Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Теория и методика обучения культурологии. Теория и методика обучения литературе

0   0
АвторыЛанцова Альбина Борисовна, Самсонова Ирина Васильевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ШГПУ"
Страниц98
ID188377
Аннотация Учебно-методическое пособие предназначается студентам специальностей «Культурология», «Русский язык и литература», постигающим теорию и методику организации современных уроков МХК, а также уроков литературы. В сборнике представлено три раздела. Два первых раздела посвящены теоретическим вопросам, которые связаны с раскрытием специфики изучаемых в средней школе учебных дисциплин, психолого-педагогическим обоснованием основных способов организации уроков мировой художественной культуры, уроков литературы. В третьем разделе представлены варианты воплощения ведущих способов организации конкретных уроков МХК, уроков литературы. Пособие апробировано авторами в процессе обучения студентов и проведения педагогической практики в средних школах.
УДК372.8
ББК74.26
Теория и методика обучения культурологии. Теория и методика обучения литературе : Учебно-методическое пособие для студентов / А.Б. Ланцова, И.В. Самсонова .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2012 .— 98 с. — URL: https://rucont.ru/efd/188377 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учебно-методическое пособие предназначается студентам специальностей «Культурология», «Русский язык и литература», постигающим теорию и методику организации современных уроков МХК, а также уроков литературы. <...> В третьем разделе представлены варианты воплощения ведущих способов организации конкретных уроков МХК , уроков литературы. <...> СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТЕРЕ, ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ КАК УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В условиях интенсивной логизации и технологизации учебного процесса в средней школе особенно остро встает вопрос о преподавании таких специфичных предметов, как литература, мировая художественная культура. <...> Реализуются предложенные модели уроков и способы их организации благодаря многочисленным методическим приемам, видам деятельности участников урока в каждой конкретной ситуации. <...> Способы организации урока, выбранные в качестве ведущих, как показывает теоретическое обоснование и практика их воплощения в средней школе, могут нередко пересекаться, взаимодействовать, что не противоречит их сущности как основного стержня, каркаса урока. <...> Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в связи с этим является интегрированный учебный предмет «Мировая художественная культура», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи. <...> «Литература» как учебная дисциплина и вид искусства близка интегрированному курсу МХК, легко соотносится с ним, не теряя своей специфики. <...> Однако, если учебный курс «Мировая художественная культура» включен в программы общеобразовательных школ совсем недавно, то «Литература» как учебный предмет изучается с 1901 года и естественным образом связан с предшествующим опытом изучения русской словесности. <...> С учетом роли гуманитарных дисциплин важным звеном является курс МХК. <...> 4 С предметами «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство» МХК объединяют общие <...>
Теория_и_методика_обучения_культурологии._Теория_и_методика_обучения_литературе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ланцова А.Б., Самсонова И.В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Культурология», «Русский язык и литература» Шуя 2012
Стр.1
УДК 372.8 ББК 74.26 Л 22 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ГОУ ВПО «ИвГУ» Л.Н. Таганов; доктор культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ивановского института ГПС МЧС России, доцент ВАК Ж.Л. Океанская Ланцова А.Б., Самсонова И.В. Теория и методика обучения культурологии. Теория и методика обучения литературе: Учебно-методическое пособие для студентов / Ланцова А.Б., Самсонова И.В. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 97 с. Учебно-методическое пособие предназначается студентам специальностей «Культурология», «Русский язык и литература», постигающим теорию и методику организации современных уроков МХК, а также уроков литературы. В сборнике представлено три раздела. Два первых раздела посвящены теоретическим вопросам, которые связаны с раскрытием специфики изучаемых в средней школе учебных дисциплин, психолого-педагогическим обоснованием основных способов организации уроков мировой художественной культуры, уроков литературы. В третьем разделе представлены варианты воплощения ведущих способов организации конкретных уроков МХК, уроков литературы. Пособие апробировано авторами в процессе обучения студентов и проведения педагогической практики в средних школах. © Ланцова А.Б., Самсонова И.В., 2012 © ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Специфика обучения мировой художественной культуре, обучения литературе как учебным предметам в средней школе …………………………………………………………..……………….........................4 Раздел 1. Теоретические основы использования дифференциации, интеграции, игры, творчества учащихся, интерактивных средств обучения как основных способов организации уроков МХК, уроков литературы в средней школе ……………………………………………………………………………….8 1.1. Личностно ориентированное обучение мировой художественной культуре, обучения литературе и его перспективы в организации урока………………….8 1.2. Использование разных уровней интеграции в организации уроков МХК, уроков литературы ……………………………………..…………………….16 1.3. Игры как способ организации уроков МХК, уроков литературы…………………..29 1.4. Творчество учащихся – организационно-композиционный стержень уроков МХК, уроков литературы как художественно-педагогического процесса………………………………………………………………………………………..36 1.5. Психолого-педагогические особенности использования мультимедиа в организации уроков МХК, уроков литературы…………………………….38 Раздел 2. Практика проведения уроков МХК, уроков литературы на основе ведущих способов организации учебного процесса в средней школе ……………………………………………………………………………….47 2.1. Основные требования к методическому обоснованию уроков мировой художественной культуры, уроков литературы…………………………………..47 2.2. Практика преподавания древнерусской иконописи в средней школе …………….73 Список используемой и рекомендуемой литературы……..……….............. ........................86 Приложение………………………………………………………………… …………………89 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.