А. С. Хомяков. Автопортрет.
Вторая половина 1830-х гг.
Стр.2
А. С. Хомяковмыслитель,
п
поэт,ублицист
СБОРНИК СТАТЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,
СОСТОЯВШЕЙСЯ 14-17 АПРЕЛЯ 2004 года
в г. МОСКВЕ в ЛИТЕРАТУРНОМ ИНСТИТУТЕ
им. А. М. ГОРЬКОГО
ТОМ I
Я ЗЫКИ С ЛА ВЯНС КИХ К УЛ ЬТ У Р
МОС К ВА 2 0 0 7
© Языки славянских культур. Электронная версия книги. 2007
© Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.4
ББК 66.1(2)5
Х 76
Издание осуществлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект № 05-04-16114
Х 76
А. C. Хомяков — мыслитель, поэт, публицист: Сб. ст. по материалам
междунар. науч. конф., состоявшейся 14—17 апреля 2004 г. в г. Москве
в Литературном ин-те им. А. М. Горького. Т. 1 / Отв. ред.
Б. Н. Тарасов. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 728 c. (Вклейки
после с. 224, 512.)
ISSN 1726-135Х
ISBN 5-9551-0183-7
Предлагаемое издание включает в себя материалы международной конференции,
посвященной двухсотлетию одного из основателей славянофильства,
выдающемуся русскому мыслителю, поэту, публицисту А. С. Хомякову
и состоявшейся 14—17 апреля 2004 г. в Москве, в Литературном институте
им. А. М. Горького. В двухтомнике публикуются доклады и статьи по вопросам
богословия, философии, истории, социологии, славяноведения, эстетики,
общественной мысли, литературы, поэзии исследователей из ведущих академических
институтов и вузов России, а также из Украины, Латвии, Литвы,
Сербии, Хорватии, Франции, Италии, Германии, Финляндии. Своеобразие
личности и мировоззрения Хомякова, проблематика его деятельности и творчества
рассматриваются в актуальном современном контексте.
ББК 66.1(2)5
В оформлении переплета использована фотография А. С. Хомякова и «Троица» А. Рублева.
На фронтисписе автопортрет А. С. Хомякова (2-я пол. 1830-х гг.).
На форзаце генеалогическая линия Хомяковых.
ISBN 5-9551-0183-7
© Авторы, 2007
© Языки славянских культур, 2007
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
РАЗДЕЛ 1. А. С. ХОМЯКОВ КАК ЛИЧНОСТЬ И КАК МЫСЛИТЕЛЬ
Тарасов Б. Н. А. С. Хомяков как личность и как мыслитель . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Катасонов В. Н. А. С. Хомяков: целая цивилизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Буданцев Ю. П. Парадигма А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Егоров В. К. А. С. Хомяков — русский европеец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Воронин И. А. Личность и мировоззрение А. С. Хомякова в отечественной
и зарубежной историографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Солодкая Е. А. Русское западничество славянофила А. С. Хомякова:
дискурсивный парадокс национальной традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Рябий М. М. Алексей Степанович Хомяков в кругу Киреевских-Елагиных . . . . . 54
Золотусский И. П. А. С. Хомяков и Н. В. Гоголь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Пирожкова Т. Ф. А. С. Хомяков и Д. А. Валуев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Гаврюшин Н. К. «Признак настоящей веры…»:
А. С. Хомяков и Е. П. Ростопчина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Кузьмичева Л. В. А. С. Хомяков и сербский вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Лаптева Л. П. А. С. Хомяков и его связи с чешскими учеными . . . . . . . . . . . . . 106
Юркин И. Н. «Лет за двести в глубь старины»
(Из новых разысканий о предках А. С. Хомякова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
РАЗДЕЛ 2. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО В РУССКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
Громов М. Н. Славянофильство как мировоззрение,
идеология и философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Викторович В. А. «Выяснение» славянофильства:
от Хомякова к Достоевскому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Никитин В. А. Священник Павел Флоренский и А. С. Хомяков.
