Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

А.С. Хомяков — мыслитель, поэт, публицист. В 2 т. Т 1. (275,00 руб.)

0   0
АвторыТарасов Б. Н.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц758
ID175149
АннотацияПредлагаемое издание включает в себя материалы международной конференции, посвященной двухсотлетию одного из основателей славянофильства, выдающемуся русскому мыслителю, поэту, публицисту А. С. Хомякову и состоявшейся 14—17 апреля 2004 г. в Москве, в Литературном институте им. А. М. Горького. В двухтомнике публикуются доклады и статьи по вопросам богословия, философии, истории, социологии, славяноведения, эстетики, общественной мысли, литературы, поэзии исследователей из ведущих академических институтов и вузов России, а также из Украины, Латвии, Литвы, Сербии, Хорватии, Франции, Италии, Германии, Финляндии. Своеобразие личности и мировоззрения Хомякова, проблематика его деятельности и творчества рассматриваются в актуальном современном контексте.
Кому рекомендованоДля научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.
ISBN978-5-9551-0183-7
УДК94(47+57)
ББК66.1(2)5
А.С. Хомяков — мыслитель, поэт, публицист. В 2 т. Т 1. : сб. ст. по материалам междунар. науч. конф., состоявшейся 14—17 апреля 2004 г. в г. Москве в Литературном ин-те им. А.М. Горького / ред. Б.Н. Тарасов .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 758 с. : ил. — На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур; Вклейки после с. 224, 512; сведения об авторах: с. 721-724 .— ISBN 978-5-9551-0183-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/175149 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Славянофильство в русской истории и культуре Громов М. Н. <...> Славянофильские идеи и «великие реформы»: общественные . взгляды великого князя Константина Николаевича. <...> Отец Георгий Флоровский и старшие славянофилы . <...> Аскетический взгляд на человека и общество . церковных деятелей XIX века. <...> «Кремль, Киев, Саровская пустынь»: представший . и становящийся образ Руси у А. С. Хомякова. <...> Столетие со дня рождения А. С. Хомякова на страницах . церковной периодики. <...> А. С. Хомяков и русская философия конца XIX — . начала ХХ века. <...> Воля и целостный разум как приобщение к реальности . <...> А. С. Хомяков и И. В. Киреевский — основатели русской . философии просвещения . <...> Укорененность в гуще «семейственных» отношений культурной дворянской среды накладывала неповторимый отпечаток на быт и идеи славянофилов, что с легкой иронией отмечал П. А. Флоренский: «Они хотели бы и весь мир видеть устроенным по-родственному, как одно огромное чаепитие дружных родственников, собравшихся вечером поговорить о каком-нибудь хорошем вопросе» . <...> Верно отмечая «домашнее» влияние на формирование философских воззрений славянофилов, Флоренский, тем не менее, преувеличивает его значение. <...> А через три года, в один из вечеров у А. П. Елагиной, матери братьев Киреевских, Хомяков огласил положения своей статьи «О старом и новом» (1839), ставшей первоначальным программным документом нарождавшегося славянофильства: «Если ничего доброго и плодотворного не существовало в прежней жизни России, то нам приходится все черпать из жизни других народов, из собственных теорий, из примеров и трудов племен просвещенных эпох и из стремлений современных» . <...> Жадное и некритическое восприятие европейских уроков в отрыве от проникновения в сущность собственного национального опыта увеличивало, показывает Хомяков, разрыв между самобытной жизнью и заимствованным просвещением, усиливало отделение высших слоев общества от народа, приводило к забвению духовной сущности родной <...>
А. С. Хомяков_—_мыслитель,_поэт,_публицист._Т. 1_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
А. С. Хомяков_—_мыслитель,_поэт,_публицист._Т. 1_.pdf
Стр.1
А. С. Хомяков. Автопортрет. Вторая половина 1830-х гг.
