М. И. Цветаева
Протрет работы К. Б. Родзевича 1960-х годов
Стр.3
УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА
М. В. ЛЯПОН
ПРОЗА ЦВЕТАЕВОЙ
ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ
РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА
АВТОРА
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2 0 1 0
Стр.4
��� 80/81
��� 83.3(2���=���)
� 97
������� ������������ ��� ���������� ���������
����������� ������������� �������� �����
(����)
������ � 09-04-16102
� 97
����� . �. �
����� ���������. ���� ������������� �������� ��������
������. — �.: ����� ���������� �������, 2010. — 528 c.: ��.
ISBN 978-5-9551-0441-6
����� �������� ������������� ��������� ���������� ����������
����� ��� ������� ��������, ������������� � ��������������� ���������
������. ����� ��������� ��������� ��� ������ ���������� ������������,
— �� ��������� ������������������ ������������, ����������������������
������, ������������� ��������, � ����� ��������� � ��������
������. �������� ������ ��������� ������� �������� �� ���� �����
����������, ����������� � ����������� ������ ��������. ������� �������
������������: 1) ��������������� ����������� ���������-��������; ��
������������ �������� ������������ � ���������, ��������� � ���������
��������� (����������� �������, ����������, ����� ����������, �����������
������������); 2) ���������� � �������� �������������� ������
� ����������� ����������� ��������������� ���������; 3) �������������
���������, �� ������ ����������� ���������. ����������� ����������
�������� ������� � ���������������� �������� �������� ��������
��� ���������� ��������� �� ������� � ��� ����������, ������
������� — ����� ���������� ������, ����������� ��������� ����� �
������ �����. ���������� ���������� ������������ � ������� �����������,
��������� ������� �������, � ����� ����������, ��������� ����������
�������� � ����� ��������.
��������� �������� � �������������� ������ ��� ������� ������
��������, ������ ����� ������������ ������� � ��� ����� �������� �����
���������: ��������-��������, ��������� ����������� ������ � ���,
������ ����� �� ������ � ������ ��������� ��� «����������» �����; ��
�������� ������������� �� ����� � ��, — ��� ���� ������ � � �� ��
����� ��� ����� ������������ �������� ��� ������������ ����������������
��������.
��� 83.3
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0441-6
© �. �. �����, 2010 ���������������
© ����� ���������� �������, 2010
Стр.5
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Глава I
Императивы стиля и диктат языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1. Антинорма и идионорма: интуитивная лингвистика
стилесозидающего субъекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Деспотизм языка и словотворчество писателя
(существительные, прилагательные, глагол,
служебные единицы языка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
3. Мысли об орфографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Глава II
Единицы стратегического синтаксиса
в языке-эталоне и в авторском дискурсе . . . . . . . . . . . . . . . . .61
1. Причина как предмет рефлексии. Истина в «последней
инстанции». Союз ибо — аналог перформатива . . . . . . . .61
2. Логика альтернативы в естественном языке.
Между дизъюнкцией и тождеством . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
3. Язык, «зиждущийся на хотя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Глава III
Интроверсия как гегемония внутреннего «Я»… . . . . . . . . . . . .131
1. В поисках «языковой личности».
Доминанты, подсказанные К. Юнгом . . . . . . . . . . . . . . . .131
2. К. Г. Юнг — М. Цветаева: воображаемый диалог . . . . . .145
3. Проза М. Цветаевой: бифокальное чтение авторского
текста. Модель поведения (авторский самоанализ) . . . . .149
4. Императивы подсознания. Логика интуиции . . . . . . . . . .158
Стр.6
4
Оглавление
Глава IV
Речевая самооценка как метатекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
1. Вербализация речевого самоконтроля и
самомоделирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
2. «Грамматика» самооценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
Глава V
Парадоксальная логика как режим мышления . . . . . . . . . . . . .197
1. Формулы-миниатюры и развернутые рефлексемы.
Прототипическая ситуация как материал
для игры альтернативы и тождества . . . . . . . . . . . . . . . . .197
2. Парадокс в контексте личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .212
3. Фронтальная семантическая атака
в условиях дискурса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
Глава VI
Антидогматическая мысль о метамфорфозах истины и лжи . .235
1. Истина, уличаемая во лжи,
в «энциклопедии» мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
2. Парадокс как точка отсчета для «грамматики» юмора.
Анекдоты и другие продукты остроумия
(логические манипуляции парадоксалистов) . . . . . . . . . .248
Глава VII
Риторика смыслосозидания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
1. Искушение правдой. Проницательность психолога.
«Тонкость» симптома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
2. Отрицание как стратегическая единица
в авторском дискурсе.
