Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Дистанционное образование детей-инвалидов (110,00 руб.)

1   0
АвторыАндреев В. Н., Антонова О. Н., Валуева С. А., Овчинникова Г. В., Филимонова О. С., Шайденко Н. А., Фомичева Ж. Е.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц60
ID186564
АннотацияВ пособии обобщен опыт США, Австралии, Германии, Китая по организации дистанционного обучения для детей-инвалидов, а также содержится об- зор исторических этапов развития данной системы в зарубежных странах в связи с развитием образовательных технологий. Издание предназначено для педагогов, студентов, родителей, вовлеченных в организацию системы дистанционного образования для детей-инвалидов в России.
ISBN978-5-87954-557-9
ББК74.3я73
Дистанционное образование детей-инвалидов : Учебное пособие / ред.: Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичева; В.Н. Андреев, О.Н. Антонова, С.А. Валуева, Г.В. Овчинникова, О.С. Филимонова .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 60 с. — ISBN 978-5-87954-557-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/186564 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> М. В. Ломоносова), профессор, доктор филологических наук О. Н. Прохорова (Белгородский государственный университет) Д48 Дистанционное образование детей-инвалидов: Зарубежный опыт: Учеб. пособие / Авт.-сост. <...> ISBN 978-5-87954-557-9 В пособии обобщен опыт США, Австралии, Германии, Китая по организации дистанционного обучения для детей-инвалидов, а также содержится обзор исторических этапов развития данной системы в зарубежных странах в связи с развитием образовательных технологий. <...> ББК 74.3я73 Издание осуществлено в соответствии со сметой госконтракта № 14 на оказание услуг по обучению педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения на дому ГОУ «Тульская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат I и II вида» ISBN 978-5-87954-557-9 © Авторы-составители В. Н. <...> Решению этой задачи способствует такая форма получения образования, как дистанционное обучение. <...> За последние полвека отношение к инвалидам во многих странах кардинально изменилось. <...> Параллельно зародилось движение родителей детей-инвалидов, которые добивались того, чтобы их дети могли посещать обычные школы. <...> Только в 1973 году в США, а затем и в других западных странах, появился первый законодательный акт, затрагивающий тему обеспечения равного доступа к образованию детей-инвалидов. <...> Закон об образовании имел чрезвычайно большое значение – он открыл двери школ для детей с инвалидностью и ввел ряд защитных процедур, регулирующих специальное образование. <...> Успешный опыт организации дистанционного обучения различных категорий учащихся ряда стран Европы, Америки <...>
Дистанционное_образование_детей-инвалидов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Дистанционное_образование_детей-инвалидов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 74.3я73 Д48 Рецензенты: профессор, доктор филологических наук О. В. Александрова (МГУ им. М. В. Ломоносова), профессор, доктор филологических наук О. Н. Прохорова (Белгородский государственный университет) Дистанционное образование детей-инвалидов: Зарубежный Д48 опыт: Учеб. пособие / Авт.-сост. В. Н. Андреев, О. Н. Антонова, С. А. Валуева, Г. В. Овчинникова, О. С. Филимонова; Под ред. Н. А. Шайденко, Ж. Е. Фомичевой. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л. Н. Толстого, 2010. – 57 с. ISBN 978-5-87954-557-9 В пособии обобщен опыт США, Австралии, Германии, Китая по организации дистанционного обучения для детей-инвалидов, а также содержится обзор исторических этапов развития данной системы в зарубежных странах в связи с развитием образовательных технологий. Издание предназначено для педагогов, студентов, родителей, вовлеченных в организацию системы дистанционного образования для детейинвалидов в России. ББК 74.3я73 Издание осуществлено в соответствии со сметой госконтракта № 14 на оказание услуг по обучению педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения на дому ГОУ «Тульская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат I и II вида» ISBN 978-5-87954-557-9 © Авторы-составители В. Н. Андреев, О. Н. Антонова, С. А. Валуева, Г. В. Овчинникова, О. С. Филимонова, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4 РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ................................................... 7 РАЗДЕЛ 2. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ............................................................................................ 9 РАЗДЕЛ 3. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ........................... 12 3.1 США.............................................................................................................................. 12 3.2 ГЕРМАНИЯ.................................................................................................................. 23 3.3. ФРАНЦИЯ................................................................................................................... 42 3.4 АВСТРАЛИЯ................................................................................................................ 