Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Corpus как модель человеческой сущности (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМедова Анастасия Анатольевна
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID176583
АннотацияТело есть своего рода Dasein: самое достоверное бытие, «ближайшая собственность», проводник бытия в мир. Тело – это якорь, закрепляющий человека в мире и одновременно это способ человеческого обладания миром. В современной философии тело человека осмысливается как определенный физический объект, как живая материя, но так же и как «сознание тела». Статья посвящена анализу феномена телесности в концепциях М. Мерло-Понти, Ж.-Л.Нанси, Ж.-П. Сартра.
УДК24-183
Медова, А.А. Corpus как модель человеческой сущности / А.А. Медова .— Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. Москва: МГУ, 2004 г. С. 175-177. — : [Б.и.], 2004 .— 4 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176583 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В философии второй половины ХХ века, в частности, в экзистенциализме, особую актуальность приобрела антропологическая модель, эксплицирующая сущность человека через понятие «тело» (corpus). <...> Одним из первых экзистенциалистов, исследовавших феномен телесности человека, был Сартр. <...> В его труде «Бытие и ничто» (1943г.) тело осмысливается в трех измерениях: как бытие-для-себя, бытие-для-другого и в онтологическом измерении – «я существую для себя как познанный другим в качестве тела» [5, с. <...> Тело так же являлось объектом мышления Г.Марселя, М. <...> Нанси и философов аналитического направления (представители в России – В. <...> Тело мыслится данной моделью как своего рода Dasein: оно есть самое достоверное бытие, «ближайшая собственность», проводник бытия в мир. <...> Тело - это якорь, закрепляющий человека в мире и одновременно это способ человеческого обладания миром. <...> Модель Сorpus, как и экзистенциализм, определяет человеческую сущность, основываясь на анализе изначального, первичного, дорационального проявления человечности, только в данном случае как такое проявление рассматривается не экзистенция, а человеческое тело. <...> Тело осмысливается здесь не как определенный физический объект или живая материя. <...> Речь, скорее, идет о «сознании тела», о «человеке как теле». <...> По определению Жана-Люка Нанси, тела не имеют места ни в дискурсе, ни в материи; тела есть своего рода метафизическая граница. <...> Они имеют место на границе, в качестве границы: граница – это внешний край, разлом, проникновение чужого в непрерывность смысла и материи» [2, с. <...> МерлоПонти полагал, что современная антропология должна окончательно преодолеть классическую дихотомию субъекта и объекта; модели, мыслящие о человеке (и о мире) в субъект-объектных категориях не истинны. <...> Назрела необходимость выработать некое третье, синтетическое понятие, и таким понятием является тело. <...> На том же основании осознание тела, которым я обладаю, не является мышлением, то есть я не могу <...>
Corpus_как_модель_человеческой_сущности.pdf
Мёдова А.А. «Сorpus» как модель сущности человека. В философии второй половины ХХ века, в частности, в экзистенциализме, особую актуальность приобрела антропологическая модель, эксплицирующая сущность человека через понятие «тело» (corpus). Одним из первых экзистенциалистов, исследовавших феномен телесности человека, был Сартр. В его труде «Бытие и ничто» (1943г.) тело осмысливается в трех измерениях: как бытие-для-себя, бытие-для-другого и в онтологическом измерении – «я существую для себя как познанный другим в качестве тела» [5, с.369]. Тело так же являлось объектом мышления Г.Марселя, М. Мерло-Понти, Ж.-Л.Нанси и философов аналитического направления (представители в России – В. Подорога, О.Аронсон, А.Парамонов, Е.Петровская). Тело мыслится данной моделью как своего рода Dasein: оно есть самое достоверное бытие, «ближайшая собственность», проводник бытия в мир. Тело - это якорь, закрепляющий человека в мире и одновременно это способ человеческого обладания миром. Модель Сorpus, как и экзистенциализм, определяет человеческую сущность, основываясь на анализе изначального, первичного, дорационального проявления человечности, только в данном случае как такое проявление рассматривается не экзистенция, а человеческое тело. Модель Сorpus иррационалистична. Тело осмысливается здесь не как определенный физический объект или живая материя. Речь, скорее, идет о «сознании тела», о «человеке как теле». По определению Жана-Люка Нанси, тела не имеют места ни в дискурсе, ни в материи; тела есть своего рода метафизическая граница. «Они не населяют ни «дух», ни «тело». Они имеют место на границе, в качестве границы: граница – это внешний край, разлом, проникновение чужого в непрерывность смысла и материи» [2, с.40]. МерлоПонти полагал, что современная антропология должна окончательно
Стр.1