И.И.Подольская. Иннокентий Анненский - критик
---------------------------------------------------------------------------Серия
"Литературные памятники"
Иннокентий Ф.Анненский "Книги отражений", М., "Наука", 1979
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------Иннокентий
Анненский - замечательный поэт, критик и переводчик -
уже
занимает особое место в русской литературе рубежа XIX-XX вв. Хотя научное
изучение его критической прозы началось относительно недавно,
предпринимались попытки определить это
место, то есть установить связь
Анненского-критика с современными ему литературными направлениями - прежде
всего с "новым искусством". К этому побуждают и особенности творчества
Анненского, и та эпоха, когда он жил и писал.
Конец прошлого века был переломным моментом для русской общественной
мысли и литературы. Наиболее прозорливые угадывали первые всполохи
близящихся революционных боев. У одних
это вызывало душевный подъем, у
других - уныние и растерянность. Искусство отразило трагедию личности,
разочарованной в старых идеалах и еще не обретшей новых, воспринимающей
собственный духовный кризис как вселенскую катастрофу.
В. В. Боровский писал о русских декадентах: "...Они видели, как
назревают элементы какой-то титанической борьбы, и, колеблясь между надеждой
и недоверием, они, бессильные, сами не способные на борьбу, испытывали
какой-то внутренний ужас... ужас к той грубой господствующей силе, которая,
ощетинясь миллионами стальных игл, готовила своим слепым упорством какую-то
страшную катастрофу; ужас к самим себе - безвольным и беспомощным, способным
охватить мыслью такие бездны и неспособным своей волей отклонить течение
даже маленького ручейка; ужас, наконец, ко всей жизни, где все так неведомо
и дико, где разум меркнет перед разгулом темных страстей, где царит произвол
бессмысленного случая" {Воровский В. В. Литературно-критические статьи. М.
1956, - с. 162.}.
Анненский-критик выступил одновременно с первыми русскими декадентами
Н. Минским и Д. Мережковским, хотя
и совершенно независимо от них.
Декаденты, пришедшие на литературную арену в 90-х годах прошлого столетия,
повели наступление на демократическую критику еще раньше, чем определили
свою собственную программу. В своем докладе "О причинах упадка и о новых
течениях современной русской литературы" (1892, опубл. в 1893) Д. С.
Мережковский впервые наметил теоретические основы зарождающегося в России
символизма, а вместе с тем возложил ответственность за упадок современной
литературы на демократическую критику. На материалистические идеи и принципы
критики Белинского, Добролюбова, Писарева, Чернышевского обрушил яростные
нападки А. Л. Волынский в ряде статей, опубликованных в 1893-1895 гг. в
журнале "Северный вестник". В этой идеологической борьбе Анненский не
принимал участия.
Ему было 32 года, когда в тонком и известном лишь в кругу
специалистов-педагогов журнале "Воспитание и обучение" он опубликовал первую
статью "Стихотворения Я. П. Полонского как педагогический материал"
{Анненский И. Стихотворения Я. П. Полонского как педагогический материал. -
Воспитание и обучение, 1887, э 5-6.}. Первая книга его стихов "Тихие песни"
(под псевдонимом "Ник. Т-о") появилась в 1904 г., когда ее автору было 49
лет. Незадолго до смерти Анненского вышли "Книги отражений" {Анненский И. Ф.
Книга отражений. СПб., 1906; Анненский И. Ф. Вторая книга отражений. СПб.,
1909.} - шедевры русской критической прозы.
К моменту появления в свет "Тихих песен" русский символизм идейно и
художественно оформился. Давно уже стихли негодующие возгласы публики,
эпатированной поэтическими опытами молодого Брюсова. Младшие современники
Анненского - Бальмонт и Брюсов - были на вершине славы. Входили в литературу
24-летние Блок и А. Белый. Появляются периодические издания символистов:
"Новый путь" (1903-1904), "Весы" (1904-1909), "Золотое руно" (1906-1909) и
др. К началу 900-х годов наметились основные группировки символистов и сразу
же проявилась их внутренняя борьба.
Апогей творчества Анненского приходится на годы расцвета символизма и
символистской критики. При этом поражает отсутствие его непосредственных
литературных контактов с направлением, вызывающим его пристальный интерес и
психологически ему близким. Интересно и то, что от литературно-критического
дебюта Анненского до последних лет его жизни направленность его творчества
Стр.1