Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Сибирские огни

Сибирские огни №7 2005 (50,00 руб.)

0   0
Страниц171
ID195660
Аннотация«СИБИРСКИЕ ОГНИ» — один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.
Сибирские огни .— 2005 .— №7 .— 171 с. — URL: https://rucont.ru/efd/195660 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Николай МЯСНИКОВ ПЕРЕКРЕСТЬЕ МИРОВ Рассказы СТАРЫЙ МАКЛАЙ I Вот там, за лесопилкой, это север. <...> Кроме того, каждый Маклай, живущий в деревне, хочет он этого или нет, вынужден наблюдать еще и жизнь постоянных обитателей этого места. <...> Два разных мира смотрят на меня с двух сторон и искренне недоумевают: а ты-то, Маклай, что тут делаешь? <...> 2 Про то великое ликование помнили в армии и после того, как юный царь Федор Борисович вызвал в Москву князя Ивана Федоровича Мстиславского, чтобы тот сел во главе новой Думы. <...> На его место под Кромы прибыли престарелый князь Катырев-Ростовский и победитель самозванца под Новгород-Северским Петр Федорович Басманов. <...> Петр Федорович принял их поодиночке, с каждым поговорил, а к ночи выдал дьяку Никишке список. <...> Утром прозвучало две новости: князь Катырев приказал всему войску выстроиться для крестного целования царю Федору Борисовичу Годунову, а Басманов объявил, что жалует главного пушкаря единорога «Орел» Никиту Клюева поместьем под Нижним Новгородом от имени нового государя. <...> Ратники, выстроившись в длинный ряд для крестного целования, роптали тихо-тихо, что они здесь на Северщине жизнями рискуют за то, чтобы престол Годуновых от самозванца уберечь, а юный царь им жалование не шлет, деньги из казны за просто так разбрасывает народу по Москве на помин души отца. <...> Боярин клялся самыми страшными клятвами, что истинного царевича Димитрия нет давно на свете, что сам он, князь Шуйский, положил его в гроб в Угличе, а путивльский самозванец — это беглый монах и расстрига Отрепьев, подученный дьяволом и посланный на Русь в наказание за грехи народа русского. <...> И после, глядя в спины дознаям, посмеивались… 3 Басманов стоял на солнце, повернувшись к дующему с реки ветру спиной. <...> Охрану Петр Федорович оставил у шатра, а сам ушел к реке один. <...> Так к себе приблизил, что Семен Никитич Годунов, глава Конюшенного, Тайного и Пыточного Приказов, взревновал, паскуда, стал пакости чинить, уговорил <...>
Сибирские_огни_№7_2005.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Сибирские_огни_№7_2005.pdf
Николай МЯСНИКОВ ПЕРЕКРЕСТЬЕ МИРОВ Рассказы СТАРЫЙ МАКЛАЙ I Вот там, за лесопилкой, это север. Там дальше Томск, и Васюганские болота, и Могочино, и Коломенские пески, и Нижневартовск. А потом тундра, Обская губа, а дальше и совсем — страх... Здесь, за огородом, это восток. Отсюда его не видно, но это из-за сосен. Если идти в этом направлении, то за соснами будет наше деревенское кладбище. Хорошее кладбище, ухоженное. Красиво там. Потом снова пойдут сосны. Там мы землянику собираем. Дальше начинается березняк. Там клубники полно, и подберезовики тоже там. Потом пойдут заброшенные поля, на которых молодые сосенки щеткой стоят, и березовые колки. И если вот так вот прямо идти, то дальше вы пройдете мимо Бурятии, мимо Хакасии... Кяхта и Селенгинск где-то сбоку останутся. Монголия и Китай у вас окажутся немного правее, а выйдете вы прямо к берегу Тихого океана. Направо по берегу, краем, пройдете через Китай и берегом, берегом придете в Корею. А там переплыть в Японию очень просто. Вот там солнце и восходит. За Японскими островами. И из Японии это лучше всего видно… Здесь, в эту сторону, у нас будет юг. Вон там — залив, их еще на реке затонами называют. Там мы рыбу ловим. Там и щука, и окунь, и судак туда заходит. А осенью туда сорога на нерест идет. Крупная, жирная, икряная. Чуть не в килограмм весом встречается. И карась там есть, тоже крупный. Но странный какой-то. Видно, скрестился с кем-то. Карасевую-то икру любая рыба опыляет. Вот гибриды и получаются. В этом деле карась на ваших городских девчонок похож... А юг чуть левее залива будет. И если идти в эту сторону, то придете вы в теплые страны. Тут уж не ошибешься. Они там везде — и справа, и слева, да хоть и прямо идите. Главное, не залезать в горы. В горах холодно. А где уж гор нет, там везде тепло… А вон там, за рекой, это запад. Вот такой он и есть, а не то, что в телевизоре показывают… Это отсюда, с крыльца, на тридцать пять верст видно. А если залезть на крышу, да с подзорной трубой... Простор — глядеть не переглядеть. Но я туда не хочу. Нет. Здесь у нас все есть. Свое. Живу я здесь в качестве Миклухо-Маклая. И я думаю, что все Миклухо-Маклаи, или почти все, это беглецы. Все они торопятся не куда-нибудь, а откуда-то. Что уж тут удивляться, что в конце концов все они оказываются Бог знает где. Надо сказать, что деревня — место для бегства не совсем подходящее. Убежать сюда довольно легко. Но выбраться потом отсюда уже почти невозможно. Человек рассудительный должен бежать в такое место, где есть деньги, и где их можно заработать. Чтобы снова сбежать, если такая нужда возникнет. В деревне денег давно уже нет. Мы тут живем натуральным обменом и взаимным зачетом всяких хозяйственных услуг. Вот поэтому выбраться отсюда трудно. Денег на дорогу не хватит. Разве только пешком... Но для Миклух и Маклаев здесь рай. Это точно. Каждого, кто ко мне приезжает впервые, я обязательно предупреждаю, что здесь у нас не столько деревня, сколько естественная психологическая обсерватория. Все над этим смеются. Их очень веселит это словосочетание: психологическая обсерватория.
