Точка зрения, выраженная в данном аналитическом докладе принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2010
Все права принадлежат Центру экономических исследований. <...> По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. <...> Создание и расцвет корейских универсальных торговых компаний
43
Рисунки <...> Число крупных промышленных предприятий
Узбекистана в 2004–2009 гг. <...> Число крупных строительных предприятий Узбекистана
в 2004–2009 гг. <...> Число крупных предприятий Узбекистана в базовых отраслях 2004–2009 гг. <...> Изменение налоговой наценки на стоимость продукции
с изменением условий зачета НДС и с ростом долгосрочных активов
(себестоимость + прибыль взяты за 100%)
38
Таблицы <...> Ключевую роль в решении таких задач сыграло формирование национальных бизнес-групп, явившихся главным инструментом роста конкурентоспособности и экспансии страны во внешние рынки. <...> На наш взгляд, стимулирование формирования и развития крупных национальных бизнес-групп как в государственном, так и в частном секторе, ориентированных на производство и экспорт готовых
изделий и услуг, может стать важнейшим фактором роста конкурентоспособности экономики Узбекистана. <...> Развитие крупных бизнес-групп
даст также мощный толчок к развитию малого и среднего бизнеса,
созданию новых, высокопроизводительных и высокооплачиваемых
рабочих мест, способствуя повышению реальных доходов населения,
укреплению социальной стабильности в обществе и росту доверия к
эффективности общей стратегии реформ государства. <...> Cтимулирование
формирования и
развития крупных
национальных
бизнес-групп как в
государственном,
так и в частном
секторе,
ориентированных на
производство
и экспорт готовых
изделий и услуг, может
стать важнейшим
фактором роста
конкурентоспособности
экономики <...>
Аналитические_записки_и_брифы_ЦЭИ_(на_русском_языке)_№2_2010.pdf
Аналитический доклад 2010/02
Бизнес-группы в Узбекистане:
механизмы формирования
и стимулирования
Ташкент 2010
Стр.1
Доклад подготовлен группой экспертов:
Руководитель – Гулямов Р.А.
Координатор проекта – Сирожиддинов Н.
Нац. эксперты:
Ибрагимов Н.
Рижиченко О.
Шарипов Н.
Закир З.
Точка зрения, выраженная в данном аналитическом докладе принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2010
Все права принадлежат Центру экономических исследований. Любое воспроизведение
доклада или использование выдержек из данной публикации могут быть произведены
только с письменного согласия, ссылка на источник обязательна. По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. Усмана Носира, 1-й тупик, дом 5
2
Стр.2
Оглавление
Введение .................................................................................................................................................................5
Раздел 1. Бизнес-группы в мировой экономике ............................................................................7
1.1. Организационно-правовые формы образования бизнес-групп ...................................7
1.2. Роль бизнес-групп в повышении конкурентоспособности экономики ................... 11
1.3. Мировая практика формирования и функционирования бизнес-групп ................ 16
Раздел 2. Стимулирование формирования и развития бизнес-групп
в Узбекистане .................................................................................................................................................... 20
2.1. Бизнес-группы как инструмент ускорения экономического развития страны ... 20
2.2. Законодательные основы формирования бизнес-групп ............................................... 22
2.3. Проблемы управления в крупных компаниях и перспективы
их дальнейшего реформирования ............................................................................................ 25
2.4. Экономические механизмы функционирования бизнес-групп................................... 32
2.5. Стимулирование и возможные направления формирования бизнес-групп ........ 40
Заключение ........................................................................................................................................................ 48
Приложения ......................................................................................................................................................... 52
Приложение 1. Способы создания бизнес-групп и методы управления ими ....................... 52
Приложение 2. Модели корпоративного управления ...................................................................... 56
3
Стр.3
Вставки
1.
2
3.
Законодательство по защите конкуренции в зарубежных странах
Национальное правовое регулирование деятельности бизнес-групп
Законодательное регулирование деятельности бизнес-групп
4. Отрицательные последствия проникновения в национальную
экономику иностранных МНК
5. Особенности организационных структур бизнес-групп в некоторых
странах
6. Особенности возникновения и функционирования бизнес-групп в России
7.
Правовые основы формирования бизнес-групп в Узбекистане:
антимонопольное законодательство
Многосторонний неттинг: сокращение открытых цепей задолженностей
10. Создание и расцвет корейских универсальных торговых компаний
8. Оптимизация финансовых потоков и снижение себестоимости в группе
9.
Рисунки
1. Диаграмма 1. Доля крупных предприятий Узбекистана
в ВВП в 2000–2009 гг. (Госкомстат РУз.)
2.
3.
4.
5.
Диаграмма 2. Число крупных промышленных предприятий
Узбекистана в 2004–2009 гг.
Диаграмма 3. Число крупных строительных предприятий Узбекистана
в 2004–2009 гг.
Диаграмма 4. Число крупных предприятий Узбекистана в базовых отраслях
2004–2009 гг.
Диаграмма 5. Изменение налоговой наценки на стоимость продукции
с изменением условий зачета НДС и с ростом долгосрочных активов
(себестоимость + прибыль взяты за 100%)
Таблицы
1.
Число крупных предприятий Узбекистана в 2004–2009 гг.
34
33
34
35
35
38
стр.
7
9
10
15
16
18
23
41
42
43
4
Стр.4