Н.Е. Буланкина
Методология культурного
самоопределения формирующейся
личности специалиста-гуманитария
Опыт философского осмысления
Москва
Университетская книга
2011
УДК 159.9
ББК 87.6
С59
Ре ц е н з е н т ы :
доктор философских наук В.Н. Турченко,
доктор педагогических наук Т.И. Горелова
Соколков Е.А. <...> Культурное самоопределение специалистагуманитария в образовании: стратегия повышения
эффективности профессиональной подготовки..........................94 <...> 10
Введение
Позиционные линии педагогической теории культурного самоопределения личности [35] нашли широкое применение в ходе философского осмысления вопросов, связанных
с динамическими процессами формирования полиязыковой
культуры специалиста, позволив уточнить критерии, показатели и признаки ее проявления на разных стационарных
уровнях, а именно на уровне: 1) национального самосознания
личности; 2) социальной идентичности; 3) профессионального выбора специалиста-гуманитария, обеспечивающих
позитивное функционирование интегративного понятия,
каким в исследовании выступает культурное самоопределение языковой личности в современной поликультурной среде российского общества. <...> б) средства создания целостного информационнообразовательного пространства, ключевой аспект которого – полиязыковой и поликультурный, способствующие гуманитарной самоорганизации личности; <...> г) условия эффективного формирования профессиональной компетентности, включающей методологическую
и культурологическую образованность личности и находящей отражение в системе готовностей непосредственных
участников образовательного процесса; <...> д) подходы в мониторинге эффективности профессиональной подготовки специалиста-гуманитария на трех стационарных уровнях культурного самоопределения личности:
• национального самосознания, основанием которого является языковое самосознание личности («управление своим
языком»);
• социальной идентичности, в основании которой лежит <...>
Методология_культурного_самоопределения_формирующейся_личности_специалиста-гуманитария_.pdf
Е.А. Соколков
Н.Е. Буланкина
Методология культурного
самоопределения формирующейся
личности специалиста-гуманитария
Опыт философского осмысления
Москва
Университетская книга
2011
Стр.3
УДК 159.9
ББК 87.6
С59
Рецензенты:
доктор философских наук В.Н. Турченко,
доктор педагогических наук Т.И. Горелова
Соколков Е.А.
С59 Методология культурного самоопределения формирующейся
личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления:
монография / Е.А. Соколков, Н.Е. Буланкина. – М.: Университетская
книга, 2011. – 232 с.
ISBN 978-5-98699-102-3
Представлен опыт философского осмысления новых образовательных
символов современных гуманитарных практик, связанных с функционированием
интеграционных и динамических процессов в отечественной
системе образования в условиях неопределенных критических
ситуаций современной социокультурной действительности.
Рассмотрены возможные пути и способы перспективного развития
разнообразных образовательных опытов в целях эффективного культурного
самоопределения личности профессионала и повышения профессиональной
компетентности специалиста-гуманитария, культурно
ориентированного на образованность, профессионализм и мастерство,
иными словами, на гуманитарную самоорганизацию личности.
Для ученых и специалистов в области философии, социологии,
культурологии, психологии и педагогики. Представляет интерес для
студентов высших учебных заведений, обучающихся по социальногуманитарным
направлениям и специальностям, а также для широкого
круга читателей.
УДК 159.9
ББК 88я7
ISBN 978-5-98699-102-3
© Соколков Е.А, Буланкина Н.Е., 2011
© Университетская книга, 2011
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................7
ГЛАВА 1.. ОБРАЗОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ
НА КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ............13
1.1. Современное социокультурное пространство:
общество и новые образовательные смыслы .................................13
1.2. Профессиональное образование: приоритеты
и перспективы .............................................................................................31
1.3. Ресурсы гуманитарного образования: стратегия
и тактика ........................................................................................................49
Выводы ...................................................................................................................71
ГЛАВА 2.. ЭФФЕКТИВНОЕ КУЛЬТУРНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ.........74
2.1. Поликультурное образование: философское
смысление современных проблем ......................................................74
2.2. Культурное самоопределение специалистагуманитария
в образовании: стратегия повышения
эффективности профессиональной подготовки ..........................94
2.3. Полиязыковая культура гуманитария:
тактика становления.............................................................................. 117
Выводы ................................................................................................................ 137
ГЛАВА 3..НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНЫХ
ПРАКТИК: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И МАСТЕРСТВО
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ .......................................................... 140
3.1. Профессиональное становление специалистагуманитария
.............................................................................................. 140
3.2. Гуманитарная самоорганизация профессионала ...................... 184
Выводы ................................................................................................................ 207
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 210
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................... 215
Стр.5