Учебно-методическое пособие предназначается студентам специальностей «Культурология»,
«Русский язык и литература», постигающим теорию и методику организации современных уроков
МХК, а также уроков литературы. <...> В третьем разделе
представлены варианты воплощения ведущих способов организации конкретных уроков МХК ,
уроков литературы. <...> СПЕЦИФИКА
ОБУЧЕНИЯ
МИРОВОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТЕРЕ, ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ КАК
УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В условиях интенсивной логизации и технологизации учебного процесса в средней школе
особенно остро встает вопрос о преподавании таких специфичных предметов, как литература,
мировая художественная культура. <...> Реализуются предложенные модели уроков и способы их организации благодаря
многочисленным методическим приемам, видам деятельности участников урока в каждой
конкретной ситуации. <...> Способы
организации урока, выбранные в качестве ведущих, как показывает теоретическое обоснование и
практика их воплощения в средней школе, могут нередко пересекаться, взаимодействовать, что не
противоречит их сущности как основного стержня, каркаса урока. <...> Одним
из наиболее интересных, глубоких и значимых в связи с этим является интегрированный учебный
предмет «Мировая художественная культура», который имеет свою специфику, заключающуюся в
комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи. <...> «Литература» как учебная
дисциплина и вид искусства близка интегрированному курсу МХК, легко соотносится с ним, не
теряя своей специфики. <...> Однако, если учебный курс «Мировая художественная культура» включен
в программы общеобразовательных школ совсем недавно, то «Литература» как учебный предмет
изучается с 1901 года и естественным образом связан с предшествующим опытом изучения
русской словесности. <...> С учетом роли гуманитарных дисциплин
важным звеном является курс МХК. <...> 4
С предметами «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство» МХК объединяют
общие <...>
Теория_и_методика_обучения_культурологии._Теория_и_методика_обучения_литературе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Ланцова А.Б., Самсонова И.В.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
Учебно-методическое пособие
для студентов специальностей «Культурология», «Русский язык и литература»
Шуя 2012
Стр.1
УДК 372.8
ББК 74.26
Л 22
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО
«Шуйский государственный педагогический университет»
Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ГОУ ВПО
«ИвГУ» Л.Н. Таганов;
доктор культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ивановского института ГПС
МЧС России, доцент ВАК Ж.Л. Океанская
Ланцова А.Б., Самсонова И.В.
Теория и методика обучения культурологии. Теория и методика обучения литературе:
Учебно-методическое пособие для студентов / Ланцова А.Б., Самсонова И.В. – Шуя: Изд-во
ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 97 с.
Учебно-методическое пособие предназначается студентам специальностей «Культурология»,
«Русский язык и литература», постигающим теорию и методику организации современных уроков
МХК, а также уроков литературы. В сборнике представлено три раздела. Два первых раздела
посвящены теоретическим вопросам, которые связаны с раскрытием специфики изучаемых в
средней школе учебных дисциплин, психолого-педагогическим обоснованием основных способов
организации уроков мировой художественной культуры, уроков литературы. В третьем разделе
представлены варианты воплощения ведущих способов организации конкретных уроков МХК,
уроков литературы. Пособие
апробировано авторами в процессе обучения студентов и
проведения педагогической практики в средних школах.
© Ланцова А.Б., Самсонова И.В., 2012
© ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Специфика обучения мировой художественной
культуре, обучения литературе как учебным предметам в средней
школе …………………………………………………………..……………….........................4
Раздел 1. Теоретические основы использования дифференциации,
интеграции, игры, творчества учащихся, интерактивных средств
обучения как основных способов организации уроков МХК, уроков литературы
в средней школе ……………………………………………………………………………….8
1.1. Личностно ориентированное обучение мировой художественной
культуре, обучения литературе и его перспективы в организации урока………………….8
1.2. Использование разных уровней интеграции в организации
уроков МХК, уроков литературы ……………………………………..…………………….16
1.3. Игры как способ организации уроков МХК, уроков литературы…………………..29
1.4. Творчество учащихся – организационно-композиционный
стержень уроков МХК, уроков литературы как художественно-педагогического
процесса………………………………………………………………………………………..36
1.5. Психолого-педагогические особенности использования
мультимедиа в организации уроков МХК, уроков литературы…………………………….38
Раздел 2. Практика проведения уроков МХК, уроков литературы
на основе ведущих способов организации учебного процесса
в средней школе ……………………………………………………………………………….47
2.1. Основные требования к методическому обоснованию уроков
мировой художественной культуры, уроков литературы…………………………………..47
2.2. Практика преподавания древнерусской иконописи в средней школе …………….73
Список используемой и рекомендуемой литературы……..……….............. ........................86
Приложение………………………………………………………………… …………………89
3
Стр.3