48 3.5 КИТАЙ.......................................................................................................................... 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................................... 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................. 57 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования, является обеспечение доступа к качественному образованию всех категорий населения, независимо от наличия инвалидности, места проживания, социального статуса и других факторов, затрудняющих получение образования, отвечающего требованиям современного этапа развития общества и способствующего успешной социализации и реализации всех потенций, заложенных в той или иной личности. Решению этой задачи способствует такая форма получения образования, как дистанционное обучение. В России количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующих технологии дистанционного образования стремительно растет [Андреев 2010: 2]. За последние полвека отношение к инвалидам во многих странах кардинально изменилось. Тема создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями начала подниматься в США и странах Европы после окончания Второй мировой войны, когда домой вернулись люди, получившие физические увечья на фронте [Hewman 2010:12]. Параллельно зародилось движение родителей детей-инвалидов, которые добивались того, чтобы их дети могли посещать обычные школы. Тогда еще не было законов, обеспечивающих равный доступ к образованию всех групп населения. В некоторых штатах США были законы, устанавливающие стандарты образования для детей с ограниченными возможностями, но эти стандарты были ниже, чем для остальных детей. Только в 1973 году в США, а затем и в других западных странах, появился первый законодательный акт, затрагивающий тему обеспечения равного доступа к образованию детей-инвалидов. Пункт 504 закона о реабилитации стал поворотным моментом грядущих перемен. В 1975 году появился полноценный закон об образовании для лиц с инвалидностью. Принимая его, Конгресс США обнаружил, что в Соединенных Штатах больше восьми миллионов детей-инвалидов, свыше половины из них не получали соответствующих услуг в сфере образования, а около миллиона – вообще не ходили в школу. Закон об образовании для лиц с инвалидностью гарантировал учащимся с инвалидностью доступ к бесплатному государственному образованию с минимальными ограничениями. По закону школьные округа должны разрабатывать учебные программы с учетом способностей учащихся, приспосабливая их к потребностям каждого ребенка с инвалидностью. Закон об образовании имел чрезвычайно большое значение – он открыл двери школ для детей с инвалидностью и ввел ряд защитных процедур, регулирующих специальное образование. В него потом вносились 4
Стр.4
многочисленные поправки по разным вопросам. Благодаря школьным программам, разработанным в соответствии с этим законом, миллионы учащихся с инвалидностью получили образование, которое так нужно им, чтобы стать полноправными членами общества. Сегодня дети с инвалидностью в Америке и Западной Европе уже в раннем возрасте получают от государства помощь, которая с самого начала помогает им развиваться в правильном направлении. У них есть возможность заниматься спортом и участвовать в факультативных кружках и мероприятиях. Окончив школу, они часто способны работать, платить налоги и вносить свой вклад в развитие общества. Закон об образовании для лиц с инвалидностью в корне изменил и роль государства в отношении проблем инвалидности. Оно уже не выполняет функцию опекуна над немощными гражданами, а обеспечивает им доступ к образованию, давая таким образом возможность осваивать навыки, необходимые для обеспечения своих потребностей и полноценного участия в жизни общества. Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного образования за рубежом показал, что в настоящее время в мире накоплен определенный положительный опыт реализации систем дистанционного обучения для детей-инвалидов. Отдавая должное выбранным направлениям исследований, объему и качеству теоретического и практического задела в области дистанционного обучения у отечественных и зарубежных ученых, менеджеров образования и педагогов, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют издания, в которых в концентрированном виде содержались бы сведения об опыте практической реализации дистанционного образования за рубежом, отражающие в первую очередь потребности педагогов-практиков и студентов. Предлагаемое учебно-методическое пособие призвано восполнить этот пробел. Оно предназначено для педагогов, занимающимся вопросами организации дистанционного образования для детей-инвалидов и направлено на восполнение дефицита учебной литературы, посвященной как зарубежному опыту становления данной системы, так и его современному состоянию. Успешный опыт организации дистанционного обучения различных категорий учащихся ряда стран Европы, Америки и Азии свидетельствует о необходимости его осмысления и использования найденных решений в педагогической практике в нашей стране. Особенно ценным в этой сфере оказывается опыт стран, в чем-то сопоставимых по размерам территории и размещения населения с территорией России – Австралии, США, Китая. История дистанционного образования наглядно демонстрирует наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное образование предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования и нацелено на людей разных возрастов: 5
