В философии второй половины ХХ века, в частности, в экзистенциализме,
особую актуальность приобрела антропологическая модель, эксплицирующая
сущность человека через понятие «тело» (corpus). <...> Одним из первых
экзистенциалистов, исследовавших феномен телесности человека, был Сартр. <...> В
его труде «Бытие и ничто» (1943г.) тело осмысливается в трех измерениях: как
бытие-для-себя, бытие-для-другого и в онтологическом измерении – «я
существую для себя как познанный другим в качестве тела» [5, с. <...> Тело так
же являлось объектом мышления Г.Марселя, М. <...> Нанси и
философов аналитического направления (представители в России – В. <...> Тело мыслится данной
моделью как своего рода Dasein: оно есть самое достоверное бытие,
«ближайшая собственность», проводник бытия в мир. <...> Тело - это якорь,
закрепляющий человека в мире и одновременно это способ человеческого
обладания миром. <...> Модель Сorpus, как и экзистенциализм, определяет
человеческую сущность, основываясь на анализе изначального, первичного,
дорационального проявления человечности, только в данном случае как такое
проявление рассматривается не экзистенция, а человеческое тело. <...> Тело осмысливается здесь не как
определенный физический объект или живая материя. <...> Речь, скорее, идет о
«сознании тела», о «человеке как теле». <...> По определению Жана-Люка Нанси,
тела не имеют места ни в дискурсе, ни в материи; тела есть своего рода
метафизическая граница. <...> Они имеют
место на границе, в качестве границы: граница – это внешний край, разлом,
проникновение чужого в непрерывность смысла и материи» [2, с. <...> МерлоПонти
полагал,
что
современная
антропология
должна
окончательно
преодолеть классическую дихотомию субъекта и объекта; модели, мыслящие о
человеке (и о мире) в субъект-объектных категориях не истинны. <...> Назрела
необходимость выработать некое третье, синтетическое понятие, и таким
понятием является тело. <...> На том же основании
осознание тела, которым я обладаю, не является мышлением, то есть я не могу <...>
Corpus_как_модель_человеческой_сущности.pdf
Мёдова А.А.
«Сorpus» как модель сущности человека.
В философии второй половины ХХ века, в частности, в экзистенциализме,
особую актуальность приобрела антропологическая модель, эксплицирующая
сущность человека через понятие «тело» (corpus). Одним из первых
экзистенциалистов, исследовавших феномен телесности человека, был Сартр. В
его труде «Бытие и ничто» (1943г.) тело осмысливается в трех измерениях: как
бытие-для-себя, бытие-для-другого и в онтологическом измерении – «я
существую для себя как познанный другим в качестве тела» [5, с.369]. Тело так
же являлось объектом мышления Г.Марселя, М. Мерло-Понти, Ж.-Л.Нанси и
философов аналитического направления (представители в России – В.
Подорога, О.Аронсон, А.Парамонов, Е.Петровская). Тело мыслится данной
моделью как своего рода Dasein: оно есть самое достоверное бытие,
«ближайшая собственность», проводник бытия в мир. Тело - это якорь,
закрепляющий человека в мире и одновременно это способ человеческого
обладания миром. Модель Сorpus, как и экзистенциализм, определяет
человеческую сущность, основываясь на анализе изначального, первичного,
дорационального проявления человечности, только в данном случае как такое
проявление рассматривается не экзистенция, а человеческое тело.
Модель Сorpus иррационалистична. Тело осмысливается здесь не как
определенный физический объект или живая материя. Речь, скорее, идет о
«сознании тела», о «человеке как теле». По определению Жана-Люка Нанси,
тела не имеют места ни в дискурсе, ни в материи; тела есть своего рода
метафизическая граница. «Они не населяют ни «дух», ни «тело». Они имеют
место на границе, в качестве границы: граница – это внешний край, разлом,
проникновение чужого в непрерывность смысла и материи» [2, с.40]. МерлоПонти
полагал, что современная антропология должна окончательно
Стр.1