Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Сибирские огни

Сибирские огни №2 2003 (50,00 руб.)

0   0
Страниц226
ID195631
Аннотация«СИБИРСКИЕ ОГНИ» — один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.
Сибирские огни .— 2003 .— №2 .— 226 с. — URL: https://rucont.ru/efd/195631 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И вот теперь я пытаюсь писать доступными мне словесными красками по сырому полотну души, оплакивающей уходящую жизнь и упущенные в ней возможности (Так я пытаюсь объяснить жанр литературной фрески!) <...> С довоенных времен помню шутливую песенку: Дядя Ваня, хороший и пригожий, Дядя Ваня— всех юношей моложе, Дядя Ваня чудесный наш толстяк, Без дяди Вани мы не на шаг. <...> Впрочем, необходимо оговориться, дядя Ваня был дядей моему отцу, а мне, следовательно, приходился двоюродным дедом. <...> Он мне рассказывал, что в двадцать шесть лет не мог самостоятельно зашнуровать ботинки — пузо мешало, помогала тетя Маруся. <...> Вспоминаю, как однажды в какой-то светлый, праздничный день моя мама говорила о дяде Ване, очевидно, принарядившемся, а он мог принарядиться, например, к белой крахмальной рубашке под темносиним костюмом надеть галстук-бабочку, чего никто из наших семейных никогда не делал, — вот в такой момент мама и сказала: «Вы сегодня, дядя Ваня, похожи на короля Генриха». <...> И все согласились, а дядя Ваня только улыбался большим белозубым ртом. <...> Баба Катя рассказывала мне, что деду Яшу не только пытали, но и уговаривали подписать необходимые признания, обещая после быстрого суда получить десять лет ссылки, здесь же, в Сибири, только в селе, где он и его сыновья спокойно смогут работать и жить. <...> Его послали в трудармию, на Урал, где в его семье, в городе Лысьве дожила свои последние годы баба Катя. <...> А моя баба Катя должна была долгие годы молчать о своих расстрелянных сыновьях и муже, ведь они были объявлены врагами народа, и разве мало было в то время таких (да они и сегодня есть), кто верил, что зря советская власть не арестовывает, тем более не расстреливает. <...> В Легостаеве я не был, но был в такой же ссыльной, с комендатурой, деревне по имени Пихтовка. <...> Это та самая Пихтовка, в которую летом 1942 года мы с бабой Шурой ездили с надеждой подкормиться и отведать обещанную нам Паной глазунью. <...> Однажды, в конце зимы сорок четвертого <...>
Сибирские_огни_№2_2003.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Сибирские_огни_№2_2003.pdf
Эдуард БУРМАКИН УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТРЫВКИ ИЗ ПОВЕСТИ «Нередко побежденная альтернатива не исчезает бесследно, но накладывает более или менее существенный отпечаток на победившую тенденцию общественного развития» Б. Могильницкий «Введение в методологию истории. «М. 1989 г. «И это все? Все, что называется жизнью? Стоило суетиться!» Впервые эти мысли пришли мне в Лагерном саду, на его надречной круче, где еще иногда пробуждается детское ощущение способности летать, приподниматься над землей и парить на высоте птичьего полета, как вон тот молодой коршун, который и сейчас на одном со мной уровне, потому что я стою на крутояре. Мы тут встретились с моим университетским однокашником Борей и разговорилисьрасчувствовались, вспомнили юность, разные события и товарищей своих; и я, поддаваясь лирическому настроению, сказал, не подумавши, легкомысленно самое банальное: как быстро молодость-то наша прошла. Боря взглянул на меня с кривой усмешкой: «Так ведь и жизнь прошла», — сказал он. Жизнь прошла? Боже мой, жизнь прошла! «Как прошли Азорские острова». В пору юности эту строчку обожаемого мной поэта я воспринимал, как шутку, остроумие — разве жизнь может пройти, как Азорские острова? Острова прошли, а жизнь осталась. И то, что поэт застрелился, не значит, что его жизнь прошла; ее насильственно прервали. А у меня, оказывается, жизнь прошла. И это все? Все, что называется жизнью? Одна моя жизнь, не осуществившаяся, а только возможная, уже была однажды прекращена, прервана, грубо и бессмысленно. Мне было девять лет, и я был первенцем у своих молодых родителей, первым внуком у моих молодых деда и бабушки, первым племянником у совсем юных братьев отца. Наверное, я им представлялся неким чудом, вдруг объявившимся среди них, живым, шевелящимся, улыбающимся или орущим невпопад, они все меня любили и нежили. Какая чудная, захватывающая жизнь начиналась! И ее прервали, уничтожив семью больших красивых людей. Те же, кто остался жить, в течение многих десятилетий, как и я, спустя шестьдесят с лишком лет, все винили себя, все пытались догадаться, была ли возможность спасти хоть кого-то из
