Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Старое и ветхое: Опыт философского истолкования (260,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц208
ID177715
АннотацияВ книге дается описание и истолкование влечения к старому и ветхому. Восприятие ветхого толкуется как опыт чувственной данности особенного, Другого. Эстетика старого и ветхого конкретизируется на материале старой фотографии. Старость исследуется не только как эстетический феномен, но и как особый возрастной этос. Отталкиваясь от характерной для нашего времени геронтофобии, автор выявляет метафизический смысл старости и старческого этоса, намечает его экзистенциальную типологию. Феномен геронтофобии рассматривается как следствие неспособности «горизонтального человека» справиться с сознанием конечности собственного присутствия. Книга адресована как специалистам в предметных областях эстетики, онтологии, философской антропологии, этики, психологии, так и всем интересующимся современной философией.
ISBN978-5-91419-333-8
УДК111
ББК87.815
Старое и ветхое: Опыт философского истолкования / Лишаев С. А. — СПб. : Алетейя, 2010. — 208 с. — (Серия «Тела мысли») .— : [Б.и.], 2010 .— 208 с. — (Тела мысли) .— ISBN 978-5-91419-333-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/177715 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Старость исследуется не только как эстетический феномен, но и как особый возрастной этос. <...> Феномен геронтофобии рассматривается как следствие неспособности «горизонтального человека» справиться с сознанием конечности собственного присутствия. <...> Созерцание предполагает «родственное внимание» к миру (М. М. Пришвин), сосредоточенность и свободу от озабоченности, закрывающей от нас мир и мешающей нам видеть вещи, которые не входят в круг, очерченный заботой1. <...> Особые возможности для таких встреч открывают ветхие вещи. <...> Для меня созерцание старого и ветхого – это эстетически и онтологически утверждающее событие. <...> В современном обществе ветхие вещи вызывают двойственную 1 Кризис созерцания – явление совсем не новое. <...> «Современная цивилизация отрицает созерцание и грозит совершенно вытеснить его из жизни, сделать невозможным. <...> В первой части книги читатель найдет ветвящийся анализ влечения к ветхому и рассмотрение того, что делает переживание ветхого особенным, метафизическим переживани3 Отдельные части этой книги публиковались в следующих изданиях: часть первая – в виде монографии «Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования)» в издательстве Самарской гуманитарной академии (Самара, 1999) и статьи «Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа)» в журнале Вопросы философии, 2001, № 9; первое эссе из второй части («Старое, старинное, новое») в ежегоднике «Mixtura verborum’2004: пространство симпозиона» в издательстве Самарской гуманитарной академии (Самара, 2004), второе эссе («Старая фотография») в ежегоднике «Mixtura verborum’2007: сила простых вещей», первое эссе из третьей части книги («Старость и современность») в Вестнике Самарской гуманитарной академии. <...> Во второй части читатель познакомится с дескрипцией опыта созерцания старой фотографии. <...> Речь пойдет об игре присутствия/отсутствия, которая, собственно, и делает опыт созерцания старых фотографий таким интересным и значительным с экзистенциальной <...>
Старое_и_ветхое_Опыт_философского_истолкования__.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Старое_и_ветхое_Опыт_философского_истолкования__.pdf
Самарская гуманитарная академия   -  -  
Стр.3
УДК 111 ББК 87.815 Л67 Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Самарской гуманитарной академии Рецензенты: К. С. Пигров, доктор философских наук (Санкт-Петербургский государственный университет), А. К. Секацкий, кандидат философских наук (Санкт-Петербургский государственный университет) Лишаев С. А. Л67 Старое и ветхое: Опыт философского истолкования / С. А. Лишаев. — СПб. : Алетейя, 2010. — 208 с. — (Серия «Тела мысли»). ISBN 978-5-91419-333-8 В книге дается описание и истолкование влечения к старому и ветхому. Восприятие ветхого толкуется как опыт чувственной данности особенного, Другого. Эстетика старого и ветхого конкретизируется на материале старой фотографии. Старость исследуется не только как эстетический феномен, но и как особый возрастной этос. Отталкиваясь от характерной для нашего времени геронтофобии, автор выявляет метафизический смысл старости и старческого этоса, намечает его экзистенциальную типологию. Феномен геронтофобии рассматривается как следствие неспособности «горизонтального человека» справиться с сознанием конечности собственного присутствия. Книга адресована как специалистам в предметных областях эстетики, онтологии, философской антропологии, этики, психологии, так и всем интересующимся современной философией. УДК 111 ББК 87.815 © С. А. Лишаев, 2010 © Самарская гуманитарная академия, 2010 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2010 © «Алетейя. Историческая книга», 2010
