© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
© Рукописные памятники Древней Руси. Электронная версия книги. 2007
Стр.4
83.3(2=)3-001.3
30
()
02-04-16012
30
. .
: XI
XVIII . / . . . . . –
.: , 2003. – 760 c. – (Studia philologica).
ISSN 1726-135
ISBN 5-94457-133-0
. . (« », ., 1998)
,
. . , . . , . . ,
. . .
83.3(2=)
, , , ,
.
,
.
,
.
— Outside
Russia, apart from the Publishing House itself (fax: 095 246-20-20 c/o M153, E-mail: koshelev.ad@mtu-net.ru),
the Danish bookseller G•E•C GAD (fax: 45 86 20 9102, E-mail:
slavic@gad.dk) has exclusive rights for sales of this book.
, « »,
G•E•C GAD.
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
© . . ., 2003
© . . . , 2003
ISBN 5-94457-133-0
Стр.5
6
СОДЕРЖАНИЕ
К читателям ........................................................................................................... 9
Несколько слов о периодизации древнерусской литературы ........................ 11
I. Архаическое литературное творчество в XI—XII вв.
Семантика «Ïîâåñòè временных ëåò»............................................................... 15
1. Персонология «Ïîâåñòè временных ëåò» .............................................. 15
2. О типе литературного творчества создателей
«Ïîâåñòè временных ëåò» ........................................................................ 41
Перечисление как литературное творчество
(ïî памятникам XI — начала XII â.) .............................................................. 67
Изобразительность «Ñêàçàíèÿ о Борисе и Ãëåáå» .......................................... 83
1. Герменевтика писательского высказывания
(ïî «Ñêàçàíèþ о Борисе и Ãëåáå») .......................................................... 83
2. Единицы изобразительности
(ïî «Ñêàçàíèþ о Борисе и Ãëåáå») .......................................................... 95
3. Виды художественной образности
в «Ñêàçàíèè о Борисе и Ãëåáå» .............................................................. 105
Облик читателя в книжных предисловиях XI—XII ââ.................................. 115
Об «архаизирующем» повествовании
в «Ñëîâå о полку Èãîðåâå» ........................................................................... 128
Гипотеза о первоначальном виде
«Ñëîâà о погибели Русской çåìëè» .............................................................. 142
II. Традиционное литературное творчество в XIII—XVII ââ.
«Æèòèå Александра Íåâñêîãî» и летописание XII â..................................... 159
Повествовательная особенность
«Õîæäåíèÿ» Стефана Новгородца ................................................................ 167
«Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина»,
перенесенные во вторую половину XV â. ................................................... 170
Литературные черты древнерусских ïèñüìîâíèêîâ...................................... 178
1. Обзор русских письмовников XV—XVII ââ. ....................................... 178
2. О древнейшем русском письмовнике XV â. ......................................... 189
3. О письмовнике в «Âåëèêèõ минеях ÷åòüèõ» ....................................... 201
4. Об отрывках из неизвестных прозаических посланий
в письмовниках ....................................................................................... 208
5. О литературном значении древнерусских письмовников ................... 212
Содержание
Стр.7
Содержание
7
О типе литературного творчества составителей
«Псковской второй ëåòîïèñè» ...................................................................... 220
Пессимистическое умонастроение составителей
«Хронографа 1512 ã.» ..................................................................................... 227
«Ñêàçàíèå о Мамаевом ïîáîèùå»: роль чувств ............................................ 235
«Подтвердительная» повествовательная манера
«Степенной êíèãè» ....................................................................................... 242
«Слово о полку Игореве», «Задонщина»
и поздняя книжность .................................................................................... 255
1. Отголоски «Слова о полку Игореве»
в «Казанской èñòîðèè» .......................................................................... 255
2. «Слово о полку Игореве» и предисловие
к «Õðîíîãðàôó» 1641 ã. .......................................................................... 265
3. «Çàäîíùèíà» в сборнике середины XVII â. ........................................ 270
Литературное значение старопечатных книг XVI—XVII ââ. ...................... 276
1. Предисловия Франциска Скорины
к библейским книгам — литературный цикл ..................................... 276
2. Послесловие к первопечатному «Апостолу»
Ивана Федорова 1564 ã. как литературный памятник ........................ 281
3. Скрытая полемичность старопечатных
книжных послесловий XVI â. ............................................................... 297
4. Литературные особенности изданий «ÏðËëîãà» ................................ 315
«Казанская èñòîðèÿ»: двуликий автор ............................................................ 341
Литературные новации «Повести о прихожении
Стефана Батория на град Ïñêîâ» ................................................................. 350
III. Новаторское литературное творчество
в XVII — первой половине XVIII â.
