Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи (330,00 руб.)

0   0
Первый авторЦейтлин С. Н.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц593
ID175263
АннотацияВ книге анализируются начальные стадии освоения ребенком родного (русского) языка. Основное внимание сосредоточено на формировании грамматического компонента языковой системы, заключающегося в овладении морфологическими единицами и правилами. Формообразовательные и словообразовательные инновации рассматриваются как свидетельство того, что ребенок самостоятельно конструирует собственную языковую систему, придерживаясь определенной стратегии. Анализ данных этой стратегии позволяет получить некоторые новые сведения о внутреннем строении языка, о характере морфологических и словообразовательных категорий, о соотношении в языке прототипических и непрототипических единиц и конструкций, о запретах и ограничениях, налагаемых на действие языковых правил, о соотношении отражательного и интерпретационного начал в языке и пр.
Кому рекомендованоКнига рассчитана преимущественно на лингвистов, но может представлять интерес и для психологов, логопедов, учителей-словесников.
ISBN978-5-9551-0351-8
УДК80
ББК88.3
Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 593 с. — (Studia philologica) .— На тит. листе указ. изд-во: Знак .— ISBN 978-5-9551-0351-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/175263 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

PHI LOLO G IC A Основная сфера научных интересов — функциональная грамматика, синтаксис современного русского языка, лингвистика детской речи. <...> Автор многочисленных публикаций, среди которых монографии «Язык и ребенок: лингвистика детской речи» (2000), «Речевые ошибки и их предупреждение» (1982, 1997, 2008), «Словарь детских словообразовательных инноваций» <...> ОЧЕРКИ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ И ФОРМООБРАЗОВАНИЮ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ ST U DIA доктор филологических наук, зав. кафедрой детской речи РГПУ им. <...> В оформлении переплета использована картина «Голубая пианистка» Лизы Елисеевой ББК 88.3 Цейтлин Стелла Наумовна ОЧЕРКИ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ И ФОРМООБРАЗОВАНИЮ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ Издатель А. Кошелев <...> Детские речевые инновации как предмет лингвистического изучения <...> На данном этапе развития науки оказываются необычайно важны не разрозненные факты речи разных детей, но материал, полученный в результате case studies, — тщательно зафиксированная в течение ряда лет речевая продукция отдельных детей, а также сведения о том, как ребенок воспринимает речь других людей, как развивается его языковая рефлексия, каковы особенности речи взрослых, которую он слышит, и многое, многое другое. <...> Данный тезис вполне согласуется с основными положениями функционально-конструктивистского направления, суть которого заключается в том, что языковая система человека формируется прижизненно, на основе самостоятельно осуществляемой им обработки речевого инпута, причем движущей силой этого процесса является естественное для человека стремление к коммуникации с другими людьми, сопровождающее совместную деятельность. <...> В отличие от конвенционального языка это система постоянно меняющаяся и в каждый момент крайне неустойчивая, что делает ее анализ очень трудным: один и тот же ребенок в один и тот же день может, например, сконструировать морфологическую форму в соответствии с нормой и с отклонением от последней7. <...> В каждый период своего развития временная <...>
Очерки_по_словообразованию_и_формообразованию_в_детской_речи.pdf
С. Н. Цейтлин ОЧЕРКИ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ И ФОРМООБРАЗОВАНИЮ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ S TUD I A P HIL O L O GI CA С. Н. Цейтлин ОЧЕРКИ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ И ФОРМООБРАЗОВАНИЮ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ Стелла Наумовна Цейтлин — профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой детской речи РГПУ им. А. И. Герцена (СанктПетербург), ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН, руководитель постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Основная сфера научных интересов — функциональная грамматика, синтаксис современного русского языка, лингвистика детской речи. Автор многочисленных публикаций, среди которых монографии «Язык и ребенок: лингвистика детской речи» (2000), «Речевые ошибки и их предупреждение» (1982, 1997, 2008), «Словарь детских словообразовательных инноваций» (2009), главы в коллективных монографиях по функциональной грамматике, издаваемых Институтом лингвистических исследований.
Стр.1
С. Н. Цейтлин ОЧЕРКИ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ И ФОРМООБРАЗОВАНИЮ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Стр.4
ББК 88.3 Ц 29 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 08-04-16066 Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. — М.: Знак, 2009. — 592 с. ISBN 978-5-9551-0351-8 В книге анализируются начальные стадии освоения ребенком родного (русского) языка. Основное внимание сосредоточено на формировании грамматического компонента языковой системы, заключающегося в овладении морфологическими единицами и правилами. Формообразовательные и словообразовательные инновации рассматриваются как свидетельство того, что ребенок самостоятельно конструирует собственную языковую систему, придерживаясь определенной стратегии. Анализ данных этой стратегии позволяет получить некоторые новые сведения о внутреннем строении языка, о характере морфологических и словообразовательных категорий, о соотношении в языке прототипических и непрототипических единиц и конструкций, о запретах и ограничениях, налагаемых на действие языковых правил, о соотношении отражательного и интерпретационного начал в языке и пр. Книга рассчитана преимущественно на лингвистов, но может представлять интерес и для психологов, логопедов, учителей-сло вес ни ков. ББК 88.3 В оформлении переплета использована картина «Голубая пианистка» Лизы Елисеевой Цейтлин Стелла Наумовна ОЧЕРКИ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ И ФОРМООБРАЗОВАНИЮ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ Издатель А. Кошелев Зав. редакцией М. Тимофеева. Корректор Л. Яковлева Оригинал-макет подготовлен В. Адаменко Художественное оформление переплета С. Жигалкина Подписано в печать 22.09.2009. Формат 60´90 1 Бумага офсетная № 1, печать офсетная. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 37. Тираж 800. Заказ № /16 Издательство «Знак». № госрегистрации 1027701010435 Phone: 95-171-95 E-mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru ISBN 978-5-9551-0351-8 © С. Н. Цейтлин, 2009 © Знак, 2009 гггггггггг Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. .
