Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Феномен Зеленой гвоздики. Хиченз против Уайльда (230,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц144
ID177632
АннотацияВ монографии О. В. Акимовой раскрываются «тайны» по- явления на свет романа Роберта Хиченза (1864–1950) «Зе- леная гвоздика» (1894) — остроумной пародии на эстетское движение и его лидеров, в число которых, безусловно, входил Оскар Уайльд — «профессор эстетики» и «символ искусства своего времени». В чем заключается феномен «Зеленой гвоздики»? Почему роман, снискавший скандальную известность, вошел в историю литературы как творческая критика гедонистического романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», как та самая «высшая фор- ма критики», о которой писал «король парадокса» в трактате «Критик как художник»? Ответы поможет дать представленный в книге анализ интертекстуальных связей между романом Р. Хиченза «Зеленая гвоздика» и романом О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», показывающий взаимоотношения текста- пародии и текста-оригинала.
ISBN978-5-91419-394-9
УДК820-7
ББК83.3(4Вел)
Феномен Зеленой гвоздики. Хиченз против Уайльда / Акимова О.В. — : [Б.и.], 2010 .— 144 с. — ISBN 978-5-91419-394-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/177632 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-91419-394-9 В монографии О. В. Акимовой раскрываются «тайны» появления на свет романа Роберта Хиченза (1864–1950) «Зеленая гвоздика» (1894) — остроумной пародии на эстетское движение и его лидеров, в число которых, безусловно, входил Оскар Уайльд — «профессор эстетики» и «символ искусства своего времени». <...> Почему роман, снискавший скандальную известность, вошел в историю литературы как творческая критика гедонистического романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», как та самая «высшая форма критики», о которой писал «король парадокса» в трактате «Критик как художник»? <...> Уайльда «Портрет Дориана Грея», показывающий взаимоотношения текстапародии и текста-оригинала. <...> Историческая книга», 2010 Тот самый Хиченз “He [Wilde]sent me a bogus telegram about it [‘The Green Carnation’]… showing that he had guessed I had written it. <...> Hichens) Имя Роберта Хиченза (1864–1950), английского романиста, автора коротких рассказов, драматурга, сценариста и музыканта, несомненно, знакомо поклонникам творчества Оскара Уайльда (1854–1900), знаменитого во всем мире английского писателя, принадлежащего нашей эпохе едва ли не больше, чем своей. <...> Роберт Хиченз вошел в историю литературы как автор пародии1 на Оскара Уайльда — «символ искусства и культуры своего века», как тот сам себя называл. <...> В романе под названием «Зеленая гвоздика» (“The Green Carnation”, 1894) Хиченз выставил жизненное кредо Уайльда в очень неприглядном для него, Уайльда, свете, в приниженном, пародийном плане показал пагубность эстетических воззрений эрудита и острослова, высмеял его отношение к жизни и всепоглощающую тягу к наслаждению. <...> Несмотря на то, что такие «скандальные» фигуры, как Оскар Уайльд, как правило, не удостаивались должного внимания со стороны «серьезных» исследователей конца XIX — середины XX веков, о нем написано немало книг и статей (по некоторым данным около 130002). <...> It was in fact the first book of Robert Smythe Hichens (1864-1950), who later became a prolific novelist. <...> Некоторые воспоминания были больше похожи на вымысел, чем на реальность («Воспоминания <...>
Феномен_Зеленой_гвоздики._Хиченз_против_Уайльда_.pdf
      - -    
Стр.3
УДК 820-7 ББК 83.3(4Вел) А39 Акимова О. В. А39 Феномен «Зеленой гвоздики». Хиченз против Уайльда / О. В. Акимова. — СПб. : Алетейя, 2010. — 144 с. ISBN 978-5-91419-394-9 В монографии О. В. Акимовой раскрываются «тайны» появления на свет романа Роберта Хиченза (1864–1950) «Зеленая гвоздика» (1894) — остроумной пародии на эстетское движение и его лидеров, в число которых, безусловно, входил Оскар Уайльд — «профессор эстетики» и «символ искусства своего времени». В чем заключается феномен «Зеленой гвоздики»? Почему роман, снискавший скандальную известность, вошел в историю литературы как творческая критика гедонистического романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», как та самая «высшая форма критики», о которой писал «король парадокса» в трактате «Критик как художник»? Ответы поможет дать представленный в книге анализ интертекстуальных связей между романом Р. Хиченза «Зеленая гвоздика» и романом О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», показывающий взаимоотношения текстапародии и текста-оригинала. УДК 820-7 ББК 83.3(4Вел) © Акимова О. В., 2010 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2010 © «Алетейя. Историческая книга», 2010
