Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств
им. <...> П.И. Чайковского»
Кафедра социально-гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин
Отделение музыкального искусства эстрады
РОК-КУЛЬТУРА И ДЖАЗ:
ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Сборник материалов и научных статей
Международной заочной научно-практической конференции
28 апреля 2014 г.
ЧЕЛЯБИНСК 2014
УДК 785
ББК 85.318.5
Р66
Рок-культура и джаз: традиции, современность, перспективы: сб. мат-лов и
науч. ст. <...> И.В. Безгинова, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного института искусств им. <...> Ю.Г. Бобовкина, зав. отделением музыкального искусства эстрады (инструменты эстрадного оркестра) ЮУрГИИ им. <...> П.И. Чайковского, г. Челябинск
е-mail: kwiatkowski_geor@mail.ru
РОК-КУЛЬТУРА: ОТ МЕТАФОРЫ К РЕАЛЬНОСТИ
Вообразим себе человека, не имеющего представления о рокмузыке и пытающегося составить его самостоятельно. <...> .
Воспроизведение этой конструкции по отношению к современному
року является надуманным в силу взросления молодежной аудитории и все большей возрастной специализации пространства рока,
где разным социальным группам могут предлагаться столь же разнообразные воплощения рок-музыки: одни – для подростковой
аудитории, другие – для студентов колледжей, третьи – для взрослых, и так далее. <...> Эта точка зрения базируется на том, что рок-музыка укладывается в одну из
основных тенденций современности – эстетизацию феноменов повседневной жизни и сфер деятельности человека [4]. <...> В контексте массовой культуры рок интерпретируется следующим
образом: «Рок-музыка, давая возможность экстатических выходов
психической энергии, именно поэтому оказывается одним из объектов реализации этой мифологемы. <...> Рок-музыка как культурный и исторический
феномен является в таком случае формой современного существования и проявления древнейших <...>
Рок-культура_и_джаз_традиции,_современность,_перспектива_сборник_материалов_и_научных_статей_международной_заочной_научно-практической_конференции_28_апреля_2014_г..pdf
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского»
Кафедра социально-гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин
Отделение музыкального искусства эстрады
РОК-КУЛЬТУРА И ДЖАЗ:
ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Сборник материалов и научных статей
Международной заочной научно-практической конференции
28 апреля 2014 г.
ЧЕЛЯБИНСК 2014
Стр.1
УДК 785
ББК 85.318.5
Р66
Рок-культура и джаз: традиции, современность, перспективы: сб. мат-лов и
науч. ст. Междунар. заочн. науч.-практ. конф. 28 апреля 2014 г., г. Челябинск / гл.
ред. Г.Ю. Квятковский. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2014. – 158 с.
Сборник представляет материалы, посвященные актуальным проблемам
в области рок-культуры и джаза. Сборник структурирован по пяти основным тематическим
направлениям: теоретические и исторические аспекты рок-культуры
и джаза; место рок-музыки и джаза в системе музыкального искусства; локальные
джаз- и рок-сцены: история и современность; личность в рок-культуре и
джазе; основные феномены джаза и рок-культуры. Адресован специалистамгуманитариям,
а также всем интересующимся проблематикой современного музыкального
искусства.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ЮУрГИИ
им. П.И. Чайковского
Главный редактор:
Г.Ю. Квятковский,
кандидат социологических наук, доцент ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Редакционная коллегия:
И.В. Безгинова, проректор по научной работе и международному сотрудничеству
Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат культурологии, доцент.
К.М. Курленя, доктор искусствоведения, профессор, ректор Новосибирской
государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.
В.Б. Фейертаг, музыковед, профессор Санкт-Петербургского государственного
института культуры и искусства.
А.М. Цукер, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории
музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.
Составители:
Ю.Г. Бобовкина, зав. отделением музыкального искусства эстрады (инструменты
эстрадного оркестра) ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского.
Я.Т. Жакупова, зав. отделом организации научной работы и международного
сотрудничества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, кандидат психол. наук, доцент.
ISBN 978-5-94934-045-5
© Южно-Уральский государственный институт
искусств им. П.И. Чайковского, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические и исторические аспекты
рок-культуры и джаза…………………………………..
3
Квятковский Г.Ю. Рок-культура: от метафоры
к реальности………………………………. 4
Широкова Н.А.
Постмодернистский эксперимент
в джазовом искусстве: к проблеме
возникновения новых музыкальных
течений…………………………………….. 12
Коровина Е.М.
Влияние музыкальной культуры массмедиа
на современную фоносферу……… 21
Раздел 2. Место рок-музыки и джаза в системе
музыкального искусства……………..........................
Бобовкина Ю.Г.
Тихонова М. А.
Беляева Е.А.
Скрябина А.С.
28
Джазоведение как отрасль научного
знания в искусствоведении………………. 29
«Третье течение»: к проблеме
расширения границ джаза ……………….. 34
Джазовый фестиваль
как «виртуализованное» зрелище
эпохи постмодерна………………………. 39
Прогрессив-стиль: джаз и рок
в интерпретации классической
модели…………………………………….. 48
Раздел 3. Локальные джаз- и рок-сцены: история
и современность……………………………………………. 60
Риккер Н.Г.
Штрихи к портрету Михаила
Папашики ....................................................
156
61
Стр.156
Борзых Д.С.
Антипова Ю.В.
К.О. Дейнега
Данилова Э.А.
Становление и развитие рок-музыки
в Новосибирске (конец 60-х –
первая половина 90-х гг. ХХ века)……....
Творчество группы «Ильвинги»
(Новосибирск): к изучению
отечественного арт-рока………………….. 82
Специфика формирования творческого
коллектива в американской рок-культуре
70–80-х гг. ХХ века………………………. 91
Синтез европейско-американских
и японских традиций в творчестве
группы Onmyo-za (j-rock)……………........
Раздел 4. Личность в рок-культуре и джазе……………………..
Бернштейн С.Р.
Степанова И.В.
98
103
Элвис Пресли. Краткий обзор
позднего периода творчества
(1968–1973 гг.)…………………………….. 104
Лингвокогнитивные характеристики
творческой языковой личности в рокдискурсе……………………………………
117
Раздел 5. Основные феномены джаза и рок-культуры……....
Cornish G.
Forbes L.
Рябова А.А.
Пережогина У.Е.
125
Sex, murder, and excitement: steely dan’s
can’t buy a thrill and the netamorphosis of
the american dream………………………… 126
J.J. Johnson: boneology and his influence on
trombone solos……………………………...
130
Лингвокультурологические особенности
стиля depressive rock / dsbm……………… 134
Влияние джаза на моду
первой половины ХХ века……………… 140
157
72
Стр.157
Ефремова Е.М.
Ирония в рок-музыке и джазе……………. 146
Сведения об авторах………………………………………………… 153
158
Стр.158