Парадоксы и метаморфозы славянофильства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Протоиерей Валентин Асмус. Критика А. С. Хомякова у П. А. Флоренского . . 159
Семенова С. Г. Славянофилы и Николай Федоров:
религиозно-философский диалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Воронин В. Е. Славянофильские идеи и «великие реформы»: общественные
взгляды великого князя Константина Николаевича . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Попов А. А. Влияние А. С. Хомякова на формирование философских
воззрений Ю. Ф. Самарина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Ястребова Н. Г. Славянофильские идеи Ф. Н. Глинки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Стр.6
6
Содержание
Зверев В. П. Общность духовно-эстетических взглядов
Ф. Н. Глинки и А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Каплин А. Д. Д. А. Хомяков как мыслитель и истолкователь «славянофильского»
учения А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Козырев А. П. А. С. Хомяков и кн. С. Н. Трубецкой: возможные перекрестья . . 225
Дубинина И. В., Кожевникова А. Д., Кожевников Д. А. Славянофильская
традиция в творчестве В. А. Кожевникова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Священник Евгений Гордейчик, Машкин А. Н. Творческий консерватизм
Льва Тихомирова: переосмысление наследия славянофилов . . . . . . . . . 241
Ермаков А. В. Взаимосвязь семейного и государственного начала
в консервативных просветительских проектах
А. С. Хомякова и С. П. Шевырева и система образования
николаевской России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Лазарев В. В. Целостность и трагичность в мирочувствовании . . . . . . . . . . . . . 253
Снетова Н. В. А. С. Хомяков и неославянофильство Н. Н. Страхова . . . . . . . . . 262
Козьмина М. А. А. С. Хомяков и неославянофильство начала ХХ века . . . . . . . 276
Ломоносов А. В. В. В. Розанов об А. С. Хомякове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Джимбинов С. Б. В. В. Розанов и А. С. Хомяков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Соболев А. В. Отец Георгий Флоровский и старшие славянофилы
(О гносеологическом родстве) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Захаров В. Н. Вопрос об А. С. Хомякове в журнале
братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Щербакова М. И. Продолжение идей славянофилов в переписке
И. С. Аксакова и Н. Н. Страхова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
Сергеев С. М. Славянофильское наследие в интерпретации Н. В. Устрялова . . 328
РАЗДЕЛ 3. БОГОСЛОВСКИЕ И ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ИДЕИ А. С. ХОМЯКОВА
Осипов А. И. Богословские воззрения А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Нижников С. А. Вера в творчестве А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Кавацца А. «Церковь одна» А. С. Хомякова в самаринской рукописи . . . . . . . . 355
Иеромонах Евфимий (Моисеев). Московская духовная академия
и славянофилы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Цвык И. В. А. С. Хомяков и духовно-академическая философия . . . . . . . . . . . . 375
Священник Валерий Степанов. Аскетический взгляд на человека и общество
церковных деятелей XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
Рогощенков И. К. Религиозное творчество, или Свобода мысли
в православии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
Закуренко А. Ю. «Кремль, Киев, Саровская пустынь»: представший
и становящийся образ Руси у А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
Федоров А. А. Метафизические основания «дела веры» у А. С. Хомякова . . . . . 417
Сузи В. Н. «Путь» А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
Стр.7
Содержание
7
Цимбаева Е. Н. А. С. Хомяков в полемике славянофилов и русских католиков
по вопросам Вселенской Церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
Антонов К. М. Миссионерские стратегии и тактики А. С. Хомякова . . . . . . . . . 437
Вёрн Д. Философские и богословские традиции Тюбингена и экклезиология
А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Воропаев В. А. Церковь одна: А. С. Хомяков и Н. В. Гоголь . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
Фетисенко О. Л. Неизвестный отзыв преподобного Амвросия Оптинского
и иеромонаха Климента (Зедергольма) о Хомякове . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
Карпенко Г. Ю. Проблема знания в богословском сочинении А. С. Хомякова
«Церковь одна» и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . . . . . . . . . . . 463
Священник К. Кравцов. Учитель Церкви или виртуозный пустослов?
