Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Проза Цветаевой. Опыт реконструкции речевого портрета автора (264,00 руб.)

0   0
Первый авторЛяпон М. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц529
ID191392
АннотацияКнига содержит концептуально целостное осмысление авторского стиля как системы доминант, коррелирующих с психологическим портретом автора. Проза Цветаевой изучается как единое вербальное пространство, - на материале автобиографических произведений, литературно-критических статей, эпистолярного наследия, а также дневников и записных книжек. Основной корпус известных текстов расширен за счет новых материалов, относящихся к творческому архиву писателя. Главные объекты исследования: 1) лингвистический эксперимент Цветаевой-писателя; ее субъективные языковые предпочтения и неприятия, отношение к языковому стандарту (лексический уровень, грамматика, сфера синтаксиса, организация высказывания); 2) стилистика и риторика афористических формул и развернутых конструкций парадоксального характера; 3) авторефлексия Цветаевой, ее оценка собственной идионормы. Наблюдаемый изоморфизм речевого почерка и психологического портрета послужит стимулом для построения концепции интегративной стилистики, задача которой - поиск внутренней логики, объясняющей авторский текст в едином ключе.
Кому рекомендованоМонография адресована специалистам в области лингвистики, филологам разного профиля, а также психологам, изучающим творческую личность и стили мышления. Привлекая внимание к парадоксальной логике как особому режиму мышления, данная книга представляет интерес и для более широкого круга читателей: Цветаева-аналитик, улавливая метаморфозы истины и лжи, вносит вклад не только в теорию остроумия или "грамматику" юмора; ее афоризмы прочитываются бифокально, - как игра разума и в то же время как живой поучительный материал для энциклопедии общечеловеческой мудрости.
ISBN978-5-9551-0441-6
УДК80/81
ББК83.3(2Рос=Рус)
Ляпон, М. В. Проза Цветаевой. Опыт реконструкции речевого портрета автора : [монография] / М. В. Ляпон .— Москва : Языки славянской культуры, 2010 .— 529 с. : ил. — На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур; 12 с. фотоил. в конце кн. — ISBN 978-5-9551-0441-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/191392 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Антинорма и идионорма: интуитивная лингвистика стилесозидающего субъекта . <...> Деспотизм языка и словотворчество писателя (существительные, прилагательные, глагол, служебные единицы языка) . <...> Фронтальная семантическая атака в условиях дискурса . <...> 4. В поисках общего знаменателя: словесный парадокс и творчество как опровержение . <...> Эвристическая результативность языкового эксперимента Цветаевой определяется, в первую очередь, такими свойствами авторской личности, как лингвистическая интуиция, «темперамент мысли», острая чувствительность к догме (черта «поленезависимого», по терминологии современных психологов, интеллекта, предпочитающего нетривиальный путь осмысления реальности). <...> Текст как результат функционирования языковой системы является одновременно источником для реконструкции авторской личности, например, в таких ее ипостасях: созерцатель, теоретический человек, эстетический человек, интроверт, аналитик, демонстрирующий оригинальную манеру аргументации, разрушитель ментальных и языковых стереотипов и т. п. <...> На самом деле такая бросающаяся в глаза афористичность действительно «настораживает», как у л и к а, поскольку открывает нам важную черту авторской когнитивной стратегии: антидогматический ум парадоксалиста, заинтригованного метаморфозами истины и лжи. <...> Изменяясь во времени, такой человек остается верен главному принципу своей вербальной деятельности: он утверждает и охраняет свою идионорму. <...> Антинорма и идионорма: интуитивная лингвистика стилесозидающего субъекта В философии нормы, по-видимому, есть три позиции, или три модуса нормы, отражаемые в нашем ощущении этого феномена: <...> Неузуальные явления в текстах Цветаевой интересны тем, что объектами ее языковой рефлексии оказываются и отдельные лексические единицы, и категориальная семантика в целом. <...> Для оценки языковой интуиции Цветаевой как разрушителя стереотипов важно, что она сама подсказывает общий знаменатель <...>
Проза_Цветаевой._Опыт_реконструкции_речевого_портрета_автора.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.10
Стр.11
Проза_Цветаевой._Опыт_реконструкции_речевого_портрета_автора.pdf
Стр.1
М. И. Цветаева Протрет работы К. Б. Родзевича 1960-х годов
Стр.3
УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА М. В. ЛЯПОН ПРОЗА ЦВЕТАЕВОЙ ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА АВТОРА ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР МОСКВА 2 0 1 0
Стр.4
