И.Ф. Анненский
Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал
(часть первая)
Оригинал здесь -- http://annensky.lib.ru/publ/tolstoy_ped.htm
Источник текста: Из педагогического наследия. Сост., подг. текста, предисл. и прим. О. Н.
Черновой. Смоленск: СГПУ, 2001. Вып I. С. 42-62.
Первая публикация: Воспитание и обучение. 1887, No 8. С. 181-191; No 9. С. 212-230.
I
Лирика
Немногим из русских поэтов, может быть, немногим из поэтов вообще, пришлось расти,
воспитываться и развивать свой талант при таких благоприятных условиях как покойному гр. А. К.
Толстому. В своем известном автобиографическом письме к флорентийскому профессору А. ДеГубернатис
он говорит, что детство оставило в нем самые светлые воспоминания и в самом деле, как
прекрасно развили его поэтическую натуру: разумное и тщательное воспитание, жизнь среди благодатной
южной, и вместе с тем родной, природы; мир искусства, который был открыт ему с самого нежного
возраста. У ребенка, конечно, была исключительная натура, и З-летний мальчик, который проводит ночи в
восторженном созерцании бюста молодого фавна и, вернувшись из Италии, плачет по этом "потерянном
рае" -- явление единичное. Артистическая природа стала проявляется в Толстом очень рано; по его
собственным словам, с 6-летнего возраста он стал пачкать бумагу, и очень рано его произведения
сделались безупречными в метрическом отношении. Как на один из факторов своего поэтического
развития он указывает на растрепанный том в грязновато-красной обложке, в которую были собраны
стихи лучших русских поэтов. С этим томом ребенок проводил целые часы, упиваясь гармонией
полупонятного содержания. Едва ли не сильнейшим еще фактором оказалась русская природа. Поэт
много говорит о своей любви к лесу и о связи этого чувства с страстью к охоте, развившейся в нем с 20летнего
возраста; но, может быть, еще сильнее звучит в его поэзии любовь к вольному простору степей.
Степи навеяли на него эти чудные образы богатырей, на которые былины могли дать ему только намеки.
В степях развились эта ширь и удаль, которые, нет-нет, да и зазвучат в его лирике. Степи навеяли на него
и ту безотчетную грусть, которая сродни его поэзии.
Поэт ставит в связь с охотничьей страстью мажорный тон многих своих пьес. Едва ли это
справедливо: Некрасов был ведь тоже страстный охотник, а между тем писал по большей части в
минорном тоне. Мне кажется, что сильные ощущения охоты (серьёзной охоты на медведей и лосей)
служили Толстому исходом для той природной энергии в его натуре, которая не находила себе пищи ни в
созерцательной жизни художника, ни в мелочной жизни светских отношений.
Лирика поэта, обыкновенно, ярче, чем другие его произведения, обрисовывает нам не только
самого поэта с его внутренним миром, но и слабые и сильные стороны его поэзии -- это проба
искренности и глубины его творчества. С лирики мы и начнем знакомиться с Толстым. У него лирических
пьес, сравнительно, очень мало, но зато значительная часть этих пьес может составлять достояние школы.
Одним из самых интересных мотивов в каждой лирике является, как мне кажется, отношение
человека к творчеству. "Поэзия -- религии сестра земная!" -- сделал вывод Жуковский из своего
многолетнего служения музам. Лермонтову поэзия представлялась то "железным стихом, облитым
горечью и злостью", то кинжалом, то "чистым ученьем правды". Некрасову пела "муза мести и печали".
Толстому поэзия представляется вечным стремлением к идеалу, к бесконечному. Он говорит,
обращаясь к Аксакову, что
В беспредельное влекома
Душа незримый чует мир.
Он спрашивает в том же послании:
Стр.1