.. Ł æ.ºŁŁŒ.qxd 09.11.2009 23:50 Page 1
№ 5
2009
Генеральный директор
проекта
Валентина БОЧАРОВА,
членкорреспондент Российской
академии образования, директор
Института социальной
педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор,
Почётный президент Союза со
циальных педагогов и социаль
ных работников России — члена
Международной Федерации
социальных работников
Редакция:
Татьяна Борисова,
заместитель главного редактора
Нелли Ермолаева,
ответственный секретарь
Ирина Махова,
редактор
Роза Андрианова,
редактор
Мария Седенкова,
художественное оформление и
макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический
директор проекта
Людмила Балашова,
вёрстка
Елена Дуденко
корректура
Адрес:
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 93155 37, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
Владимир Торохтий,
Давид Фельдштейн,
Георгий Филонов,
Нина Целищева,
СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
В РОСCИИ
На учнометодический жу рнал
Издаётся учреждением Российской академии образования
«Институ т социальной педагогики» при на учноинформационной
поддержке Международной Федерации социальных работников
Главный редактор Валентина Бочарова
Редакционная коллегия:
Людмила Буева,
Феодосия Габышева,
Марина Гурьянова,
Наталия Дежникова,
профессор Института философии
Российской академии наук, действительный
член (академик) РАО, доктор философских наук
Министр образования Республики Саха
(Якутия), доктор педагогических наук,
профессор
доктор педагогических наук, профессор,
Москва
доктор педагогических наук, профессор,
Москва
Владимир Загвязинский, заведующий кафедрой методологии и теории
социальнопедагогических исследований
Тюменского государственного университета,
действительный член (академик) РАО
Надежда Клименко,
Борис Куган,
Галина Силласте,
Татьяна Степанова,
директор Центра социальной педагогики,
доктор педагогических наук, г. Норильск
начальник Главного управления образования
администрации Курганской области, доктор
педагогических наук, профессор, г. Курган
доктор философских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ, Москва
начальник Департамента образования
администрации Ярославской области, доктор
педагогических наук, г. Ярославль
декан факультета социальной педагогики
Московского психологопедагогического
университета, доктор педагогических наук,
профессор, Москва
действительный член (академик) РАО,
доктор психологических наук, профессор,
Москва
действительный член (академик) РАО,
доктор философских наук, профессор, Москва
почётный работник общего образования РФ,
член Союза журналистов России, Москва
Стр.1
.. Ł æ.ºŁŁŒ.qxd 09.11.2009 23:50 Page 2
Содержание
Содержание
СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
3 Учреждён новый профессиональный праздник—
Всемирный день социального педагога
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Татьяна Ковалёва
5
Чужих детей не бывает.
Правовая база, финансовое обеспечение, социально
педагогическое сопровождение семей—
приоритетные аспекты региональной
социальной политики
Александр Найданов
16
Государственнообщественный характер
социальновоспитательной работы
по месту жительства.
Семейнососедский социум — пространство
социальной политики
Лариса Алексеева
23
Социальное исключение семей с детьми
в современной российской действительности
СОЦИАЛЬН0-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Виктория Баранова
29
Наталья Лысых
Татьяна Омётова
Юлия Малюшина
Нина Целищева
2
Елена Вяткина,
Наталья Тюкалова
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Валентина Бочарова
Георгий Филонов
Михаил Плоткин
36
41
48
54
63
Подростки перед выбором профессии.
Как помочь им в этой сложной ситуации?
Социальнопсихологическое сопровождение
профессионального самоопределения
Сотрудничество школы и семьи
в профессиональной ориентации подростков
Деятельность социального педагога—
огромное проблемное поле
Коррекция агрессивных тенденций подростков
и их криминальной мотивации
Социальнопедагогическая компетентность
учительского коллектива школы.
Универсальная инновация на все времена
Межведомственное взаимодействие
в сопровождении детейсирот
67
76
80
Что означает работа с семьёй:
как её спланировать, в чём её содержание.
Жизненные ситуации становятся основой технологии
деятельности социального педагога семейного профиля
Сущность и особенности развивающего воспитания
Социальное воспитание в контексте теории
социальной педагогики
ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аэлита Ткачёва
91
Открытая международная Школа социальной
педагогики: итоги первого учебного года,
начало второго
©Современное образование
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РОССИИ
5’2009
Стр.2