Рассматриваются проблемы современной речевой
коммуникации, сфера профессионального общения, в том числе культура
профессионального общения, также представлен русский речевой этикет в
историческом аспекте и на современном этапе развития общества. <...> В пособии
содержится программа курса «Речевые коммуникации»: тематика и основные
вопросы лекций, планы практических занятий, разнообразные творческие
задания для магистрантов. <...> Материал пособия будет интересным для будущих
магистров всех специальностей, преподавателям гуманитарных вузов,
аспирантам, учителям русского языка и литературы
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
ГЛАВА 1 Современная речевая коммуникация ……………………… 9 <...> Специфика педагогического общения в школе и вузе……16. <...> Речевой этикет в историческом аспекте и на современном этапе
развития общества………………………………………………39…
3.1. <...> Направленность образовательного процесса на гуманистические ценности,
коммуникативную культуру, процессы развития и самореализации личности
каждого участника педагогического взаимодействия актуальна для высших
учебных
заведений,
особенно
гуманитарного
профиля,
где
речевое
взаимодействие, коммуникативные умения выступают на первый план. <...> Следует заметить, что коммуникация – это информационный обмен, причем
производится он отнюдь не только в словесной форме, но и в языке жестов,
мимике, при помощи интонирования, голосовых модуляций и даже за счет
определенной организованности пространства, за счет внешности и одежды
общающихся. <...> Современная речевая коммуникация характеризуется вовлечением широких
слоев населения в публичную речь, разнообразием ее родов (политическая,
военная, дипломатическая, академическая, церковная , деловая) и жанров (
5
лекция, доклад, проповедь, выступление на митинге, в публичной дискуссии
и др.) <...> В настоящее время, когда одной из
важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности <...>
Речевые_коммуникации.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШУЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т.Н. ВОЛКОВА
РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Учебное пособие
Шуя 2010
Стр.1
2
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Костромского
государственного университета А.А.Бишаева
доктор педагогических наук, профессор Ивановского
государственного университета
Волкова Т.Н. Речевые коммуникации: Учебное пособие.– Шуя:
Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010.–
Учебное пособие предназначено для освоения магистрантами курса
«Речевые коммуникации». Рассматриваются проблемы современной речевой
коммуникации, сфера профессионального общения, в том числе культура
профессионального общения, также представлен русский речевой этикет в
историческом аспекте и на современном этапе развития общества. В пособии
содержится программа курса «Речевые коммуникации»: тематика и основные
вопросы лекций, планы практических занятий, разнообразные творческие
задания для магистрантов. Материал пособия будет интересным для будущих
магистров всех специальностей, преподавателям гуманитарных вузов,
аспирантам, учителям русского языка и литературы
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
ГЛАВА 1 Современная речевая коммуникация ……………………… 9
1.1.Проблема речевой культуры……………………………..9
1.2.Критерии хорошей
речи………………………………13
1.3. Речевые умения личности………………………………14
ГЛАВА 2. Сфера профессионального общения………………………….16
2.1. Специфика педагогического общения в школе и вузе……16.
2.2.Коммуникативные умения педагога…………………………22.
2.3. Профессиональная культура будущего специалиста………27.
ГЛАВА 3. Речевой этикет в историческом аспекте и на современном этапе
развития общества………………………………………………39…
3.1. Общение как феномен культуры……………………………43.
3.2.Отражение культуры речевого общения в произведениях
русских писателей………………………………………….47.
3.3. Формулы речевого этикета в различных ситуациях
общения……………………………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….60
ПРОГРАММА КУРСА «РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»……………….62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………73.
Стр.3