Двух месяцев не прошло после августовских событий, а споры о роли Церкви успели уже основательно ожесточиться. <...> Левые демократы предупреждают "об опасностях воскрешения царистских символов", консервативная, национально мыслящая интеллигенция говорит о совместимости свободы совести и участия Церкви в жизни общест248 ва. <...> Но и опасения оппонентов не до конца понятны: надо ли отстаивать в нетоталитарном обществе право Церкви быть одной из общественных организаций? <...> Самодержавие вместе с православием получила Россия от Византии. на востоке государство претворяло в себя, поглощало Церковь, римский кесарь делался христианским первосвященником, главою церкви, «крайним судиею дел церковных», по выражению Петра Великого в Духовном Регламенте Св. <...> Крайними судиями дел церковных" русские государи стали именно тогда, когда с византизмом на Руси было покончено. <...> Объем работы не позволяет нам подробно проследить сложные исторические пути симфонии. <...> Некоторые из завоеваний были абсурдны с точки зрения интересов государства, они ничего не дали ему, кроме удачливых претендентов на цезарскую роль - прославленных военными подвигами, но мало способных эту роль играть. <...> 255 Пусть нам простят шокирующее употребление термина: мы хотим подчеркнуть исторические корни столь удивительных, в сущности, явлений, как соборность и симфония восточного Православия. <...> Действительно, Мы не будем здесь полемизировать с распространен"византийское содружество" простиралось до Новгорода и Литвы. <...> Он же отмечает и специфику отношений Церкви и государства на территории нового члена "византийского содружества". <...> Константинополь пал, "византийское содружество" перестало существовать - даже и чисто формально. <...> Повторим еще раз: РЕАЛЬНОЕ бытие симфонии - и в Византии, и в России - как всегда в истории, весьма отличалось от идеала. <...> Совершенно ясно: симфония в России ОБЪЕКТИВНО оказалась обреченной. <...> Симфония Церкви и государства, если ее <...>