Стр.5
от маленьких детей до людей зрелого возраста. Круг преподаваемых дисциплин необычайно широк: от стенографии или горного дела до общего образования. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, современные электронные средства обучения, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и в развивающихся странах, как в больших странах, так и в маленьких. Проблемы, социальные и исторические потрясения, повлекшие появление этих систем, различны: территориально рассредоточенное или перемещенное население, невозможность посещать обычные учебные заведения из-за инвалидности или занятости, империализм и независимость, войны и революции, индустриализация. В новом тысячелетии по мере продвижения человечества к информационному обществу дистанционное образование играет все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм. 6
Стр.6
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ Идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. Некоторые ученые утверждают, что священные послания Святого Павла, рассылаемые по храмам, служат иллюстрацией отдельных ключевых положений дистанционного образования [Distance Education, 2008: 3]. В 1840 году Исаак Питман (Isaac Pitman) посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Великобритании, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. В 50-е годы XIX века в Германии Густав Лангеншайдт (Gustav Langenscheidt) опубликовал свои Lehrbriefe (букв. «обучающие письма») в качестве самоучителя по языку для взрослых. Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Великобритании был основан Лондонский Университет (University of London). Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой. В 70-е годы XIX века в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Так, в 1873 году Анна Элиот Тикнор (Anna Eliot Ticknor) создала систему обучения по почте для женщин под названием Общество Тикнор (Ticknor’s Society), взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»). В 1874 году программу обучения по почте предложил Университет штата Иллинойс (Illinois State University). В Пенсильвании ежедневная газета под названием «Колъери Инжиниэ» стала публиковать учебные материалы, направленные на улучшение техники горных разработок и предотвращение несчастных случаев на рудниках. Эти публикации пользовались таким огромным успехом, что в 1891 году был разработан самостоятельный курс, послуживший моделью для программ обучения по почте различным предметам [Distance Education, 2008: 12]. Вильям Рейни Харпер (William Rainey Harper), считающийся в Америке «отцом обучения по почте» в 1892 году учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго 7
Стр.7
(University of Chicago), начав экспериментировать с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии. В 1906 году преподавание по почте было введено в Университете штата Висконсин (University of Wisconsin). Довольно рано дистанционное обучение появилось в Австралии. В 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете (University of Queensland) в Брисбене. В 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии. В 1938 году в Виктории (Британская Колумбия, Канада) состоялся первый съезд Международного Совета по образованию по почте (International Council for Correspondence Education). Что касается Западной Европы, то в 1939 году во Франции для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения (Centre National d’Enseignement a Distance, CNED). В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе. В 1946 году на дистанционные формы обучения перешел Южноафриканский университет (University of South Africa, UNISA). Огромное влияние на систему дистанционного образования оказало основание в 1969 году Открытого университета Великобритании (Open University of the United Kingdom, UKOU): учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии, появились в целом ряде стран преимущественно Европы и Азии. Среди них Universidad Nacional de Educacion a Distancia (UNED) в Испании (1972), Allama Iqbal Open University (AIOU) в Пакистане (1974), Sukhothai Thammathirat Open University (STOU) в Таиланде (1978), Корейский государственный открытый университет (Korea National Open University, KNOU) (1982), Universitas Terbuka (UT) в Индонезии (1984) и Государственный открытый университет им. Индиры Ганди (Indira Gandhi National Open University, IGNOU) в Индии (1985). В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 году была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов (Central Radio and TV University, CRTVU). Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции. 8
Стр.8
