С целью гармонизации работ в области метрологии, стандартизации и
сертификации подробно рассмотрены методология и практика серти
фикации за рубежом. <...> Какой бы критике (ча
сто весьма справедливо) Федеральный закон ни подвергался,
именно он совместно с ожидаемым новым Федеральным за
коном «О единстве измерений» и комплексом стандартов ГОСТ
Р ИСО 5725 явится в ближайшие годы организующим нача
лом в реформации метрологии, стандартизации и сертифи
кации. <...> Сертификаты ГОСТ Р являются подтверждением соот
ветствия качества и безопасности продукции установленным
требованиям и выдаются только аккредитованными при
Ростехрегулировании органами по сертификации. <...> Обязатель
ной сертификации ГОСТ Р подлежит большинство видов про
дукции и оборудования, как произведенных в России, так и
импортируемых изза рубежа, которым при успешном про
хождении проверки также выдается сертификат соответствия
ГОСТ Р. <...> Главная цель подтверждения соответствия — докумен
тальное удостоверение соответствия продукции, работ или
услуг требованиям технических регламентов, положениям
стандартов или условиям договоров. <...> Суть подтверждения соот
ветствия состоит не столько в гармонизации терминологии в
области сертификации, сколько в переходе на более гибкие
формы оценки соответствия, в переходе от сертификации как
единственной формы оценки соответствия к разнообразным
формам, включая подтверждение соответствия через декла
рирование соответствия. <...> Так, ч. 1 ст. 60 СПС гласит, что
«Стороны принимают меры с целью сокращения имеющихся
у Сторон различий в области метрологии, стандартизации и сер
тификации путем поощрения использования в этих областях
согласованного на международном уровне инструментария». <...> Впервые термин «сертификация»* был сформулирован
специальным комитетом ИСО (международная организация по
стандартизации) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и
включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г.
«Общие <...>
Сертификация_.pdf
2
3
А. Г. Сергеев
СЕРТИФИКАЦИЯ
Учебное пособие для студентов высших ученых
заведений, получающих образование по направлениям
(специальностям) «Метрология, стандартизация
и сертификация» и «Управление качеством»
Москва
Логос
2008
Стр.2
4
УДК 006
ББК 65.290
С 32
Серия основана в 2003 году
Рецензенты:
М.В. Латышев, доктор технических наук, профессор
С.П. Сидорко, кандидат технических наук, профессор
Сергеев А. Г.
С 32 Сертификация: учеб. пособие – М.: Университетская
книга, Логос, 2008. – 352 с. (Новая университетская биб
лиотека).
ISBN 9785987043026
Изложены научнотехнические, нормативнометодические и орга
низационные основы сертификации продукции и услуг в соответствии с
требованиями Федерального закона «О техническом регулировании».
Особое внимание уделено вопросам оценки и подтверждения соответ
ствия и роли сертификации в различных отраслях экономики страны.
С целью гармонизации работ в области метрологии, стандартизации и
сертификации подробно рассмотрены методология и практика серти
фикации за рубежом.
Для студентов вузов, обучающихся по направлениям (специаль
ностям) «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Управление
качеством». Может использоваться в учебном процессе по широкому
кругу направлений и специальностей техники и технологии. Представ
ляет интерес для специалистов служб сертификации, стандартизации и
метрологии.
ББК 65.290
ISBN 9785987043026 © Сергеев А. Г., 2008
© Университетская книга, 2008
© Логос, 2008
Œ√À¿¬À≈Õ»≈
ПРЕДИСЛОВИЕ ....................................................................................... 7
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СЕРТИФИКАЦИЮ ...................................... 11
1.1. Основные понятия ............................................................................. 11
1.2. Система сертификации и ее функции ............................................ 16
1.3. Положение о системе сертификации ГОСТ Р ............................... 19
1.4. Цели, принципы и формы сертификации ...................................... 27
1.5. Участники сертификации ................................................................. 34
1.5.1. Участники обязательной сертификации.................................. 34
1.5.2. Участники добровольной сертификации .................................. 43
1.6. Этапы сертификации ........................................................................ 45
1.7. Законодательнонормативная база и методы сертификации ........ 52
Контрольные вопросы................................................................................. 67
ГЛАВА 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОЦЕНКА
И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ............................................ 69
2.1. Общие положения.............................................................................. 69
2.2. Оценка соответствия.......................................................................... 74
2.3. Основные формы оценки соответствия ........................................... 81
2.4. Подтверждение соответствия............................................................ 88
2.4.1. Сертификация как процедура подтверждения
соответствия ..................................................................................... 88
2.4.2. Цели подтверждения соответствия ........................................ 92
2.4.3. Принципы подтверждения соответствия ............................... 93
2.4.4. Формы подтверждения соответствия..................................... 96
2.4.5. Схемы декларирования обязательного подтверждения
соответствия .................................................................................... 102
2.4.6. Схемы сертификации и их содержание ................................... 113
2.5. Экономическое обоснование выбора схем подтверждения
соответствия ...................................................................................... 126
2.6. Добровольное подтверждение соответствия .................................. 132
2.7. Знаки соответствия ........................................................................... 134
2.8. Обязательное подтверждение соответствия ................................... 136
2.9. Декларирование соответствия ......................................................... 139
2.10. Обязательная сертификация .......................................................... 143