Два взгляда из Серебряного века на богословие А. С. Хомякова . . . . . . 470
Пирог А. В. Взгляд западных и эмигрантских религиозных философов
на богословское творчество А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
Калитин П. В. Об однозначно-«интеллигентской» — «комильфо» —
дуально-благочестивому — Петру и всей
православно-секулярной — России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
Розов А. Н. Столетие со дня рождения А. С. Хомякова на страницах
церковной периодики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ А. С. ХОМЯКОВА
Евлампиев И. И. А. С. Хомяков и русская философия конца XIX —
начала ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
Куракина О. Д. А. С. Хомяков — основоположник самобытной
русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513
Кошарный В. П. Творческое наследие А. С. Хомякова и феномен
национальной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519
Суходуб Т. Д. Философия А. С. Хомякова как критика классического
рационализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Казин А. Л. Верующий разум. Основной принцип русской философии . . . . . . . 537
Смирнов М. А. «Философия всецелого разума» А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . 573
Новоселов О. Н. Воля и целостный разум как приобщение к реальности
(О философии А. С. Хомякова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 580
Треушников И. А. Философия А. С. Хомякова и П. А. Флоренского:
опыт сравнительного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585
Багинский В. В. Мотивы «Мыслей» Б. Паскаля в творчестве А. С. Хомякова . . 593
Гачева А. Г. Философия любви А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 598
Жулай В. И. Идея любви в этико-социальном учении А. С. Хомякова . . . . . . . . 614
Моторина Л. Е. Учение о человеке как личности в творчестве
А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 618
Скороходова С. И. Проблема творчества в философии
А. С. Хомякова и И. В. Киреевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622
Стр.8
8
Содержание
Корольков А. А. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский — основатели русской
философии просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 632
Мелих Ю. Б. Учение о личности А. С. Хомякова и Л. П. Карсавина . . . . . . . . . . 639
Сапрыкин Д. Л. Концепция образования А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 646
Михайлов В. В. Проблема социальных ограничений
в работах А. С. Хомякова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 662
Лазарева А. Н. А. С. Хомяков и пути осмысления нравственно-религиозного
идеала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 669
Ксенофонтов В. Н. Философско-нравственные идеи А. С. Хомякова
о войне и мире: содержание и преемственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 675
Ванюшина Е. Ф. Бердяевская рецепция философского наследия
А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 683
Силантьева М. В. Философия свободы русской неопатристики
(Н. Бердяев об А. Хомякове) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 693
Козлова Н. П. А. С. Хомяков и западная мысль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 706
Пугачев О. С. Социальная и индивидуальная оптика А. С. Хомякова:
романтический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 713
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 721
Стр.9
Предисловие
В предлагаемом вниманию читателя двухтомнике публикуются доклады международной
конференции, посвященной двухсотлетию А. С. Хомякова. 14—17 апреля
2004 года представители многих ведущих академических институтов и вузов,
священники и философы, историки и социологи, политологи и экономисты,
литературоведы и лингвисты, сотрудники музеев и библиотек из разных городов
России, а также из Украины, Латвии, Литвы, Сербии, Хорватии, Франции,
Италии, Германии, Финляндии собрались в Москве, в Литературном институте
им. А. М. Горького, чтобы отдать дань памяти этому замечательному мыслителю,
поэту и публицисту, по словам о. Павла Флоренского, «самому чистому и самому
благородному из великих людей новой русской истории», рассмотреть разнообразные
грани и подчеркнуть непреходящее актуальное значение его творчества.
Проблемы глобализации и национального культурноисторического самосознания
в свете духовного опыта Хомякова и славянофильской традиции, соборность и
текучая политика и геополитика, неославянофильство и неозападничество в сегодняшнем
контексте, православное и протестантское отношение к хозяйству, воспитание
книгой и образовательная концепция Хомякова, формирование под его
влиянием тенденций изобразительного искусства, хомяковское наследие в идеях
русских религиозных философов XX века и его восприятие на Западе, богословская
и историософская полемика вокруг его сочинений, Хомяков и славянский мир,
Хомяков и современная отечественная литература, новые разыскания о предках
Хомякова и его окружении — с обсуждением этих и многих других вопросов на
конференции теперь могут ознакомиться и читатели. Не все печатаемые материалы
равноценны по своему содержанию, глубине и адекватности в истолковании
многосторонней, сложной и объемной проблематики творчества Хомякова и ее
противоречивых отражений. Мы не производили никакого отбора (предоставляя
возможность высказаться как авторитетным, так и начинающим исследователям),
специально не сокращали и не правили тексты, дабы читатель сам мог оценить теперешнюю
панораму взглядов на его личность и деятельность. Эти взгляды порою
не совпадают друг с другом, а иногда и не соответствуют духу и смыслу произведений
Хомякова, страдают избыточным стремлением «осовременить» его мысль.
В любом случае конференция подтвердила живую преемственность традиции, без
которой невозможны подлинно плодотворное настоящее и будущее отечественной
истории и культуры.
Б. Н. Тарасов
Стр.10