«Íîâàÿ ïîâåñòü» и новая манера ïîâåñòâîâàíèÿ............................................ 361
О демократических стихотворных посланиях в письмовниках .................. 370
Челобитные Аввакума и одна из неисследованных традиций
деловой письменности .................................................................................. 374
Повествовательные новации и читательский мир
в произведениях 1660-õ — 1670-õ годов .................................................... 388
1. Стремление к ясности изложения ........................................................ 388
2. Афористика Симеона Полоцкого ......................................................... 406
Новаторство ранней русской драматургии .................................................... 427
1. О понятности драматургической формы в XVII â. .............................. 427
2. Диалог «Øêîëüíîå благочиние» Прохора Коломнятина . .................. 433
Стр.8
8
Содержание
3.Мотив переменчивости жизни в драматургии
первой половины XVIII â. ..................................................................... 437
4. Неконтактность литературных героев
в конце 1720-õ — 1730-õ годах ............................................................. 449
Стилистические опыты молодого Ломоносова ............................................. 463
IV. Об исследователях и исследовании
древнерусской литературы
Труды Â. Í. Перетца по истории русского театра ........................................ 489
Близко ли äàëåêîå? (Î книге Â. Ô. Переверзева) .......................................... 500
Своеобразие источниковеда (Îá È. Ì. Кудрявцеве) .................................... 505
Древнерусская литература в «Литературных памятниках» ......................... 514
Зеркало таланта (Î книге Ä. Ñ. Ëèõà÷åâà) ..................................................... 522
Филологическая держава академика Дмитрия Сергеевича Лихачева ........ 527
Древнерусская литература глазами Риккардо Пиккио ................................. 534
Для кого ïèñàòü? (Ê 800-ëåòèþ «Ñëîâà о полку Èãîðåâå») ......................... 538
Текстолог и «ïåñòðîòà» XVII â. ...................................................................... 545
Принципы составления фундаментальной истории
древнерусской литературы ........................................................................... 553
Что делает литературовед с древнерусским произведением ....................... 561
V. Фактографические приложения
Приложения к разделу о письмовниках ......................................................... 569
Приложение 1. Тексты письмовников ...................................................... 571
Приложение 2. Археографический обзор
и стеммы списков письмовников .......................................................... 640
Приложения к разделу о старопечатной литературе .................................... 669
Приложение 3. Новонайденный экземпляр печатного
виленского «Àïîñòîëà» 1591 ã. ............................................................. 670
Приложение 4. Описание литературного состава русских
старопечатных сборников XVII â. (подготовила À. Ã. Ìèðçîÿí) .... 676
Приложение к разделу о драматургии ............................................................ 713
Приложение 5. Неизвестная челобитная È.-Ã. Грегори ......................... 713
Список сокращений .......................................................................................... 715
Именной указатель (ñîñò. Å. Â. Çóåâñêàÿ) ..................................................... 717
Указатель произведений (ñîñò. Å. Â. Çóåâñêàÿ) ............................................. 730
Стр.9
9
К ЧИТАТЕЛЯМ
В этой книге древнерусская литература изучается с той ее стороны, которая
интересна для нас сейчас, а не в древности. Ведь для большинства древнерусских
книжников литературное творчество вовсе не являлось главной целью.
Однако обойтись без него и им было невозможно, собственно литературный
феномен существовал всегда, выделять его — правомерно.
Предлагаемая книга ставит новый вопрос о вековых типах литературного
творчества, сложившихся в средневековой Руси и обильно представленных
в памятниках. Категория «тип литературного творчества», пожалуй, самая
синтетичная — она объединяет текстологию, идеологию, стилистику,
поэтику, семантику и эстетику памятников: все данные можно сводить воедино.