Стр.1
И с этой минуты Миклухо-Маклай уже может приступать к своим совсем не обязательным исследованиям: наблюдать человека в непривычной для него среде. Это в городе он имеет какой-то вес в мире искусства. А здесь он просто обычный человек. Только он этого не знает... Почему-то сюда ко мне чаще всего художники и поэты приезжают. Тут бы я грустно вздохнул... То, что в городе выглядит серьезно и внушительно, на нашем огороде выглядит... довольно-таки... не всегда. И это печально. Кроме того, каждый Маклай, живущий в деревне, хочет он этого или нет, вынужден наблюдать еще и жизнь постоянных обитателей этого места. И это тоже печально. Сидишь тут на перекрестке двух миров, и каждый из них живет в своем времени. И они совсем не понимают друг друга. Два разных мира смотрят на меня с двух сторон и искренне недоумевают: а ты-то, Маклай, что тут делаешь? Ты чей — наш или ихний? Что тебе надо-то? — Ваш, — отвечаю я обоим мирам одновременно. И отворачиваюсь. Смотрю в пространство... Но тут замечаю, что и пространство тоже смотрит на нас. И в его внимательном взгляде тоже таится какойто вопрос... II Любой достаточно внимательный человек очень скоро заметит, что самая трудная работа в деревне, а иногда и довольно неприятная, это вовсе не весенние посадки, и не ежедневный полив огорода, и не переработка урожая, который каждое лето не знаешь, куда и девать. Это вовсе не покосы, не строительные дела и заботы, и даже не стирка пододеяльников в тазу при помощи куска хозяйственного мыла. Нет, нет и нет. Это не заготовка дров или смена подгнивших столбов в заборе. И не осенняя ловля мышей, когда их притягивает домашнее тепло, и они сгрызают в доме все, даже то, что есть категорически нельзя. Рукописи, рисунки, кожаную кепку, сумку, забытую кем-то и давно висящую на стене. Нет, вовсе нет. Самая трудная работа в деревне — это простое человеческое общение. И дело не в том, что сельские жители, особенно те, кто не сильно отягощен хозяйством, искренне убеждены, что лето это самый подходящий сезон для пьянства. Ведь съезжаются дачники, к ним из города едут гости, и у каждого — у каждого! — в машине обязательно есть бутылка. Тут главное вовремя к ним подсесть, и пей, сколько есть. Или сколько нальют... И люди из города тоже глубоко убеждены, что вся природа именно для того и существует. Приехал. Посмотрел. Водки выпил. Поехал обратно. Что там еще делать-то? — А как же лес? — удивляется Маклай. — И наша река? Ее нельзя посмотреть. С ней нужно жить, как со старшей женой, всю жизнь, до самого конца, до гробовой доски. А иначе — что ты о ней узнаешь? Нет, дело совсем не в пьянстве. В нем ведь тоже есть своя прелесть... Вся беда в том, что человек удивительно предсказуем, и предсказуем он даже в тот момент вдохновения, когда в состоянии душевного подъема осуществляет свой творческий подход к жизни. И от этой предсказуемости иногда становится тошно. Все роли расписаны, тексты выучены наизусть, остается только неблагодарный труд обычного исполнителя — без сцены, без понимающего зрителя, без оваций. Время, отпущенное нам на жизнь, утекает от нас, не наполненное ничем... И эта предсказуемость слов и поступков постоянно возвращает Миклухо-Маклая к одной и той же мысли: что же это такое? Деградация? Ритуал? Игра? Глупость? Бог его знает... Наверное, все вместе. * * * У русского тоталитаризма было вполне деревенское лицо. Так думает Миклухо-Маклай. И Маркс с Энгельсом не имеют к этому безобразию ни малейшего отношения. Потому что родился он здесь, в русской деревне, и жить ему тут еще очень долго.
