ЧАСТЬ I.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Составитель: В.И. Абрамова
Тема: Развитие взглядов на устное народное творчество
Вариант 1
Вопрос 1. Кто из названных ученых является представителем
мифологической школы?
а) А.Н. Пыпин;
б) В.Ф. Миллер;
в) Ф.И. Буслаев;
г) А.Н. Веселовский.
Вопрос 2. Анимизм – это
а) вера в кровную близость людей с каким-либо животным или
растением;
б) вера в одушевленность живой и неживой природы;
в) вера в богов, являющихся олицетворением
метеорологических явлений;
г) представление о том, что в сознании любого человека живут
древние образы.
Вопрос 3. Кому из фольклористов А.С. Пушкин передал
записанные им народные песни?
а) В.А. Левшину;
б) П.В. Киреевскому;
в) В.И. Далю;
г) И.П. Сахарову.
10
Стр.10
Вопрос 4. Назовите автора учения об архетипах. Это
а) К.Г. Юнг;
б) Д. Фрэзер;
в) З. Фрейд;
г) Т. Бенфей.
Вопрос 5. Представители какой школы считали, что в основе
любого фольклорного произведения лежит реальное событие?
а) мифологической;
б) миграционной;
в) исторической;
г) антропологической.
Вопрос 6. Назовите знаменитую вопленицу, чей репертуар был
записан исследователем Е.В. Барсовым.
Вариант 2
Вопрос 1. Кто из названных ученых является представителем
исторической школы?
а) А.Н. Пыпин;
б) В.Ф. Миллер;
в) Ф.И. Буслаев;
г) А.Н. Веселовский.
Вопрос 2. Тотемизм – это
а) вера в кровную близость людей с каким-либо животным или
растением;
б) вера в одушевленность живой и неживой природы;
в) вера в богов, являющихся олицетворением
метеорологических явлений;
г) представление о том, что в сознании любого человека живут
древние образы.
11
Стр.11
Вопрос 3. Кто из декабристов стилизовал свои произведения под
украинские думы?
а) В.К. Кюхельбекер;
б) К.Ф. Рылеев;
в) А.И. Одоевский;
г) О.М. Сомов.
Вопрос 4. Назовите автора книги «Золотая ветвь». Это
а) К.Г. Юнг;
б) Д. Фрэзер;
в) З. Фрейд;
г) Т. Бенфей.
Вопрос 5. Представители какой школы считали, что сюжеты,
мотивы, образы фольклора одного народа могут заимствоваться
другим?
а) мифологической;
б) миграционной;
в) исторической;
г) антропологической.
Вопрос 6. Знаменитый собиратель фольклора В.И. Даль писал
рассказы. Назовите его псевдоним.
Вариант 3
Вопрос 1. Кто из названных ученых является представителем
школы заимствования?
а) А.Н. Пыпин;
б) В.Ф. Миллер;
в) Ф.И. Буслаев;
г) А.Н. Афанасьев.
12
Стр.12
Вопрос 2. Архетипы – это
а) духи-предки, в которых верят представители примитивных
культур;
б) мотивы и образы, которые заимствуются одним народом у
другого;
в) боги, олицетворяющие метеорологические явления;
г) древние образы, которые «хранятся» у каждого человека в
области бессознательного.
Вопрос 3. Что изучал и записывал фольклорист А.Ф.
Гильфердинг?
а) сказки;
б) причитания;
в) былины;
г) лирические песни.
Вопрос 4. Назовите автора теории заимствования. Это
а) К.Г. Юнг;
б) Д. Фрэзер;
в) З. Фрейд;
г) Т. Бенфей.
Вопрос 5. Представители какой школы считали, что сходные
явления в мифологии и фольклоре разных народов объясняются
общностью психических законов и закономерностей духовного
творчества всего человечества?
а) мифологической;
б) миграционной;
в) исторической;
г) антропологической.
13
Стр.13