Стр.4
Окликнутость Другим (Предисловие) Мир становится все более прозрачным. Режим экрана снимает различие между тайным и явным, между Временем и временами, между вещью и образом, между сущим и Другим. Расположившись на поверхности, мы утрачиваем восприимчивость к тому, что «за». Понижение метафизической чувствительности – характерная черта современности. «Общество обезболенных» – это в то же время и общество, пораженное «скорбным бесчувствием». Душу движет Другое. Когда разница онтологических потенциалов падает, а все различия становятся условными, проницаемыми, душа теряет подвижность. Вынесенные на поверхность, мы, словно выброшенная на берег рыба, с жадностью хватаем воздух и… задыхаемся, слабеем, впадаем в забытье: невнятное бормотание медиа-шаманов, мелькание фигур на экране, бегущая строка рекламы, бесконечно повторяющийся вызов с мобильника… Скорость трансформации окружающей человека жизненной среды невероятно возросла. Человек уже не столько приспосабливает к себе, к своим целям и потребностям природу, как это было в прошлом, сколько вынужден сам приспосабливаться к сложившейся и все время меняющейся техно-среде (к техно-фюсису), подгоняя свое тело и душу под ее запросы. Убыстряющийся бег в беличьем колесе постиндустриальной цивилизации воспринимается как условие сохранения равновесия: для того, кто внутри колеса, резкая остановка влечет за собой падение. У того, кто бежит ради того, чтобы сохранить равновесие, не остается ни времени, ни пространства для молчаливого созерцания. Способность
Стр.5
6 ПРЕДИСЛОВИЕ к созерцанию вытесняется машинерией зрелищ. Смотреть шоу – совсем не то же самое, что созерцать. Созерцание предполагает «родст венное внимание» к миру (М. М. Пришвин), сосредоточенность и свободу от озабоченности, закрывающей от нас мир и мешающей нам видеть вещи, которые не входят в круг, очерченный заботой1 . Но как возможно «родственное внимание» к миру? Чтобы встреча с Другим могла состояться, надо дать сущему «вольную», позволить вещам быть самими собой. Заняв созерцательную позицию, обратившись к вещам не ради пользы, а ради них самих, мы оказываемся в том расположении духа, когда событие встречи с вещами, с Другим и с самими собой становится возможным, вероятным. Важна встреча с вещью. Но еще важнее, когда встреченной вещью нас окликает Другое (вещь как вестник Другого, Иного). Местом-для-Другого могут стать самые разные вещи и при том – в разных временных модусах своего присутствия. Особые возможности для таких встреч открывают ветхие вещи. Для меня созерцание старого и ветхого – это эстетически и онтологически утверждающее событие. В современном обществе ветхие вещи вызывают двойственную Кризис созерцания – явление совсем не новое. В ХХ веке о нем не говорил только ленивый. Я ограничусь ссылкой на Н. А. Бердяева, певца творческого преображения сущего, хорошо осознававшего те потери, которые несет с собой утрата способности к созерцанию. «Современная цивилизация отрицает созерцание и грозит совершенно вытеснить его из жизни, сделать невозможным. Это будет значить, что человек перестанет молиться, что у него не будет больше никакого отношения к Богу, что он не будет больше видеть красоты и бескорыстно познавать истину. <…> Удушение созерцания есть удушение огромной части культуры, с которой связана ее вершина и цветение, – мистики, метафизики, эстетики. <…> Будущее человека, будущее культуры зависит от того, захочет ли человек хоть на мгновение освободиться, одуматься, осмыслить свою жизнь, обратить свой взор к небу» (Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М: Искусство, 1994. С. 495-496). 1
Стр.6