Стр.4
Тот самый Хиченз “He [Wilde]sent me a bogus telegram about it [‘The Green Carnation’]… showing that he had guessed I had written it.” (R. Hichens) Имя Роберта Хиченза (1864–1950), английского романиста, автора коротких рассказов, драматурга, сценариста и музыканта, несомненно, знакомо поклонникам творчества Оскара Уайльда (1854–1900), знаменитого во всем мире английского писателя, принадлежащего нашей эпохе едва ли не больше, чем своей. Роберт Хиченз вошел в историю литературы как автор пародии1 на Оскара Уайльда — «символ искусства и культуры своего века», как тот сам себя называл. В романе под названием «Зеленая гвоздика» (“The Green Carnation”, 1894) Хиченз выставил жизненное кредо Уайльда в очень неприглядном для него, Уайльда, свете, в приниженном, пародийном плане показал пагубность эстетических воззрений эрудита и острослова, высмеял его отношение к жизни и всепоглощающую тягу к наслаждению. Несмотря на то, что такие «скандальные» фигуры, как Оскар Уайльд, как правило, не удостаивались должного внимания со стороны «серьезных» исследователей конца XIX — середины XX веков, о нем написано немало книг и статей (по некоторым данным около 130002 ). В них поразному освещается и трактуется жизнь и творчество писателя. До середины XX века это были, в основном, крити“The Green Carnation”, a witty skit which was first published anonymously by Heinemann on 15 September 1894, and Ada Leverson had been suggested as its author. It was in fact the first book of Robert Smythe Hichens (1864-1950), who later became a prolific novelist. 1 (Letters, 1962. — Р. 372.) 2 Small, Jan. Oscar Wilde. Revаlued / An Essay on New Materials and Methods of Research. — Copyright ELT Press, 1993. 5
Стр.5
ко-биографические публикации (Х. Пирсона, Ф. Харриса)1 . Некоторые воспоминания были больше похожи на вымысел, чем на реальность («Воспоминания о встречах с Оскаром Уайльдом» A. Жида). Друзья писателя посвятили несколько книг и памфлетов попытке оправдать его в глазах публики (Р. Шерард, Р. Росс); лорд А. Дуглас в трех мало удачных книгах об Уайльде, откровенно перед всеми оправдывается, объявляя себя непричастным к трагедии Уайльда. Роберт Хиченз, напротив, решил написать на него пародию с целью потешить свое самолюбие и внес тем самым заметный вклад в растущее неодобрение, с которым сталкивался Уайльд; книга была пикантна и создавала ощущение достоверности. Хиченз пародирует Уайльда абсолютно во всем, особенно в «искусстве парадоксальной беседы», всячески обыгрывая, обостряя его афоризмы, а также внося в них собственную, критическую оценку. Роберт Смит Хиченз был на десять лет моложе Оскара Фингала О’Флаэрти Уиллиса Уайльда. Он родился 14 ноября 1864 года в очаровательной деревушке Спелдхёрст (графство Кент), что в пятидесяти километрах к юго-востоку от Лондона, известной еще со времен саксонского завоевания, когда переселенцы, обосновавшись в Англии, начали вырубать леса и расчищать земли для занятия фермерством и скотоводством. Деревня, в которой родился будущий писатель, славилась своей церковью, на месте которой в середине XIX века был воздвигнут гоТак обстояло дело до 1949 года, пока не появилась известная монография Дж. Вудкока «Парадокс Оскара Уайльда» (“The Paradox of Oscar Wilde”), несомненно, способствовавшая критическому осмыслению творческого наследия писателя: «Постоянная борьба язычника с христианином раздирала его изнутри, стремление к удовольствию соседствовало с проповедью страдания… Его ‘осмысленное легкомыслие’ граничило с серьезными взглядами на искусство и общественно-философские темы, что придавало блеск его изречениям… Он был и грешником, что неизбежно привело его к падению, и пророком, который вынес все тяготы тюрьмы с тем, чтобы опять стать падшим грешником в последние годы жизни в Париже». 1 6