Риторические эксперименты Цветаевой и Бродского . . .292
Стр.7
Оглавление
Глава VIII
Проза как автопортрет. Стратегия иносказания . . . . . . . . . . . . .303
1. Двойники и антиподы. Художник Гончарова —
иносказание концепции творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . .303
2. Встреча с внучкой Пушкина
(Программа защиты Поэта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .318
3. Реконструкция «личного кода» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330
4. В поисках общего знаменателя:
словесный парадокс и творчество как опровержение . . .342
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
5
Стр.8
7
Посвящаю Александре
и Сергею — моим внукам
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная гуманитарная наука соединяет усилия филолога,
разгадывающего тайны авторской индивидуальности, — с поисками
психолога, ответственного за «внутреннего» человека; при
этом идиостиль, объясняя идионорму, претендует на роль ин т е -
г р а т о р а личности в целом. В основу монографии положена идея
создания «интегративной стилистики».
Широкий диапазон неузуальных грамматических явлений в
прозе Цветаевой — свидетельство высокой степени антидогматизма
в ее отношении к языковой норме. Объектом авторской рефлексии
может оказаться не только отдельная лексическая единица, но
также грамматическая категория, иерархия классов, внутрисистемное
распределение ведущих языковых функций между единицами
разного качества, категориальная семантика в целом. Эвристическая
результативность языкового эксперимента Цветаевой определяется,
в первую очередь, такими свойствами авторской личности, как
лингвистическая интуиция, «темперамент мысли», острая чувствительность
к догме (черта «поленезависимого», по терминологии
современных психологов, интеллекта, предпочитающего нетривиальный
путь осмысления реальности). Вербальную деятельность
такого индивида отличают экстремизм в словотворчестве,
склонность к смысловым смещениям. Словотворчество
Цветаевой — опыт преодоления деспотизма языка, а также отпечаток
рефлексии над феноменом «Язык», который Цветаева воспринимает
и использует прежде всего как материю смысла, утверждая
собственную философию глобальных языковых значений и пренебрегая
условностями нормы.
Словотворческий опыт Цветаевой и грамматические аномалии,
наблюдаемые в ее прозе, (1) во-первых, убеждают в том, что антипатия
к стереотипу — неотъемлемый и выразительный признак
системы ее языковых предпочтений, черта, характеризующая индивидуальную
авторскую стратегию текстообразования; (2) вовторых,
являются информативным материалом для изучения «от
Стр.10
8
Предисловие
ветной реакции» со стороны самого языка на попытку освободиться
от его власти; (см. гл. I).
Анализ лингвистического эксперимента писателя подобен рассматриванию
картины художника на очень близком расстоянии от
холста. Содержательная сторона текста и авторская «техника»
(способ вербализации) — два относительно автономных объекта,
которые способны превращаться друг в друга. При этом текст не
утрачивает своей целостности.
Авторский текст есть своего рода сигнал, допускающий множество
потенциальных прочтений, и при расшифровке этого сигнала
специально востребованной может стать информация о самом создателе
текста. Текст как результат функционирования языковой
системы является одновременно источником для реконструкции
авторской личности, например, в таких ее ипостасях: созерцатель,
теоретический человек, эстетический человек, интроверт, аналитик,
демонстрирующий оригинальную манеру аргументации, разрушитель
ментальных и языковых стереотипов и т. п. Информация
о психологическом портрете вычитывается из авторского текста,
взятого как целостное пространство. Текст в этом смысле — психологиче
ская ре альность, материал, который поступает к
нам двумя потоками: (1) в виде информации о манере письма («технике»);
(2) как вербализованная авторефлексия (автор, склонный к
самоконтролю, обсуждает собственный идиостиль и психологическую
подоплеку своих языковых предпочтений). Субъект и Текст
выстраиваются (самоорганизуются) в своеобразную формулу
причинно-следственных отношений: Субъект в этой формуле занимает
позицию Причины (условия, порождающего и предопределяющего
фактора, генератора смысла), т. е. позицию некоего каузирующего
начала. Текст в этой формуле оказывается в позиции
цели, следствия, результата и т. п. и вместе с тем — кода, который
нужно расшифровать.
Цветаева (автор эссе о современниках, субъект авторефлексии в
автобиографической прозе, письмах, записных книжках) предстает
как неисчерпаемый информант, обладающий высокоразвитым
чувством самоидентичности. Ее творчество — результат ментальной
деятельности, которую современные психологи называют п у -
тешествием в самого с е бя . Именно в силу своей способности
к самоидентификации Цветаева оказывается «объектом»,
Стр.11