Аналитическая записка 2010/03
Повышение качества
общего среднего образования
в Узбекистане: приоритет –
педагогические кадры
Ташкент 2010
Координатор проекта: <...> Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2010
Все права принадлежат Центру экономических исследований. <...> По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. <...> Преподаватель – ключевая фигура, влияющая на качество образования........ 14
Глава 2. <...> Отсутствие требований по отбору и оценке педагогических кадров................. 25 <...> Структура педагогического состава общеобразовательных
школ по уровню образования в разрезе областей (на 2009–2010 учебный год)................. 40
Приложение 3. <...> Результаты круглого стола «Обеспеченность и качество учителей школ»
25
Таблицы <...> Мероприятия по развитию школьной инфраструктуры в 2004–2009 гг. <...> Сравнительный анализ степени нехватки преподавательских кадров по
шести странам ЦВЕ и СНГ, 2009 г.
18 <...> Структура педагогического состава по уровню образования и категориям
19 <...> Этапы процесса отбора кадров в Сингапуре
27 <...> Охват детей начальной школой в целом по Узбекистану (%)
10 <...> Охват детей средней школой в целом по Узбекистану ( %)
10 <...> Охват детей начальной школой в разрезе административных областей
в 2008 г. (%)
11 <...> Охват детей средней школой в разрезе административных областей
в 2008 г. (%)
11 <...> Структура педагогического состава по возрастам в 2009–2010 гг. <...> 20
5
Введение
Введение
В 1997 году Узбекистан первым из стран СНГ приступил к системному
реформированию системы общего среднего образования. <...> Основой проводимых реформ стали:
– Национальная программа по подготовке кадров1, направленная на
создание системы, позволяющей обеспечить непрерывное образование
человека на протяжении активной части его жизни, начиная <...>
Аналитические_записки_и_брифы_ЦЭИ_(на_русском_языке)_№11_2010.pdf
Аналитическая записка 2010/03
Повышение качества
общего среднего образования
в Узбекистане: приоритет –
педагогические кадры
Ташкент 2010
Стр.1
Координатор проекта:
У. Исламова
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2010
Все права принадлежат Центру экономических исследований. Любое воспроизведение
доклада или использование выдержек из данной публикации могут быть произведены
только с письменного согласия, ссылка на источник обязательна. По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. Ш. Руставели, 1-й тупик, дом 5
2
Стр.2
Повышение качества общего среднего образования в Узбекистане: педагогические кадры
Содержание
Введение .................................................................................................................................................................6
Глава 1. Текущее состояние качества общего среднего образования ..............................8
1.1. Доступность школьного образования ................................................................................8
1.2. Образовательные стандарты общего среднего образования................................ 12
1.3. Преподаватель – ключевая фигура, влияющая на качество образования ....... 14
Глава 2. Педагогические кадры: количественный и качественный аспект ............... 16
2.1. Количественный аспект: обеспеченность квалифицированными
кадрами .................................................................................................................................................... 16
2.2. Качественный аспект: уровень квалификации преподавательских
кадров ....................................................................................................................................................... 19
Глава 3. Основные факторы, влияющие на качество педагогических кадров ........ 22
3.1. Проблемы подготовки и переподготовки педагогических
кадров в вузах ....................................................................................................................................... 22
3.2. Отсутствие требований по отбору и оценке педагогических кадров ................ 25
3.3. Статус и оплата труда педагогов ........................................................................................... 28
Глава 4. Повышение качества педагогических кадров. Рекомендации....................... 31
4.1. Совершенствование педагогического образования в вузах .................................. 31
4.2. Система повышения квалификации учителей в новых условиях ......................... 32
4.3. Усиление требований по отбору и оценке преподавателей ................................... 33
4.4. Совершенствование оплаты труда педагогов .............................................................. 33
Заключение ....................................................................................................................................................... 35
Законодательные акты ................................................................................................................................... 37
Список использованной литературы ...................................................................................................... 38
3
Стр.3
Приложения ....................................................................................................................................................... 39
Приложение 1. Структура педагогического состава общеобразовательных
школ по категориям в разрезе областей (на 2009–2010 учебный год) .................................... 39
Приложение 2. Структура педагогического состава общеобразовательных
школ по уровню образования в разрезе областей (на 2009–2010 учебный год) ................ 40
Приложение 3. Порядок присвоения квалификационных категорий
педагогическим кадрам ................................................................................................................................. 41
Приложение 4. Приоритеты и следствия кадровой политики .................................................... 44
4
Стр.4
Вставки
1. Цели общего среднего образования в Узбекистане
2. Результаты круглого стола «Обеспеченность и качество учителей школ»
Таблицы
1. Развитие сети дневных общеобразовательных школ по ступеням
образования
2. Динамика числа школ и обучающихся в зависимости от языка обучения
3. Мероприятия по развитию школьной инфраструктуры в 2004–2009 гг.
4. Обеспеченность преподавательскими кадрами в 2009–2010 гг.
5. Сравнительный анализ степени нехватки преподавательских кадров по
шести странам ЦВЕ и СНГ, 2009 г.
9
10
12
16
18
6. Структура педагогического состава по уровню образования и категориям 19
7. Этапы процесса отбора кадров в Сингапуре
9. Материальное стимулирование труда педагогов
27
29
Диаграммы
1. Охват детей начальной школой в целом по Узбекистану (%)
2. Охват детей средней школой в целом по Узбекистану ( %)
3. Охват детей начальной школой в разрезе административных областей
в 2008 г. (%)
4. Охват детей средней школой в разрезе административных областей
в 2008 г. (%)
5. Структура педагогического состава по возрастам в 2009–2010 гг.
10
10
11
11
20
стр.
8
25
5
Стр.5