Стр.6
тический собор. Великолепные витражи храма украшала мозаика, выполненная Вильямом Моррисом (1834–1896) по эскизам Бёрн-Джонса (1833–1898), английского живописца, мастера декоративно-прикладного искусства, любившего использовать мифологические и мистические сюжеты. Отец Хиченза, приходской священник, видел сына студентом Оксфорда, но Роберт с детства мечтал стать композитором и, закончив музыкальный колледж (Clifton college) в Бристоле по классу фортепиано и органа, поступил в Королевский музыкальный колледж — британское высшее музыкальное учебное заведение, основанное в 1882 году принцем Уэльским (будущим королем Эдуардом VII) и расположенное в Лондоне, в Южном Кенсингтоне, напротив Альберт-холла. Помимо учебной части, в колледже имелся музей музыкальных инструментов, заложенный первым директором колледжа Джорджем Гроувом (1820–1900), музыковедом и лексикографом. Попытав счастья на музыкальном поприще и поняв, что ему не быть выдающимся композитором, Хиченз решил посвятить себя литературе, своей второй страсти. Он отправился в Лондон изучать журналистику. В 1885 году в возрасте двадцати одного года Хиченз написал свой первый роман «Секрет береговой охраны» (“The Coastguard’s Secret”), не снискавший успеха, что, впрочем, нисколько не смутило начинающего литератора. После года обучения в Лондонской школе журналистики Роберт, набравшись опыта и накопив достаточно материала, выпустил автобиографическую новеллу «Феликс» (“Felix”), а затем начал писать статьи, работая внештатным корреспондентом в одной из газет, и печатать свои рассказы в нескольких периодических изданиях, включая «Пэлл Мэлл газетт». Зимой 1893 года, в Каире, Хиченз познакомился с Альфредом Дугласом, который по возвращении в Лондон представил его Оскару Уайльду, к тому времени уже известному писателю. Вскоре после знакомства с Уайльдом Хиченз написал небольшой роман «Зеленая гвоздика» (“The Green Carnation”, 1894) — пародию на эстетское дви7
Стр.7
жение и его лидеров, в число которых, безусловно, входил «профессор эстетики» Оскар Уайльд. Книга сатирически изображала лондонский свет, так называемое, общество «усталых гедонистов». Изначально Хиченз намеревался издать свой роман по частям в «Пэлл Мэлл газетт», однако редактор журнала порекомендовал ему обратиться в издательство и выпустить книгу. В сентябре 1894 года издательство «Хайнеманн» напечатало его произведение, правда, анонимно, но, как только авторство книги было установлено, Хиченз мгновенно стал знаменит. Так началась его творческая карьера. В течение последующих трех лет окрыленный успехом автор писал по одному роману в год, совмещая любимое занятие с работой в журнале «Лондон Уорлд» в качестве музыкального критика. За это время он выпустил несколько удачных произведений: «Фантазер» (“An Imaginative Man”, 1895), «Безумие Юстаса и другие рассказы» (“The Folly of Eustace and Other Stories”, 1896), «Страсти» (“Flames”, 1897), «Окольные пути» (“Byeways”, 1897). Вскоре после выхода этих книг Хиченз ушел из журнала, чтобы посвятить свою жизнь путешествиям и литературе. Он побывал в Северной Африке, Италии, на Востоке, возвращаясь в Англию только на лето и погружаясь в творчество. Последние годы жизни Роберт Хиченз провел в Швейцарии, где и умер в 1950 году. А пока Хиченз в расцвете творческих сил, он пишет роман за романом, в общей сложности более пятидесяти; сюжеты многих из них «подсказаны» впечатлениями от многочисленных путешествий и всегда овеяны экзотической романтикой. В это же время Хиченз увлеченно пишет о моде и об искусстве. Он также одержим страстью к мистике, о чем свидетельствуют его фантастические рассказы о переселении душ и потусторонних силах; в них он мастерски рисует портреты своих героев, как например, в фантастическом рассказе «О том, как к профессору Гильди пришла любовь»: «Обыватели не переставали удивляться, как так случилось, что отец Мёрчисон и профессор Гильди стали близкими друзьями. Один был олицетворением веры, другой — скептицизма. Святой отец 8
Стр.8