В
пособии дается характеристика общей картины современного российского рынка социологических услуг, тенденций его развития, основных проблем взаимодействия социолога с заказчиком, которые выделяют практикующие социологи как в области теоретико-фундаментальных исследований, так и в прикладных исследованиях, значительное место среди
которых занимают консалтинг, коучинг, создание и реализация социальных технологий. <...> ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИОЛОГА С ЗАКАЗЧИКОМ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
9
Г л а в а 1. <...> Проблема взаимодействия академической и прикладной социологии в контексте получения и реализации заказа на работу
социолога………………………………………………………...........
Г л а в а 3. <...> ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИОЛОГА С ЗАКАЗЧИКОМ
Г л а в а 8. <...> Анализ взаимодействия социолога, заказчика социологического исследования и его «объекта» в ценностном аспекте………. <...> Психологическое обеспечение деловых бесед социолога
с заказчиком………………………………………………………….. <...> Отдельные блоки социологического, методологического,
психологического знания представлены в курсе как обеспечивающие возможность эффективного взаимодействия социолога с заказчиком (за скобками остаются экономические,
правовые и др. знания). <...> Особое внимание уделено описанию возможных типов
работ, выполняемых социологом на заказ в современных условиях, и особенностей взаимодействия с заказчиком, которые они задают. <...> Во второй части взаимодействие рассматривается больше в аспекте соорганизации действий социолога с заказчиком на разных этапах взаимодействия. <...> Дискуссии с ними позволили обозначить круг актуальных проблем и перспектив взаимодействия социолога с
заказчиком, понять, чему обязательно должен быть обучен
социолог, чтобы успешно с ними справляться. <...> «Социолог» и «заказчик»
как субъекты взаимодействия
В условиях формирования рынка, изменений, происходящих в российском обществе, расширилась <...>
Взаимодействие_социолога_с_заказчиком.pdf
Н.Е. АЙМАУТОВА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СОЦИОЛОГА
С ЗАКАЗЧИКОМ
Учебное пособие
Москва
Российский университет дружбы народов
2009
Стр.1
ББК 60.5
А-36
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензент –
доктор психологических наук, профессор Н.Е. Харламова
Аймаутова Н.Е.
А-36 Взаимодействие социолога с заказчиком: Учеб. пособие. –
М.: РУДН, 2009. – 240 с.
ISBN 978-5-209-03066-9
Книга адресована тем, кто по роду своей деятельности сталкивается
с проблемами, возникающими при взаимодействии с заказчиком. В
пособии дается характеристика общей картины современного российского
рынка социологических услуг, тенденций его развития, основных проблем
взаимодействия социолога с заказчиком, которые выделяют практикующие
социологи как в области теоретико-фундаментальных исследований,
так и в прикладных исследованиях, значительное место среди
которых занимают консалтинг, коучинг, создание и реализация социальных
технологий.
Для студентов направления «Социология» факультета гуманитарных
и социальных наук, а также специалистов, представляющих гуманитарные
науки, интересы которых обращены к знаниям, обеспечивающим
возможность эффективного взаимодействия с заказчиком.
ISBN 978-5-209-03066-9
ББК 60.5
© Аймаутова Н.Е., 2009
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2009
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ЧАСТЬ I. ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИОЛОГА С ЗАКАЗЧИКОМ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Глава 1. Общая характеристика, основные проблемы взаимодействия
социолога и заказчика….............................................
§ 1. «Социолог» и «заказчик» как субъекты взаимодействия……..
§ 2. Работа социолога как выполнение заказа и современный рынок
социологических услуг……………………………………..........
§ 3. Взаимодействие социолога с заказчиком как проблема……...
§ 4. Предметная организация научного знания как источник объективных
трудностей взаимодействия социолога с заказчиком…..
Глава 2. Знаниевое обеспечение взаимодействия социолога
с заказчиком…………………………………………………………
§ 1. Востребуемые типы знаний в процессе взаимодействия социолога
с заказчиком…………………………………………….......