РАЗДЕЛ 2. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ Если посмотреть на историю дистанционного образования с точки зрения сменяемости дистанционных образовательных технологий, то можно заметить, что достигнутые в процессе его развития успехи принадлежат к нескольким «поколениям». Средством дистанционного образования «первого поколения» был написанный от руки и печатный материал. Рукописи использовались на протяжении многих столетий. Появление книгопечатания сделало возможным выпуск недорогих учебников. Начиная с середины XIX века, разветвленные железнодорожные системы и быстрые и экономичные государственные почтовые службы позволили осуществлять доставку учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литературы и примерные вопросы, отобранные ведущими обучение по почте инструкторами. Изобретение радио в 20-е годы XX столетия привело к появлению радиокурсов, состоящих из серий бесед. Иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. В 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем. Появление Открытого университета в Великобритании в 1969 году ознаменовало собой начало «второго поколения». С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при доминирующем положении печатных материалов. В Открытом университете было разработано огромное количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее взаимодействие между наставниками и учениками осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства. Данная модель отличалась высокой стоимостью на подготовительном этапе. Однако после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового студента уже не требовало больших затрат. «Третье поколение» дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных техноло9
Стр.9
гий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» – в виде видеоконференций), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» – с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций). Данные технологии могут применяться в качестве дополнения к курсам первого и второго поколения либо использоваться самостоятельно. В обоих случаях они позволяет облегчить взаимодействие между наставником и учеником, между учеником и учеником, а также между учеником и разными типами учебных ресурсов. За вычетом первоначальных вложений в разработку и внедрение технологий, рассматриваемая модель дистанционного образования может снизить начальные фиксированные затраты. Однако переменные издержки (например, на каждого студента) будут выше, чем при дистанционном образовании по второй модели. Развитие дистанционного образования в мире стало наиболее интенсивным в 60-е годы 20 века, когда внимание организаторов образования было направлено на поиски возможностей сделать образование более демократичным и профессиональным. Дистанционное образование явилось средством предоставления образовательных услуг широкому кругу людей, стремящихся учиться, но не имеющих возможности или желания посвятить свое время обучению в традиционной форме. Дидактические основы образования могли бы быть существенно расширены за счет включения альтернативных вариантов приобщения к знаниям, при которых ученики обучались бы самостоятельно под контролем и наблюдением учебных заведений. Появление Открытого университета в Великобритании и его признание в качестве полноценного и правомочного университета послужило импульсом во многих странах, правительства которых получили весомый аргумент в пользу нетрадиционных способов развития образования. Этот аргумент стал активно использоваться в дискуссиях со сторонниками академических традиций. Учебные заведения, аналогичные Открытому университету, стали появляться в разных уголках планеты, причем ведущую роль в их создании играло государство. Давление общественности и потребности времени привели в 60-е – 70-е годы XX века к увеличению государственных ассигнований на нужды дистанционного образования. Очевидные успехи широкомасштабной реализации дистанционных форм преподавания благодаря учреждению Открытого университета Великобритании убедили правительства разных стран в необходимости вкладывать средства в развитие как новых, так и традиционных учебных заведений, способствуя распространению и диверсификации методов обучения. Отношение к образованию в обществе также претерпело изменения. Оно стало рассматриваться как важнейший фактор экономического роста и социального развития, способствующий решению национальных и мировых проблем. Как развитые, так и развивающиеся страны стали видеть 10
Стр.10
в образовании залог их будущего процветания. В то время как развитые страны старались удержать и усилить свои позиции на мировом рынке, перед развивающимися странами стояла задача преодолеть пропасть, отделяющую их от развитых стран в экономическом и социальном планах. Процессы глобализации и экономического соревнования между странами привели к соперничеству в технологической и научной сферах и вызвали потребность в квалифицированной рабочей силе. Область образования занимает одно из первых мест в списке инвестиционных приоритетов, привлекая как государственные, так и частные инвестиции. История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанные с образованием, и релевантности в самых разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий, и теперь можно говорить о трех поколениях дистанционного образования. Образовательная экспансия, включающая стремление к непрерывному образованию, привела к возрастанию государственных ассигнований в образовательную сферу и готовности правительств обеспечивать финансирование новых методов обучения. 11
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.