Стр.2
А. С. Хомяковмыслитель, п поэт,ублицист СБОРНИК СТАТЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, СОСТОЯВШЕЙСЯ 14-17 АПРЕЛЯ 2004 года в г. МОСКВЕ в ЛИТЕРАТУРНОМ ИНСТИТУТЕ им. А. М. ГОРЬКОГО ТОМ I Я ЗЫКИ С ЛА ВЯНС КИХ К УЛ ЬТ У Р МОС К ВА 2 0 0 7 © Языки славянских культур. Электронная версия книги. 2007 © Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.4
ББК 66.1(2)5 Х 76 Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 05-04-16114 Х 76 А. C. Хомяков — мыслитель, поэт, публицист: Сб. ст. по материалам междунар. науч. конф., состоявшейся 14—17 апреля 2004 г. в г. Москве в Литературном ин-те им. А. М. Горького. Т. 1 / Отв. ред. Б. Н. Тарасов. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 728 c. (Вклейки после с. 224, 512.) ISSN 1726-135Х ISBN 5-9551-0183-7 Предлагаемое издание включает в себя материалы международной конференции, посвященной двухсотлетию одного из основателей славянофильства, выдающемуся русскому мыслителю, поэту, публицисту А. С. Хомякову и состоявшейся 14—17 апреля 2004 г. в Москве, в Литературном институте им. А. М. Горького. В двухтомнике публикуются доклады и статьи по вопросам богословия, философии, истории, социологии, славяноведения, эстетики, общественной мысли, литературы, поэзии исследователей из ведущих академических институтов и вузов России, а также из Украины, Латвии, Литвы, Сербии, Хорватии, Франции, Италии, Германии, Финляндии. Своеобразие личности и мировоззрения Хомякова, проблематика его деятельности и творчества рассматриваются в актуальном современном контексте. ББК 66.1(2)5 В оформлении переплета использована фотография А. С. Хомякова и «Троица» А. Рублева. На фронтисписе автопортрет А. С. Хомякова (2-я пол. 1830-х гг.). На форзаце генеалогическая линия Хомяковых. ISBN 5-9551-0183-7 © Авторы, 2007 © Языки славянских культур, 2007
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 РАЗДЕЛ 1. А. С. ХОМЯКОВ КАК ЛИЧНОСТЬ И КАК МЫСЛИТЕЛЬ Тарасов Б. Н. А. С. Хомяков как личность и как мыслитель . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Катасонов В. Н. А. С. Хомяков: целая цивилизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Буданцев Ю. П. Парадигма А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Егоров В. К. А. С. Хомяков — русский европеец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Воронин И. А. Личность и мировоззрение А. С. Хомякова в отечественной и зарубежной историографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Солодкая Е. А. Русское западничество славянофила А. С. Хомякова: дискурсивный парадокс национальной традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Рябий М. М. Алексей Степанович Хомяков в кругу Киреевских-Елагиных . . . . . 54 Золотусский И. П. А. С. Хомяков и Н. В. Гоголь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Пирожкова Т. Ф. А. С. Хомяков и Д. А. Валуев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Гаврюшин Н. К. «Признак настоящей веры…»: А. С. Хомяков и Е. П. Ростопчина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Кузьмичева Л. В. А. С. Хомяков и сербский вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Лаптева Л. П. А. С. Хомяков и его связи с чешскими учеными . . . . . . . . . . . . . 106 Юркин И. Н. «Лет за двести в глубь старины» (Из новых разысканий о предках А. С. Хомякова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 РАЗДЕЛ 2. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО В РУССКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ Громов М. Н. Славянофильство как мировоззрение, идеология и философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Викторович В. А. «Выяснение» славянофильства: от Хомякова к Достоевскому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Никитин В. А. Священник Павел Флоренский и А. С. Хомяков. Парадоксы и метаморфозы славянофильства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Протоиерей Валентин Асмус. Критика А. С. Хомякова у П. А. Флоренского . . 159 Семенова С. Г. Славянофилы и Николай Федоров: религиозно-философский диалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Воронин В. Е. Славянофильские идеи и «великие реформы»: общественные взгляды великого князя Константина Николаевича . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 Попов А. А. Влияние А. С. Хомякова на формирование философских воззрений Ю. Ф. Самарина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 Ястребова Н. Г. Славянофильские идеи Ф. Н. Глинки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Стр.6
6 Содержание Зверев В. П. Общность духовно-эстетических взглядов Ф. Н. Глинки и А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Каплин А. Д. Д. А. Хомяков как мыслитель и истолкователь «славянофильского» учения А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 Козырев А. П. А. С. Хомяков и кн. С. Н. Трубецкой: возможные перекрестья . . 225 Дубинина И. В., Кожевникова А. Д., Кожевников Д. А. Славянофильская традиция в творчестве В. А. Кожевникова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 Священник Евгений Гордейчик, Машкин А. Н. Творческий консерватизм Льва Тихомирова: переосмысление наследия славянофилов . . . . . . . . . 241 Ермаков А. В. Взаимосвязь семейного и государственного начала в консервативных просветительских проектах А. С. Хомякова и С. П. Шевырева и система образования николаевской России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 Лазарев В. В. Целостность и трагичность в мирочувствовании . . . . . . . . . . . . . 