АННЕНСКИЙ, Иннокентий Федорович [20.VIII.1855, Омск -- 30.XI.1909,] -- поэт, переводчик,
драматург, критик, педагог. Родился в семье начальника отделения Главного управления Западной
Сибири. В 1860 г. переехал с родителями в Петербург. В 1879 г. окончил историко-филологический
факультет Петербургского университета по специальности сравнительное языкознание. В том же году
приступил к педагогической деятельности, которую не прекращал практически до самой смерти
(преподавал древние языки в гимназии Ф. Ф. Бычкова и в Павловском институте, теорию словесности на
Высших женских (Бестужевских) курсах, греческую литературу на курсах Н. Н. Раева, работал
директором Коллегии Павла Галагана в Киеве, 8-й мужской гимназии в Петербурге и Николаевской
гимназии в Царском Селе, затем -- инспектором Петербургского учебного округа).
А. начинает выступать в печати в 80 гг. со статьями по филологии и педагогике в основном в
"Журнале Министерства народного просвещения" (его первая рецензия на польскую грамматику А.
Малецкого была напечатана в марте 1881 г.). В работах, посвященных проблемам гимназического
образования, А. подчеркивает эстетико-воспитательное значение гуманитарных дисциплин,
необходимость классической основы обучения.
Начиная с 90 гг. в журнале "Русская школа> появляются статьи А. о творчестве русских
писателей: Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Майкова. В 90--900 же гг. начинают выходить его переводы
трагедий Еврипида.
Первое опубликованное художественное произведение А.-- трагедия "Меланиппафилософ"
(1901), вторая трагедия "Царь Иксион" появляется в 1902 г. В 1904 г. А. под псевдонимом Ник.
Т-о. выпускает первый стихотворный сборник, куда входят стихотворения разных лет и стихотворные
переводы ("Тихие песни"). В 1906 г. он печатает трагедию "Лаодамия" и издает сборник литературнокритических
статей "Книга отражений". "Вторая книга отражений" была выпущена А. в 1909 г. В 1906 г.
выходит первый том переведенных А. пьес Еврипида ("Театр Еврипида") с вступительными статьями
переводчика. Второй сборник лирики А. "Кипарисовый ларец" и трагедия "Фамира-кифарэд" были
опубликованы уже посмертно. В 1923 г. сын поэта В. Кривич издает сборник "И. Анненский. Посмертные
стихи", куда вошли все стихотворения, не печатавшиеся ранее.
А. вступает в литературу будучи сложившимся поэтом. Уже в "Тихих песнях", отмеченных
наиболее заметным влиянием французского декаданса (включение в сборник переводов "Парнасцы и
проклятые" носит программный характер), очерчивается круг основных тем его лирики, проявляются
отличительные черты его поэтического стиля, звучит главный камертон всего творчества А.-- единство
интеллектуального и нравственного начал.
Творчество А. обычно рассматривают в соотнесенности с литературой русского символизма, хотя
художник не принадлежал к символистской школе. Но поэт был внутренне близок символистам в
понимании потенциальных возможностей слова в художественном тексте, его смысловой и образной
многоплановости. Однако, рассматривая те же, что и символисты, проблемы, А. концентрирует свое
внимание и на эстетическом, и на этическом моменте творчества. Ему чужда поза поэта-индивидуалиста,
что было характерно для символистов 90 гг. Высокая социально-нравственная проблематика в
произведениях А. в значительной мере объясняется своеобразным преломлением в его сознании
народнических идей (старший брат Н. Ф. Анненский, видный деятель народнического движения в России,
имел серьезное влияние на А. в юности) и традиций русской реалистической литературы XIX в.
Лирический герой стихотворений А.-- интеллигент переходного периода рубежа веков, остро
чувствующий несовершенство современной действительности и трагически переживающий свое бессилие
что-либо изменить в ней. Чувство тоски, одиночества, тревоги, ответственности за происходящее, муки
"больной совести", испытываемые героем, создают основной тон и настроение поэзии А. Поэт пытается
постичь сложные чувства, неуловимые процессы, происходящие в человеческой душе, выявить ее
многообразные, глубинные связи с окружающим миром. Отсюда -- зыбкость, текучесть поэтического
пространства большинства его стихотворений, взаимопроникаемость стихотворных текстов, наиболее
четко выраженная в разных способах циклизации, наметившейся в "Тихих песнях" и ставшей основным
принципом группировки стихотворений в "Кипарисовом ларце" (трилистники, складни).
При стилевом и жанровом разнообразии творчество А. обладает идейно-эстетическим единством,
которое возникает на основе освоения поэтом классического литературного наследия (античной
литературы, в первую очередь драматургии Еврипида), опыта русской психологической прозы XIX в. и
французской поэзии второй половины XIX в. (главным образом творчества парнасцев и символистов).
Античная литература и искусство были дороги А. гармоническим единством формы и содержания,
эстетических и этических целей. В поэзии парнасцев, среди которых А. особенно выделяет Леконта де
Лиля, он ценил подчеркнутую объективацию лирического чувства, повышенное внимание к
художественной детали. Французские символисты были близки А. пониманием поэтического символа как
соответствия и поисками новых художественно-выразительных средств поэзии, обостренной чуткостью к
музыкальности стиха.
Стр.1