2.11. Организация обязательной сертификации ................................... 147
2.12. Знак обращения на рынке .............................................................. 151
2.13. Права и обязанности заявителя в области обязательного
подтверждения соответствия .......................................................... 152
2.14. Условия ввоза на территорию России продукции,
подлежащей обязательному подтверждению соответствия ......... 154
2.15. Доказательная база при оценке соответствия............................... 159
2.16. Оформление сертификата соответствия ....................................... 164
Контрольные вопросы................................................................................ 169
5
Стр.3
6
ГЛАВА 3. АККРЕДИТАЦИЯ .................................................................. 171
3.1. Цели и принципы аккредитации..................................................... 171
3.2. Национальная система аккредитации ............................................ 174
3.3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных
лабораторий ...................................................................................... 178
3.4. Сертификационные испытания при аккредитации....................... 186
Контрольные вопросы................................................................................ 211
ГЛАВА 4. СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ ....... 213
4.1. Сертификация систем качества ....................................................... 213
4.2. Сертификация производства ........................................................... 228
4.3. Сертификация пищевых товаров..................................................... 229
4.4. Сертификация товаров текстильной и легкой
промышленности.............................................................................. 235
4.5. Сертификация услуг (работ) ............................................................ 237
4.6. Сертификация услуг розничной торговли ...................................... 240
4.7. Экологическая сертификация ......................................................... 242
4.8. Сертификация логистических систем............................................. 255
4.9. Сертификация персонала................................................................. 258
4.10. Договорные отношения в системе подтверждения
соответствия ...................................................................................... 262
Контрольные вопросы................................................................................ 264
ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
СЕРТИФИКАЦИЯ ................................................................................. 266
5.1. Международная деятельность по сертификации ........................... 266
5.2. Требования директив Европейского союза к оценке
соответствия ...................................................................................... 272
5.3. Модульные оценки соответствия .................................................... 275
5.4. Виды деклараций о соответствии .................................................... 284
5.5. Принципы беспристрастности при оценке соответствия ............. 296
5.6. Маркировка знаком соответствия ................................................... 300
5.7. Зарубежная сертификация ............................................................... 304
5.7.1. Развитие сертификации в отдельных странах ....................... 304
5.7.2. Сертификация на региональном уровне ................................... 311
5.7.3. Сертификация на международном уровне ............................... 314
5.8. Зарубежная аккредитация ................................................................ 317
5.9. Сертификационные корпорации .................................................... 321
5.10. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9004 и серии EN 45000 в свете
глобального подхода ................................................................................ 324
Контрольные вопросы................................................................................ 331
Приложение 1. Форма сертификата соответствия продукции
требованиям технических регламентов ................................................. 333
Приложение 2. Форма декларации о соответствии продукции
требованиям технических регламентов ................................................. 340
Литература ................................................................................................ 347
œ–≈ƒ»—ÀŒ¬»≈
Анализируя многочисленные учебники, учебные пособия
и монографии в области метрологии, стандартизации и сер
тификации, выпущенные за последние пять лет (включая даже
и начало 2007 г.), можно сделать следующий вывод: они, как
правило, имеют один общий недостаток — ссылки на устарев
шие (или уже отмененные) нормативные документы. Спра
ведливости ради следует заметить, что такие промахи неиз
бежны в условиях калейдоскопических перемен в стране в
целом, изменений многих концепций в названной области в
связи с заменой Госстандарта Ростехрегулированием, дискре
дитацией ОСТов и ГОСТов, отсутствием обещанных регламен
тов, фактически не гарантированной доступной (бесплатной)
информации об изменениях в Интернете. Тем не менее эти
проблемы не должны ложиться на плечи потребителей ли
тературы данного направления (особенно студентов). Они
должны овладевать современными знаниями, видеть перспек
тиву развития отрасли.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
№184ФЗ (далее — ФЗ) действует с 1 июля 2003 г. Он от
меняет ранее вышедшие законы 1993 г. «О стандартизации» и
«О сертификации продукции и услуг». Какой бы критике (ча
сто весьма справедливо) Федеральный закон ни подвергался,
именно он совместно с ожидаемым новым Федеральным за
коном «О единстве измерений» и комплексом стандартов ГОСТ
Р ИСО 5725 явится в ближайшие годы организующим нача
лом в реформации метрологии, стандартизации и сертифи
кации. Сегодня в России сертификация становится все более
важным и необходимым условием для успешной экономи
ческой деятельности. Растущая конкуренция в сочетании
с повсеместным укреплением цивилизованных, законных ме
тодов ведения бизнеса требует от компаний и предприятий не
только четкого соблюдения стандартов качества продукции и
услуг, но и его надлежащего официального подтверждения.
7
Стр.4