Но для этого их надо получить и оценить у представительной массы
памятников, притом без грубой и прямолинейной модернизации, а подобная
работа исключительно велика и прежде всего требует конкретики, изучения
семантики повествовательных форм и средств в памятниках и ее объяснений
особенностями повествовательной манеры и мироотношения писателей в
возможно строгом соответствии материалу. Семантические исследования испытывают
хроническую нехватку доказательств однозначных, прямых, полных
— это основная трудность для наблюдений и истолкований, для верного
применения научной терминологии.
И все же в результате проделанного анализа складывается обобщенная
картина; категорией «тип литературного творчества» древнерусская литература
охватывается в самом крупном членении. Называю такие типы достаточно
условно по их отношению к Новому времени: 1) архаическое литературное творчество,
первоначальное на Руси и резко не похожее на наше; 2) традиционное
литературное творчество, перерабатывавшее традиции и более сходное с нашим
в повествовательной области; 3) новаторское литературное творчество,
склонное к явственным новациям и предшествующее нашим устремлениям к
художественности литературы.
К истории типов древнерусского литературного творчества исследователи
даже не подступались, тем более что хронологические границы между типами
размыты, типы «заходят» в чужие пределы, а древнерусская литература гораздо
более едина, вопреки накладываемым на нее разного рода периодизациям. Историю
типов древнерусского литературного творчества сразу создать невозможно,
и поэтому предлагаемая ныне книга содержит очерки, зачастую довольно боль
Стр.10
10
К читателям
шие, пока лишь по предварительной классификации и истории типов древнерусского
литературного творчества. Хотя очерки, включенные в состав книги, написаны
в разное время, но теперь они, если необходимо, переработаны и вместе
образуют принципиально новое связное целое; внутри каждой части книги публикуемые
работы расположены по источниковедческому принципу, более приемлемому
для нынешнего этапа изучения проблемы; по ходу рассмотрения
источников делаются и теоретические выводы, тоже пока предварительные.
Получившаяся книга является естественным продолжением предыдущей
моей большой книги — «О художественности древнерусской литературы»
(Ì.: «ßçûêè русской êóëüòóðû», 1998) — и придерживается принятых в ней
правил издания. Обе книги представляют собой двухтомник избранных работ
по эстетической истории древнерусской литературы, полностью различаются
составом, но взаимодополняют друг друга в пределах этой более широкой, если
не сказать широчайшей, темы.
Однако эстетическая история древнерусской литературы, помогающая более
глубокому познанию общих культурных процессов и более тонкому пониманию
нами литературных памятников, несмотря на огромный вклад ученых в
их осмысление, от Ф. И. Буслаева до Д. С. Лихачева, все же находится в подготовительном
состоянии, что побуждает продолжать исследования в этой области
и при этом думать о научной методике, исходных категориях, совершенствовании
доказательной базы и, значит, об опыте научных предшественников,
которым и посвящена одна из частей данной книги.
Вся же книга посвящается памяти крупнейшего филолога конца XX в. —
Дмитрия Сергеевича Лихачева, — которого я считаю своим Учителем в науке.
Его художественно-научная интуиция была просто захватывающей. Он произвел
на меня самое сильное впечатление на всю жизнь.
Благодарю тех, кто читал мою книгу в рукописи и сделал очень полезные
замечания — Â. Ï. Гребенюка, Â. Ì. Гуминского, À. Á. Êóäåëèíà, Â. Ì. Кириллина,
О. В. Гладкову, М. Ю. Люстрова, а также приношу особую благодарность
Á. Í. Òàðàñîâó, Â. È. Ôåäîðîâó, Ë. À. Софроновой и Ò. Â. Ìàðåëëî.
Но вынужден закончить свое вступительное слово чистосердечным признанием:
нынешняя жизнь заставляет осознать, что время романтических надежд
на гуманитарную науку осталось позади; поэтому чем нужны будут в
современном обществе такие книги, как эта, — не угадать; хотя так утешительна
мысль о том, что в новых условиях не исчезнет потребность в эстетических
впечатлениях от искусства и от литературы и, значит, в продолжении и
обновлении форм и методов их изучения.
Июль 2001 ã.
Стр.11