Отправной точкой
для анализа служит хвалебная поэзия скальдов с ее строго регламентированными метрическими правилами и лексическими моделями. <...> Метрика скальдов расматривается в книге как результат системной трансформации эддической метрики и своего рода лингвистический эксперимент, абсолютизирующий принцип условности языкового знака. <...> «Утрата сыновей» Эгиля Скаллагримссона (X в.) и «Перечень Инглингов» Тьодольва Хвинского (IX в.) предстают в данном ракурсе как
разнонаправленные жанровые ответвления от основного ствола
скальдической поэзии, представляющие интерес для понимания
заложенных в ней возможностей и требующие новых приемов
текстологического анализа. <...> Исследованный автором материал древнеанглийского
эпоса приводит к выводу, что влияние поэтической формы проявляется
в диахроническом существовании слов культуры и вносит коррективы в
методы их этимологического анализа. <...> : Эгиль Скаллагримссон
I SBN 5 - 955 1 - 0 08 9 -X
© О. А. Смирницкая, 2005 ббббббб
© Языки славянских культур, 2005
9 785955 100890
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается. <...> Читая на протяжении семестра
«Утрату сыновей» скальда Эгиля Скаллагримссона, мы убе@
дились, что эта недлинная песнь нуждается в гораздо более
«медленном чтении». <...> ПРЕДИСЛОВИЕ
Снорри Стурлусон закончил Пролог к своему «Кругу
Земному» следующими словами: «А песни скальдов, как мне
кажется, всего меньше искажены, если они правильно сло@
жены и разумно истолкованы» (КЗ, 10). <...> Вместе с тем не менее
важно, что содержание стихов ограждалось от искажений не
только сложностью и регулярностью скальдической формы,
но и ее условностью. <...> Как показывается в главе I
этой книги, скальд строит строку дротткветта (основной
скальдических размер) из конкретных, выделенных им про@
содических структур языка, например —
´—
´ ×/∪
` /—
´ ×,
но при этом границы «просодических слов» как строитель <...>
Древнегерманская_поэзия_Каноны_и_толкования_.pdf
ББК 83.3(0)9
С 50
Издание осуществлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект № 04-04-16018
С 50
Смирницкая О. А.
Древнегерманская поэзия: Каноны и толкования. — М.:
Языки славянских культур, 2005. — 176 c. — (Studia philologica.
Series minor).
ISBN 5-9551-0089-Х
Каноны древнегерманского поэтического искусства рассматриваются
в данной книге как инструмент формирования поэтического языка
и как источник новой культурной информации. Отправной точкой
для анализа служит хвалебная поэзия скальдов с ее строго регламентированными
метрическими правилами и лексическими моделями. Метрика
скальдов расматривается в книге как результат системной трансформации
эддической метрики и своего рода лингвистический эксперимент,
абсолютизирующий принцип условности языкового знака.
«Утрата сыновей» Эгиля Скаллагримссона (X в.) и «Перечень Инглингов»
Тьодольва Хвинского (IX в.) предстают в данном ракурсе как
разнонаправленные жанровые ответвления от основного ствола
скальдической поэзии, представляющие интерес для понимания
заложенных в ней возможностей и требующие новых приемов
текстологического анализа.
Центральное место в книге занимает комментарий к «Утрате сыновей»
— одному из самых знаменитых и трудных для истолкования
скальдических произведений. Каноны древнегерманской поэзии рассматриваются
в книге также в аспекте сравнительно-исторического
языкознания. Исследованный автором материал древнеанглийского
эпоса приводит к выводу, что влияние поэтической формы проявляется
в диахроническом существовании слов культуры и вносит коррективы в
методы их этимологического анализа.
ББК 83.3(0)9
В оформлении переплета использован рисунок из исландской
рукописи XVII века (AM 426 fol.): Эгиль Скаллагримссон
I SBN 5 - 9551 - 0089 -X
© О. А. Смирницкая, 2005 ббббббб
© Языки славянских культур, 2005
9 785955 100890
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора..............................................................................7
Предисловие........................................................................ 9
Поэтика и лингвистика скальдов
1. Соотношение между эддической
и скальдической формой ................................................17
2. Языковая основа скальдической метрики ......................27
3. Метрические единицы скальдического стиха ................ 36
4. Дротткветт в перспективе метрической эволюции.......... 42
Эгиль Скаллагримссон. Утрата сыновей (Sonatorrek)
Комментарий ................................................................... 49
Egill Skallagrimsson. Sonatorrek............................................57
Дополнения
1. Эгиль Скаллагримссон как первый
исландский скальд ................................................... 89
2. Несколько замечаний в связи с комментариями
Йоуна Хневиля Адальстейнссона
к «Утрате сыновей» ................................................. 96
3. Название песни.......................................................100
4. «Утрата сыновей» (Пер. С. В. Петрова)...............102
«Перечень Инглингов» в освещении
исторической поэтики
1. Постановка проблемы ...................................................107
2. Квидухатт как стихотворная форма............................... 119
Стр.6
6
Оглавление
3. Внутренние нечетные строки (3, 7, 11)
и «агенсы смерти»........................................................126
4. Начальные нечетные строки (1, 5, 9)
и имена Инглингов....................................................... 130
5. Четные строки и «предикаты смерти» ......................... 134
6. Личные формы глагола и «время предков»
в «Перечне Инглингов»...............................................139
Дополнение. «Перечень Инглингов»
(Пер. О. А. Смирницкой).......................................... 146
Слова культуры как предмет
этимологического анализа ......................................... 153
Сокращения и список цитируемой литературы
Издания древнегерманских памятников,
справочные издания и словари................................169
Литература ..................................................................172
Стр.7