��� 80/81 ��� 83.3(2���=���) � 97 ������� ������������ ��� ���������� ��������� ����������� ������������� �������� ����� (����) ������ � 09-04-16102 � 97 ����� . �. � ����� ���������. ���� ������������� �������� �������� ������. — �.: ����� ���������� �������, 2010. — 528 c.: ��. ISBN 978-5-9551-0441-6 ����� �������� ������������� ��������� ���������� ���������� ����� ��� ������� ��������, ������������� � ��������������� ��������� ������. ����� ��������� ��������� ��� ������ ���������� ������������, — �� ��������� ������������������ ������������, ���������������������� ������, ������������� ��������, � ����� ��������� � �������� ������. �������� ������ ��������� ������� �������� �� ���� ����� ����������, ����������� � ����������� ������ ��������. ������� ������� ������������: 1) ��������������� ����������� ���������-��������; �� ������������ �������� ������������ � ���������, ��������� � ��������� ��������� (����������� �������, ����������, ����� ����������, ����������� ������������); 2) ���������� � �������� �������������� ������ � ����������� ����������� ��������������� ���������; 3) ������������� ���������, �� ������ ����������� ���������. ����������� ���������� �������� ������� � ���������������� �������� �������� �������� ��� ���������� ��������� �� ������� � ��� ����������, ������ ������� — ����� ���������� ������, ����������� ��������� ����� � ������ �����. ���������� ���������� ������������ � ������� �����������, ��������� ������� �������, � ����� ����������, ��������� ���������� �������� � ����� ��������. ��������� �������� � �������������� ������ ��� ������� ������ ��������, ������ ����� ������������ ������� � ��� ����� �������� ����� ���������: ��������-��������, ��������� ����������� ������ � ���, ������ ����� �� ������ � ������ ��������� ��� «����������» �����; �� �������� ������������� �� ����� � ��, — ��� ���� ������ � � �� �� ����� ��� ����� ������������ �������� ��� ������������ ���������������� ��������. ��� 83.3 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0441-6 © �. �. �����, 2010 ��������������� © ����� ���������� �������, 2010
Стр.5
3 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Глава I Императивы стиля и диктат языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 1. Антинорма и идионорма: интуитивная лингвистика стилесозидающего субъекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 2. Деспотизм языка и словотворчество писателя (существительные, прилагательные, глагол, служебные единицы языка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 3. Мысли об орфографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 Глава II Единицы стратегического синтаксиса в языке-эталоне и в авторском дискурсе . . . . . . . . . . . . . . . . .61 1. Причина как предмет рефлексии. Истина в «последней инстанции». Союз ибо — аналог перформатива . . . . . . . .61 2. Логика альтернативы в естественном языке. Между дизъюнкцией и тождеством . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85 3. Язык, «зиждущийся на хотя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108 Глава III Интроверсия как гегемония внутреннего «Я»… . . . . . . . . . . . .131 1. В поисках «языковой личности». Доминанты, подсказанные К. Юнгом . . . . . . . . . . . . . . . .131 2. К. Г. Юнг — М. Цветаева: воображаемый диалог . . . . . .145 3. Проза М. Цветаевой: бифокальное чтение авторского текста. Модель поведения (авторский самоанализ) . . . . .149 4. Императивы подсознания. Логика интуиции . . . . . . . . . .158
Стр.6
4 Оглавление Глава IV Речевая самооценка как метатекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167 1. Вербализация речевого самоконтроля и самомоделирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167 2. «Грамматика» самооценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180 Глава V Парадоксальная логика как режим мышления . . . . . . . . . . . . .197 1. Формулы-миниатюры и развернутые рефлексемы. Прототипическая ситуация как материал для игры альтернативы и тождества . . . . . . . . . . . . . . . . .197 2. Парадокс в контексте личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .212 3. Фронтальная семантическая атака в условиях дискурса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226 Глава VI Антидогматическая мысль о метамфорфозах истины и лжи . .235 1. Истина, уличаемая во лжи, в «энциклопедии» мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235 2. Парадокс как точка отсчета для «грамматики» юмора. Анекдоты и другие продукты остроумия (логические манипуляции парадоксалистов) . . . . . . . . . .248 Глава VII Риторика смыслосозидания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275 1. Искушение правдой. Проницательность психолога. «Тонкость» симптома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275 2. Отрицание как стратегическая единица в авторском дискурсе. Риторические эксперименты Цветаевой и Бродского . . .292