Окликнутость Другим 7 реак цию: кого-то они влекут к себе, кого-то, скорее, отталкивают, а кого-то и влекут, и отталкивают одновременно. Люди не любят старое, но тянутся к старинному; они поклоняются древним памятникам как «святыням культуры» и… ревностно служат богам новизны, оригинальности, вечного становления, отталкиваясь от всего, что кажется им старым, обветшалым. О чем говорит противоречивость реакций на старое и ветхое? О том, что здесь мы имеем дело с одной из болевых точек нашей жизни. Если отношение современника к старым вещам двойственно, то его отношение к старости и старикам отличается большей определенностью: оно исполнено страха (у тех, кто еще молод) и стыда (у тех, кто уже начал стареть). Человек общества потребления хочет прожить как можно дольше и при этом – оставаться молодыми и цветущими («умереть молодым»). Геронтофобские настроения компенсируют политкорректными реверансами в адрес «представителей старшего поколения» и «социальной работой»2 старость все равно настигает. . От старости бегут, но Сказанного вполне достаточно, чтобы указать на то, что делает рассмотрение феноменов старого и ветхого своевременным с точки зрения положения, сложившегося в нашем (европейском и российском) обществе. Осталось лишь добавить несколько слов относительно авторской мотивации обращения к этому сюжету. Пытаясь понять, что питает мое внимание к старому и ветхому, я нахожу как минимум два его источника. Первый – положительный: влечение к ветхому скрывает в себе какую-то тайну и побуждает меня к работе На использование слов «старик» и «старуха» в нашем обществе давно наложено табу. Не следует напоминать старику о том, что он старик (как не стоит напоминать женщине, что она – женщина, чернокожему, что он – чернокожий и т.д.). О чем свидетельствуют табуирование целых слоев обиходной лексики? Только о том, что современная цивилизация стремится к вытеснению всего, что пока еще оказывает сопротивление разборке и последующему переконструированию. 2
Стр.7
8 ПРЕДИСЛОВИЕ понимания. Второй – отрицательный: интерес к ветхому питается отталкиванием от мира тотальной симуляции и интересом к тому, что ускользает из сетей симулятивных практик. Долговременное внимание к феноменам старого и ветхого привело к появлению нескольких работ, в которых я пытался прояснить для себя мой опыт восприятия и переживания ветхого и старого. Эти разновременные и с логической точки зрения разрозненные медитации над старым и ветхим собраны теперь под одной обложкой. О том, что из этого получилось – судить читателю3 . * * * Несколько слов о порядке рассмотрения старого и ветхого на страницах этой книги. Первая и вторая ее части посвящены описанию и истолкованию старого и ветхого как особых эстетических расположений. В третьей внимание сосредоточено на анализе старости как особого возрастного этоса. Остановимся чуть подробнее на содержании каждого из разделов. В первой части книги читатель найдет ветвящийся анализ влечения к ветхому и рассмотрение того, что делает переживание ветхого особенным, метафизическим переживаниОтдельные части этой книги публиковались в следующих изданиях: часть первая – в виде монографии «Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования)» в издательстве Самарской гуманитарной академии (Самара, 1999) и статьи «Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа)» в журнале Вопросы философии, 2001, № 9; первое эссе из второй части («Старое, старинное, новое») в ежегоднике «Mixtura verborum’2004: пространство симпозиона» в издательстве Самарской гуманитарной академии (Самара, 2004), второе эссе («Старая фотография») в ежегоднике «Mixtura verborum’2007: сила простых вещей», первое эссе из третьей части книги («Старость и современность») в Вестнике Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология», 2007, № 1, второе эссе («Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание») в ежегоднике «Mixtura verborum’2006: топология современности (Самара, 2007). При подготовке книги все тексты были заново отредактированы и доработаны. 3
Стр.8
Окликнутость Другим 9 ем. Феномен ветхого осмысляется как феномен чувственной данности Другого (Времени); при этом особое внимание уделяется проведению различия между влечением к ветхому и удовольствием от созерцания старого. Во второй части читатель познакомится с дескрипцией опыта созерцания старой фотографии. Речь пойдет об игре присутствия/отсутствия, которая, собственно, и делает опыт созерцания старых фотографий таким интересным и значительным с экзистенциальной точки зрения. Кроме того, здесь исследуется отличие восприятия, переживания и понимания старого от восприятия и понимания старинного и нового. В третьей части работы в центре внимания оказываются те изменения в нашем поведении, которые определяет старение. Здесь старость рассматривается как особый возрастной этос. Отталкиваясь от феномена геронтофобии, я пытаюсь прояснить метафизический смысл старости и старческого этоса и артикулировать его экзистенциальную типологию. Меня интересует то, на каких путях человек претворяет свою старость в линию поведения, в образ жизни, в способ присутствия в мире. Старость исследуется уже не в пространстве онтологической эстетики, а в пространстве «философии возраста», то есть не как эстетическое расположение, а как особый модус присутствия. Июнь 2009 г.
Стр.9