§ 2. Теоретико-методологические представления о взаимодействии…………………………………………………………………….
§
3. Проблема взаимодействия академической и прикладной социологии
в контексте получения и реализации заказа на работу
социолога………………………………………………………...........
Глава 3. Типы деятельности социолога и результаты труда
социолога как товар, предоставляемый заказчику. Этические
проблемы, связанные с работой социолога в условиях рынка……………………………………………………………….............
§
1. Услуги, предоставляемые социологом заказчику, как помощь
в осуществлении деятельности заказчика……………......................
§ 2. Общая характеристика различных типов деятельности современного
социолога, результаты которых могут выступать товаром
для заказчика…………………………………………..................
§ 3. Работа социолога, выполняемая на заказ, как обеспечивающая
деятельность управления………………………………..............
3
6
9
11
11
17
24
28
33
33
34
40
48
48
55
78
Стр.3
§ 4. Этические проблемы выполнения заказа и оказания услуг…..
Глава 4. Основные типы и характеристики заказчика……...
§ 1. Сложность и разнообразие возможных характеристик заказчика……………………………………………………………………
§
2. Заказчик как коллективный субъект, взаимодействия и взаимоотношения
внутри команды заказчика…………………………..
Глава 5. Работа исполнителя заказа как организации и как
команды……………………………………………………………...
§ 1. Типы деятельности, обеспечивающие функционирование и
развитие организации – исполнителя социологических заказов…..
§ 2. Исполнитель заказа как команда……………………………….
ЧАСТЬ II. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СОЦИОЛОГА С ЗАКАЗЧИКОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
Глава 6. Общая характеристика этапов взаимодействия социолога
с заказчиком………………………………………………
§ 1. Маркетинговая деятельность. Обеспечение возможности получения
заказа……………………………………………………........
§ 2. Выход на заказчика, подготовка договора……………………..
§ 3. Общая характеристика взаимодействия социолога с заказчиком
на этапе заключения договора и после…………………………
Глава 7. Особенности и этапы взаимодействия социолога
с заказчиками работ разного типа………………………………...
§ 1. Взаимодействие с заказчиком исследований………………….
§ 2. Общая характеристика взаимодействия социолога с заказчиком
консультационных услуг………………………………………..
§ 3. Стадии взаимодействия с заказчиком консультационных услуг………………………………………………………………….......
§
4. Характеристика взаимодействия социолога с заказчиком при
создании и реализации социальных проектов и технологий различного
типа (социальном инжиниринге)…………………………..
ЧАСТЬ III. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИОЛОГА С ЗАКАЗЧИКОМ
Глава 8. Теоретические основания анализа психологического
аспекта взаимодействия социолога с заказчиком……...........
§ 1. Психологическая компетентность в деловом общении как
фактор успешности взаимодействия социолога с заказчиком……..
4
85
89
89
92
95
95
108
115
117
117
127
142
147
147
159
162
170
175
177
177
Стр.4
§ 2. Анализ взаимодействия социолога, заказчика социологического
исследования и его «объекта» в ценностном аспекте……….
Глава 9. Психологическое обеспечение взаимодействия социолога
с заказчиком…………………………………………….....
§ 1. Психологические факторы, способствующие установлению
контакта и повышению уровня доверия заказчика к социологу….
§ 2. Общение социолога с заказчиком как процесс взаимного психологического
влияния………………………………………….........
§ 3. Первые контакты социолога с заказчиком как ситуация найма
социолога………………………………………………………….......
§ 4. Психологическое обеспечение деловых бесед социолога
с заказчиком…………………………………………………………..
§ 5. Психологическое обеспечение переговоров социолога с заказчиком………………………………………………………………
§
6. Социолог как продавец услуг. Психологическое обеспечение
продажи.................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
Список литературы………………………………………………...
5
Стр.5