№ 1 РУССКИЙ ЯЗЫК
2009 В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Генеральный директор
проекта
Елена БЫСТРОВА,
директор Центра филологичес
кого образования Института со
держания и методов обучения
Российской академии образова
ния, академик РАО, доктор пе
дагогических наук, профессор
Научнометодический журнал
Главный редактор Елизавета Хамраева,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Редакция:
Татьяна Бизюкова,
Лола Саматова,
Руна Садыкова,
Карина Мартиросян,
Ольга Гамазкова,
Нелли Ермолаева,
редакторы
Мария Седенкова,
художественное оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический директор
проекта
Ирина Чикина,
вёрстка
Елена Дуденко,
корректор
Адрес:
111674, Москва,
ул. <...> 93155 37, 5247263
Е m a i l : sobr2007@mail.ru
RY-01.indd 1
Татьяна Балыхина, декан факультета повышения квалификации
работников образования Российского
университета дружбы народов, доктор
педагогических наук, профессор
Тамара Донская, профессор кафедры русского языка в нацио
нальной школе Института Севера Россий
ского государственного педагогического
университета им. <...> А.И. Герцена, кандидат
педагогических наук, доцент
Людмила Трубина, проректор по учебнометодической работе
Московского педагогического государствен
ного университета, доктор филологических
наук, профессор
Райса Хайруллина, проректор Башкирского государственного
университета им. <...> Акмуллы, доктор фило
логических наук, профессор, заслуженный
деятель науки Республики Башкортостан
Меджи Черкезова, заведующая лабораторией литературного
образования в национальной школе Центра
филологического образования РАО,
доктор педагогических наук, профессор
20.04.2009 23:46:49
Содержание
Содержание
Слово к читателям
3 Е. Быстрова <...> 18 Тематическое планирование по русскому языку
в первом классе
Трибуна словесника <...> Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» и пути
его реализации в школьном изучении
Обучаем мигрантов <...> 31 «Скорая помощь» на уроке русского языка
для детей новых <...>
Русский_язык_в_национальной_школе_№1_2009.pdf
Генеральный директор
проекта
№ 1
2009
Елена БЫСТРОВА,
директор Центра филологического
образования Института содержания
и методов обучения
Российской академии образования,
академик РАО, доктор педагогических
наук, профессор
Редакция:
Тамара Донская,
Татьяна Бизюкова,
Лола Саматова,
Руна Садыкова,
Карина Мартиросян,
Ольга Гамазкова,
Нелли Ермолаева,
редакторы
Мария Седенкова,
художественное оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический директор
проекта
Ирина Чикина,
вёрстка
Елена Дуденко,
корректор
Адрес:
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 93155 37, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
РУССКИЙ ЯЗЫК
В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
На учнометодический жу рнал
Главный редактор Елизавета Хамраева,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Татьяна Балыхина,
декан факультета повышения квалификации
работников образования Российского
университета дружбы народов, доктор
педагогических наук, профессор
профессор кафедры русского языка в нацио
нальной школе Института Севера Россий
ского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена, доктор
педагогических наук, профессор
Екатерина Егорова,
начальник учебнометодического управления
Московского педагогического государственного
университета, кандидат филологических
наук, доцент
Радиф Замалетдинов,
ректор Татарского государственного гумани
тарнопедагогического университета,
доктор филологических наук, профессор
Резеда Мухаметшина, директор Института педагогики и психоло
гии Татарского государственного гуманитарно
педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор
Лариса Савельева,
заведующая кафедрой начального языкового
образования Института детства
Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена, кандидат
педагогических наук, доцент
Людмила Трубина,
проректор по учебнометодической работе
Московского педагогического государствен
ного университета, доктор филологических
наук, профессор
Райса Хайруллина,
Меджи Черкезова,
проректор Башкирского государственного
университета им. М. Акмуллы, доктор фило
логических наук, профессор, заслуженный
деятель науки Республики Башкортостан
заведующая лабораторией литературного
образования в национальной школе Центра
филологического образования РАО,
доктор педагогических наук, профессор
RY-01.indd 1
20.04.2009 23:46:49
Стр.1
Содержание
Содержание
Слово к читателям
Е. Быстрова
Урок рУССкого языка
В. Синячкин
Т. Тимошенко
Л. Пхалагова
трибУна СловеСника
М. Черкезова
М. Черкезова
обУчаем мигрантов
Е. Хамраева
наУка – школе
Р. Хайруллина
2
В. Синячкин
Р. Алиев
3
5
Обращение главного редактора
Содержание предмета «Русский язык»
в современной школе
10
15
Логический шаг в обучении русской орфографии
ЕГЭ: особенности подготовки учашихся
национальных школ к части А
18 Тематическое планирование по русскому языку
в первом классе
22
27
Национальная школа как школа диалога
культур
Духовно-нравственный потенциал рассказа
Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» и пути
его реализации в школьном изучении
31 «Скорая помощь» на уроке русского языка
для детей новых соотечественников
35 Межкультурная коммуникация и изучение
национальных языков
38
47
53
Историко-культурный слой тюркизмов в русском
обыденном сознании
Билингвальное образование: мифы и реальность
в методичеСкУю копилкУ Учителя
Г. Поваляева
Т. Тимошенко
новые книги
61 Представляем вашему вниманию новую книгу
© Современное образование
Новые учебники – это интересно!
57 О проведении олимпиады по русскому языку
в национальной школе
RY-01.indd 2
20.04.2009 23:46:49
русский язык в национальной школе
1’2009
Стр.2
Слово к читателям
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
Ж
урнал, который вы держите в руках, адресован тем, кто посвятил свою
жизнь преподаванию русского языка. Почему мы назвали его «Русский
язык в национальной школе»? В первую очередь потому, что все мы хорошо
знаем, что такое «национальная школа», хотя такого понятия уже более 10 лет нет
ни в одном нормативном документе.
Россия — страна многонациональная, поэтому в ней сложились школы разного типа,
в том числе и национальные, которые теперь называются «школы с родным (нерусским)
и русским (неродным) языком обучения». К сожалению, в 90е годы произошли
разные события, разрушившие или сильно изменившие образовательную
систему. И именно поэтому сегодня нужно говорить о будущем, о приоритетных
проектах для этой, когдато забытой школы.
Роль русского языка в школах Российской Федерации необычайно высока. Ведь в школе
язык выполняет двойную функцию: он не только предмет обучения, но и средство приобретения
знаний по многим дисциплинам. Особенное значение предмет «русский язык»
приобретает в сфере обучения тех российских школьников, для которых он не является
родным, — детей-инофонов. Как правило, эти учащиеся обучаются в общеобразовательных
учебных заведениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.
Именно так называются сегодня бывшие «национальные» школы российских регионов.
Мы позволим себе употреблять старый термин, потому что разделяем мнение: национальная
школа — это особый и даже уникальный в российской системе образования тип учебного
заведения. Как пишет М.Н. Кузьмин, много лет посвятивший изучению российской
национальной школы, она не может восприниматься просто региональным вариантом
общеобразовательной школы, потому что призвана решать задачи обеспечения двуязычия,
бикультурности, задачи сплочения многонационального народа Российской
3
RY-01.indd 3
20.04.2009 23:46:49
1’2009
русский язык в национальной школе
Стр.3