Стр.5
Оглавление Моему читателю ....................................................................................................9 Введение. ребенок как конструктор собственной грамматической системы ............................................................................15 I. Детские речевые инновации как предмет лингвистического изучения 1. детские речевые инновации как специфическая разновидность «отрицательного языкового материала» ....................................................41 2. К истории изучения детских инноваций.......................................................48 3. Инновации как продукт речевой деятельности ребенка .............................57 4. Инновации в аспекте соотношения системы и нормы языка ....................63 5. Аналогия в языке и речевой деятельности ...................................................75 II. Освоение грамматики 1. От первого слова к продуктивной морфологии ...........................................93 1.1. Этап голофраз .......................................................................................93 1.2. двусловные высказывания ................................................................105 1.3. От «замороженных» форм к морфологическим правилам .............115 2. существительное ..........................................................................................125 2.1. Категория числа ..................................................................................125 2.2. Категория рода ....................................................................................142 2.3. падеж и словоизменение ...................................................................160 3. прилагательное. Компаратив .......................................................................198 3.1. начальный адъективный лексикон. парадигматика прилагательных .......................................................198 3.2. первые формы компаратива .............................................................200 3.3. сверхгенерализация компартива .......................................................202 3.4. Окказиональные формы компаратива ..............................................205 4. Глагол .............................................................................................................210 4.1. Категория вида ....................................................................................210 4.2. Каузативные оппозиции ....................................................................228 4.3. Глагольная парадигма и словоизменительные инновации .............234 4.4. причастие ............................................................................................259
Стр.6
5. Морфологические инновации детей и инофонов ......................................266 6. Морфологические категории в онтогенетическом аспекте .......................280 III. Словообразование в детской речи 1. Общие проблемы детского словообразования ...........................................291 1.1. Феномен детского словосочинительства ..........................................291 1.2. Детские словообразовательные инновации и словообразовательный механизм языка ........................................304 1.3. Неузуальная интерпретация производных слов ..............................314 2. Отглагольная деривация ...............................................................................327 2.1. Глагольно-субстантивный класс ........................................................328 2.2. Глагольно-адъективный класс ...........................................................343 2.3. Глагольно-глагольный класс ..............................................................345 3. Отадъективная деривация ............................................................................363 3.1. Адъективно-субстантивный класс ....................................................363 3.2. Адъективно-глагольный класс ...........................................................371 3.3. Адъективно-адвербиальный класс ....................................................380 4. Отсубстантивная деривация ........................................................................383 4.1. Субстантивно-субстантивный класс .................................................383 4.2. Субстантивно-адъективный класс.....................................................392 4.3. Субстантивно-глагольный класс ......................................................402 5. Некоторые типы словообразовательных процессов в детской речи ........411 5.1. Словообразовательное гнездо и типология словообразовательных процессов ...............................411 5.2. Обратная деривация ............................................................................414 5.3. Заменительная деривация ..................................................................420 Приложения Краткий словарь терминов ...............................................................................429 Словарь детских словообразовательных инноваций .....................................441 Литература .........................................................................................................544 Указатели ...........................................................................................................559 I. Именной указатель ................................................................................ 559 II. Указатель терминов ...............................................................................561 III. Cемантические указатели....................................................................576 III.1. Понятийно-семантический указатель ......................................576 III.2. Категориально-семантический указатель ................................577 IV.1. Инверсионный указатель к словарю словообразовательных инноваций .......................................................................................581 IV.2. Инверсионный указатель анализируемых словоформ ............585 (С. А. Крылов)
Стр.7
Моему читателю данная книга непосредственно связана с моей докторской диссертацией, защищенной в 1989 году. с тех пор прошло уже два десятилетия. За это время произошло много изменений как в «детской» лингвистике, которая уже превратилась в значительной степени в самостоятельную науку, так и в лингвистике «большой», продолжающей быть основой и питательной средой для лингвистики «детской». Изменилось многое и в моей жизни. тогда, в далекие 80-е годы, занятие детской речью было для меня своего рода хобби, сопровождающим более серьезную научную работу в области русского синтаксиса и функциональной грамматики. само обращение к фактам детской речи было вызвано достаточно случайным обстоятельством: в моей учебной нагрузке по кафедре русского языка рГпУ (тогда лГпИ) им. А. И. Герцена оказался спецсеминар на дошкольном отделении педагогического факультета. Я взяла в руки мою любимую книгу «От двух до пяти» К. И. чуковского и решила, что мы со студентами попробуем понять, почему дети в таком количестве и с такой неутомимостью создают новые слова и новые формы слов, уже существующих. Медленно, шаг за шагом, разбирались мы в лингвистическом механизме того, что К. И. чуковский называл детскими речениями, а мы сейчас именуем детскими речевыми инновациями. Выяснилось одно поразившее меня свойство этих детских слово- и формообразований: они все без исключения оказались созданными по реальным словообразовательным и словоизменительным моделям русского языка. Удивительно, но для каждого факта, приводимого К. И. чуковским, находилась страница в «русской грамматике», на которой разъяснялась соответствующая модель. В том, как меняют наш язык дети, обнаруживалась удивительная логика, сам язык раскрывался перед нами в каком-то удивительном, новом свете, оказывался динамичной системой, практически неисчерпаемой в своих возможностях. тогда я и начала собирать свою коллекцию речевых инноваций, которая к настоящему времени уже насчитывает тысячи фактов.
Стр.10