Стр.2
Здесь все под контролем. Каждое действие учтено, истолковано, и посчитан каждый хвостик редиски на соседском огороде. Ни одно движение человека не остается без немедленной оценки общества. Это тоже наше, родное. Людей всегда мало, а общество всюду есть. Другой раз невозможно понять, из кого же оно все-таки состоит? Ну, казалось бы, живет человек на природе, среди живописных красот, среди мирных и скромных животных, дышит свежим воздухом, пьет чистую воду и крепко спит по ночам. Неужели он может злиться? Завидовать? Носить черный камень за пазухой? Ведь стоит только приподнять глаза — и вот он, сосновый лес — во всей своей красе. Любуйся им, сколько хочешь. Можно бросить взгляд в другую сторону и увидеть молчаливые воды великой реки, со спокойной уверенностью делающей свою вечную работу. Можно поглядеть вверх — и опрокинуться в синюю глубину бездонного неба. И застыть, наблюдая, как ветер играет пушинками облаков. Можно смотреть на закат, слушая ту торжественную тишину, которая наступает в мире в тот момент, когда солнце соскальзывает с пылающего неба за черную линию горизонта. И можно часами сидеть ночью на деревянном крыльце, глядя на мерцание бесконечной россыпи звезд... Нет. Сельский житель все это давно видел и теперь этими вещами интересуется мало. Ему гораздо важнее вдруг разогнуться, поставить свою лопату у стены покосившегося сарая, или бросить свой молоток на прогнившее крыльцо, или оставить посреди двора груду деталей от заглохшего автомобильного двигателя — только для того, чтобы сделать несколько шагов к забору и окинуть хозяйским взглядом соседний двор или соседский огород. Если говорить серьезно, то для этого важного дела можно даже залезть на крышу. — Что он там насадил-то? — громко спрашивает он свою жену, вглядываясь в пространство соседнего огорода. — Тыквы, что ли? Во дает! Куда ему столько? Миклухо-Маклай слушает это обсуждение, занимаясь своими делами, и думает: «А ведь редкий сосед долетит до середины Днепра... Не может он без меня. Нет, не может...» И Маклай с трудом разгибает спину, поднимается из самой чащи помидорных джунглей и громко отвечает соседу: — Хочу, вот, твоей корове отдать. Для радикального улучшения аппетита. — Куда тебе столько?! Что ты с ними делать будешь? — переключается сосед на него. — Вон сколько они места занимают! Лучше бы картошку посадил, сдал ее по осени перекупщикам, и все. — Да, — соглашается Маклай, — что-то я не подумал... Это по пяти рублей за ведро, так с сотки... сколько же это будет?.. почти двести рублей! Значит, посадил десять соток, выкопал, продал, и считай, что за электричество почти рассчитался... Это бизнес, это бизнес... Останется только налоги заплатить. — Почему по пяти-то? — меняет тон сосед. — Подымут они цену, поди... Все-таки год прошел. Должны хоть маленько поднять. — Поднимут, — соглашается Маклай, — если приедут. А не приедут, так пусть прежняя цена остается… — и вдруг вспоминает: — Я уж на днях Макаровне предлагал: давай, говорю, картошку друг другу продавать будем. — Это зачем? — проявляет сосед живую заинтересованность. — Как зачем? — удивляется Маклай. — Вон, в соседней деревне все брагу ставят и друг другу ее продают. — И что? — недоверчиво интересуется сосед. — Ничего. Все пьяные и все при деньгах... Сосед уходит обдумывать эту странную мысль, и Маклай снова погружается в помидорные заросли, обрывая пасынки и выщипывая мелкие сорняки в лунках. — Нет, — спрашивает сосед свою жену. — Зачем ему тыкв столько? Может, у него покупатель есть? Поди, договорился с кем-то... И в состоянии глубокой задумчивости сосед берет в руки свою лопату... В этот момент у забора Маклая останавливаются какие-то незнакомые женщины с той же самой задачей — внимательно и подробно изучить чужой огород. — А помидор-то насадил! — всплескивает руками одна. — Да уж! — громко отзывается другая. — Макаровна говорила: больше ста корней он насадил. И зачем это? У него ни скотины, ничего нету. Куда их девать-то будет? Вот скотину б держал, так корове бросил, и все. Не знаю, зачем это. Тут третья начинает что-то горячо говорить, переходя на шепот, и они медленно удаляются. — Да ты что! — доносится до ушей Маклая изумленное восклицание. — Нет, ты послушай. Самое главное... И она снова переходит на шепот. — Эх, бабы, — вздыхает Маклай в своей помидорной роще. — Мало вам телевизора. Вы еще из своей жизни сериалы устраиваете...
Стр.3