Стр.7
Оглавление Глава VIII Проза как автопортрет. Стратегия иносказания . . . . . . . . . . . . .303 1. Двойники и антиподы. Художник Гончарова — иносказание концепции творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . .303 2. Встреча с внучкой Пушкина (Программа защиты Поэта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .318 3. Реконструкция «личного кода» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330 4. В поисках общего знаменателя: словесный парадокс и творчество как опровержение . . .342 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 5
Стр.8
7 Посвящаю Александре и Сергею — моим внукам ПРЕДИСЛОВИЕ Современная гуманитарная наука соединяет усилия филолога, разгадывающего тайны авторской индивидуальности, — с поисками психолога, ответственного за «внутреннего» человека; при этом идиостиль, объясняя идионорму, претендует на роль ин т е - г р а т о р а личности в целом. В основу монографии положена идея создания «интегративной стилистики». Широкий диапазон неузуальных грамматических явлений в прозе Цветаевой — свидетельство высокой степени антидогматизма в ее отношении к языковой норме. Объектом авторской рефлексии может оказаться не только отдельная лексическая единица, но также грамматическая категория, иерархия классов, внутрисистемное распределение ведущих языковых функций между единицами разного качества, категориальная семантика в целом. Эвристическая результативность языкового эксперимента Цветаевой определяется, в первую очередь, такими свойствами авторской личности, как лингвистическая интуиция, «темперамент мысли», острая чувствительность к догме (черта «поленезависимого», по терминологии современных психологов, интеллекта, предпочитающего нетривиальный путь осмысления реальности). Вербальную деятельность такого индивида отличают экстремизм в словотворчестве, склонность к смысловым смещениям. Словотворчество Цветаевой — опыт преодоления деспотизма языка, а также отпечаток рефлексии над феноменом «Язык», который Цветаева воспринимает и использует прежде всего как материю смысла, утверждая собственную философию глобальных языковых значений и пренебрегая условностями нормы. Словотворческий опыт Цветаевой и грамматические аномалии, наблюдаемые в ее прозе, (1) во-первых, убеждают в том, что антипатия к стереотипу — неотъемлемый и выразительный признак системы ее языковых предпочтений, черта, характеризующая индивидуальную авторскую стратегию текстообразования; (2) вовторых, являются информативным материалом для изучения «от
Стр.10
8 Предисловие ветной реакции» со стороны самого языка на попытку освободиться от его власти; (см. гл. I). Анализ лингвистического эксперимента писателя подобен рассматриванию картины художника на очень близком расстоянии от холста. Содержательная сторона текста и авторская «техника» (способ вербализации) — два относительно автономных объекта, которые способны превращаться друг в друга. При этом текст не утрачивает своей целостности. Авторский текст есть своего рода сигнал, допускающий множество потенциальных прочтений, и при расшифровке этого сигнала специально востребованной может стать информация о самом создателе текста. Текст как результат функционирования языковой системы является одновременно источником для реконструкции авторской личности, например, в таких ее ипостасях: созерцатель, теоретический человек, эстетический человек, интроверт, аналитик, демонстрирующий оригинальную манеру аргументации, разрушитель ментальных и языковых стереотипов и т. п. Информация о психологическом портрете вычитывается из авторского текста, взятого как целостное пространство. Текст в этом смысле — психологиче ская ре альность, материал, который поступает к нам двумя потоками: (1) в виде информации о манере письма («технике»); (2) как вербализованная авторефлексия (автор, склонный к самоконтролю, обсуждает собственный идиостиль и психологическую подоплеку своих языковых предпочтений). Субъект и Текст выстраиваются (самоорганизуются) в своеобразную формулу причинно-следственных отношений: Субъект в этой формуле занимает позицию Причины (условия, порождающего и предопределяющего фактора, генератора смысла), т. е. позицию некоего каузирующего начала. Текст в этой формуле оказывается в позиции цели, следствия, результата и т. п. и вместе с тем — кода, который нужно расшифровать. Цветаева (автор эссе о современниках, субъект авторефлексии в автобиографической прозе, письмах, записных книжках) предстает как неисчерпаемый информант, обладающий высокоразвитым чувством самоидентичности. Ее творчество — результат ментальной деятельности, которую современные психологи называют п у - тешествием в самого с е бя . Именно в силу своей способности к самоидентификации Цветаева оказывается «объектом»,
Стр.11