Стр.1
семьи, хоть одного, не упустили ли они имевшуюся возможность. Ведь были, были некие странности во всех тех событиях, они свершались не вполне по шаблонному сценарию, как у всех других. Им тогда даже приходили мысли о том, что исполнители злодейства, словно бы не хотели его продолжать, и всем своим поведением подсказывали: спасайтесь, бегите, мы сделаем вид, что ничего не видим; вот что их мучило, вот где они хотели бы найти свое оправдание. И я, теперь уж единственный еще живущий из тех, кто тогда был, единственный, кто все это помнит в подробностях, тоже помню то нестерпимое желание быть оправданным Я должен об этом рассказать. Не помню, кто из великих художников, то ли античности, то ли эпохи Возрождения, собирался написать фрески и назвать их «Упущенные возможности». Они должны были опоясать зал по верху стен, под самым потолком, так, чтобы художник, поднимая голову и задумываясь о прожитой жизни, всякий раз видел этот красочный фриз; где было бы изображено то, что он в свое время упустил — сцены обильных застолий, веселых попоек, страстных объятий с нежными девами и юными женами, беседы с мудрыми философами, часы, проведенные за чтением того, чего так и не успел прочитать в реальной жизни, и минуты искренних молитв, ну и тому подобное. Как мне помнится, он не написал этих фресок и, таким образом, упустил еще одну возможность, которую предлагали ему собственное воображение и жизнь. «Фреска, фресковая живопись (ит. frеsсо — свежий) — роспись водяными красками по сырой штукатурке» (Словарь иностранных слов, М. «Русский язык», 1982). И вот теперь я пытаюсь писать доступными мне словесными красками по сырому полотну души, оплакивающей уходящую жизнь и упущенные в ней возможности (Так я пытаюсь объяснить жанр литературной фрески!) Стендаль в «Истории живописи в Италии» (Собр. соч. в 12 т, т 8, стр. 145) пишет: «Фреска, где надо спешить, довольствоваться сделанным кое-как, больше подходит Микеланджело или Ланфранко, талантам решительным». Мне, конечно, и в голову не может прийти мысль сравнить себя с великими художниками, но вот мысль о том, что фреска требует быстроты, «где надо спешить», кое-что объясняет и мне самому. Недавно и я понял, почувствовал всем своим существом, как мало остается времени для того, чтобы успеть еще что-то сказать. И в самом деле, надо спешить!
Стр.2
Когда дяде Ване перевалило за семьдесят, он говорил мне: — Мы с тетей Марусей вступили в смёртный возраст Он говорил смёртный, через ё. Говорил так потому, что средняя продолжительность жизни в СССР в те годы, по официальным данным, равнялась семидесяти годам. Никогда не докучал дяде Ване серьезными вопросами, да и он чаще всего пошучивал, вспоминал хорошее, рассказывал разные байки и анекдоты, вообще всегда становился душой любой компании, даже в старости. С довоенных времен помню шутливую песенку: Дядя Ваня, хороший и пригожий, Дядя Ваня— всех юношей моложе, Дядя Ваня чудесный наш толстяк, Без дяди Вани мы не на шаг. Именно эти слова полностью относились к моему дяде Ване. Впрочем, необходимо оговориться, дядя Ваня был дядей моему отцу, а мне, следовательно, приходился двоюродным дедом. Но и я, и мои дети, и вообще все называли дядю Ваню дядей Ваней. Да он и был именно таким: и хорошим, и пригожим, и моложе многих молодых, и толстяком. Он мне рассказывал, что в двадцать шесть лет не мог самостоятельно зашнуровать ботинки — пузо мешало, помогала тетя Маруся. Вспоминаю, как однажды в какой-то светлый, праздничный день моя мама говорила о дяде Ване, очевидно, принарядившемся, а он мог принарядиться, например, к белой крахмальной рубашке под темносиним костюмом надеть галстук-бабочку, чего никто из наших семейных никогда не делал, — вот в такой момент мама и сказала: «Вы сегодня, дядя Ваня, похожи на короля Генриха». И все согласились, а дядя Ваня только улыбался большим белозубым ртом. Позже я догадался, почему мама сравнила дядю Ваню с королем Генрихом. У нас было несколько разрозненных томов старинного, шикарного, с неподъемными книгами, издания Шекспира, с великолепными иллюстрациями, графическими и живописными, на плотном твердом, но тонком, картоне под прозрачной папиросной бумагой. И под одним из таких защитных прикрытий — красочный портрет человека в тяжелых, средневековых, коричневых тонов одеждах, с круглой горностаевой шапочкой на голове, с совершенно дяди Ваниной бородой, усами, крупным носом и широкой улыбкой. Под портретом не было никакой подписи, но считалось, что это король Генрих; может быть, актер, исполняющий эту роль. У дяди Вани была короткая борода и усы, а голову он брил, и я помню его чаще всего с
Стр.3