ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ
ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
ИГРА КАК ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВОГО ДЕТСТВА
Материалы к спецкурсу
1
Рецензенты <...> Н. А. Николаева, кандидат психологических наук, доцент
В учебном пособии содержатся рабочие материалы для углубленного
изучения народной игры как педагогического средства воспитания культуры
здоровья, приведено исследование игры как феномена культуры и особого
способа проживания бытия ребенка, анализируются проблемы современного
игрового пространства. <...> Пособие
предназначено
для
педагогов
разнопрофильных
образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей с
целью
организации
образовательной
деятельности
в условиях
многонациональной образовательной среды с использованием традиций
русской народной игры. <...> Важной задачей образования в этой связи становится формирование
гражданской идентичности и солидарности общества; овладение
универсальными способами принятия решений в различных социальных и
жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений
здоровья подрастающих поколений. <...> Основная задача здорового воспитания заключается в создании у
ребенка в целом положительного представления о самом себе, в
формировании идентичности, отдельной от идентичности родителей, и в
развитии общего чувства уверенности в своих силах. <...> Игры и игрушки, в которые играют наши дети, все чаще оказывают
деструктивное влияние на психику и не способствуют физическому
4
развитию. <...> В учебном пособии приведено исследование игры как феномена
культуры и особого способа проживания бытия. <...> Данный курс должен помочь будущим педагогам в организации
образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в учреждениях
дополнительного образования, организации образовательной деятельности в
условиях многонациональной образовательной среды с использованием
традиций <...>
Воспитание_культуры_здоровья_средствами_традиционной_народной_педагогики_игра_как_территория_здорового_детства.pdf
Конькина Е.В.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ
ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
ИГРА КАК ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВОГО ДЕТСТВА
Материалы к спецкурсу
1
Стр.1
Содержание
Введение …………………………………………………………..………..4
Территория здорового детства: русская народная игра………..………...6
Отношение к игре и детству в историческом аспекте…………...……..7
Основные проблемы современного игрового пространства…………...20
Влияние русской народной игры на физическое и психическое здоровье
ребенка……………………………………………………………………………29
Литература ………………………………………………………...……...49
Задания для самостоятельной работы …………………………………..52
3
Стр.3
Введение
Особенностью современного состояния российского общества является
резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и
этнокультурной самоидентификации, что обусловило огромный интерес
представителей различных народов к своей национальной культуре,
традициям воспитания. Сегодня в основе разработки стандарта общего
образования лежит представление об образовании именно как ключевом
институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового
поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям
отечественной и мировой культуры.
Важной задачей образования в этой связи становится формирование
гражданской идентичности и солидарности общества; овладение
универсальными способами принятия решений в различных социальных и
жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений
здоровья подрастающих поколений.
Основная задача здорового воспитания заключается в создании у
ребенка в целом положительного представления о самом себе, в
формировании идентичности, отдельной от идентичности родителей, и в
развитии общего чувства уверенности в своих силах. Чем менее зрелой
является личность, тем слабее она ощущает собственную идентичность -
определенность, целостность, устойчивость и осознанность самой себя.
Актуальным для организации здоровьесберегающего образовательного
процесса является определение путей формирования идентичности
учащихся, и прежде всего национальной, определение наиболее эффективных
методов ее формирования. По мнению ученых, кризис идентичности может
вызвать такие явления, как потеря памяти об историческом прошлом, в
крайней форме, выражающейся в забвении, утрате исторических, культурных
связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров, отрицании
национальных символов, утрате веры в национальный идеал или миссию
национального государства, разрыв между реальным и должным,
обесценение ценностей.
Данное учебное пособие ориентировано на возрождение лучших
отечественных традиций воспитания детей средствами игры, при этом особое
внимание отведено русским национальным играм.
В традиционном обществе игра готовила ребенка к взрослой жизни,
которая осознавалась как серьезный, сложный путь с множеством
трудностей, испытаний. И пройти его надо было достойно – такой была
установка.
Игры и игрушки, в которые играют наши дети, все чаще оказывают
деструктивное влияние на психику и не способствуют физическому
4
Стр.4