253 Снетова Н. В. А. С. Хомяков и неославянофильство Н. Н. Страхова . . . . . . . . . 262 Козьмина М. А. А. С. Хомяков и неославянофильство начала ХХ века . . . . . . . 276 Ломоносов А. В. В. В. Розанов об А. С. Хомякове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 Джимбинов С. Б. В. В. Розанов и А. С. Хомяков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Соболев А. В. Отец Георгий Флоровский и старшие славянофилы (О гносеологическом родстве) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 Захаров В. Н. Вопрос об А. С. Хомякове в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305 Щербакова М. И. Продолжение идей славянофилов в переписке И. С. Аксакова и Н. Н. Страхова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 Сергеев С. М. Славянофильское наследие в интерпретации Н. В. Устрялова . . 328 РАЗДЕЛ 3. БОГОСЛОВСКИЕ И ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. С. ХОМЯКОВА Осипов А. И. Богословские воззрения А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 Нижников С. А. Вера в творчестве А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 Кавацца А. «Церковь одна» А. С. Хомякова в самаринской рукописи . . . . . . . . 355 Иеромонах Евфимий (Моисеев). Московская духовная академия и славянофилы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 Цвык И. В. А. С. Хомяков и духовно-академическая философия . . . . . . . . . . . . 375 Священник Валерий Степанов. Аскетический взгляд на человека и общество церковных деятелей XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379 Рогощенков И. К. Религиозное творчество, или Свобода мысли в православии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 Закуренко А. Ю. «Кремль, Киев, Саровская пустынь»: представший и становящийся образ Руси у А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399 Федоров А. А. Метафизические основания «дела веры» у А. С. Хомякова . . . . . 417 Сузи В. Н. «Путь» А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
Стр.7
Содержание 7 Цимбаева Е. Н. А. С. Хомяков в полемике славянофилов и русских католиков по вопросам Вселенской Церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433 Антонов К. М. Миссионерские стратегии и тактики А. С. Хомякова . . . . . . . . . 437 Вёрн Д. Философские и богословские традиции Тюбингена и экклезиология А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 Воропаев В. А. Церковь одна: А. С. Хомяков и Н. В. Гоголь . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 Фетисенко О. Л. Неизвестный отзыв преподобного Амвросия Оптинского и иеромонаха Климента (Зедергольма) о Хомякове . . . . . . . . . . . . . . . . . 457 Карпенко Г. Ю. Проблема знания в богословском сочинении А. С. Хомякова «Церковь одна» и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . . . . . . . . . . . 463 Священник К. Кравцов. Учитель Церкви или виртуозный пустослов? Два взгляда из Серебряного века на богословие А. С. Хомякова . . . . . . 470 Пирог А. В. Взгляд западных и эмигрантских религиозных философов на богословское творчество А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 Калитин П. В. Об однозначно-«интеллигентской» — «комильфо» — дуально-благочестивому — Петру и всей православно-секулярной — России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482 Розов А. Н. Столетие со дня рождения А. С. Хомякова на страницах церковной периодики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492 РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ А. С. ХОМЯКОВА Евлампиев И. И. А. С. Хомяков и русская философия конца XIX — начала ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 Куракина О. Д. А. С. Хомяков — основоположник самобытной русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513 Кошарный В. П. Творческое наследие А. С. Хомякова и феномен национальной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519 Суходуб Т. Д. Философия А. С. Хомякова как критика классического рационализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525 Казин А. Л. Верующий разум. Основной принцип русской философии . . . . . . . 537 Смирнов М. А. «Философия всецелого разума» А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . 573 Новоселов О. Н. Воля и целостный разум как приобщение к реальности (О философии А. С. Хомякова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 580 Треушников И. А. Философия А. С. Хомякова и П. А. Флоренского: опыт сравнительного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585 Багинский В. В. Мотивы «Мыслей» Б. Паскаля в творчестве А. С. Хомякова . . 593 Гачева А. Г. Философия любви А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 598 Жулай В. И. Идея любви в этико-социальном учении А. С. Хомякова . . . . . . . . 614 Моторина Л. Е. Учение о человеке как личности в творчестве А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 618 Скороходова С. И. Проблема творчества в философии А. С. Хомякова и И. В. Киреевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622
Стр.8
8 Содержание Корольков А. А. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский — основатели русской философии просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 632 Мелих Ю. Б. Учение о личности А. С. Хомякова и Л. П. Карсавина . . . . . . . . . . 639 Сапрыкин Д. Л. Концепция образования А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 646 Михайлов В. В. Проблема социальных ограничений в работах А. С. Хомякова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 662 Лазарева А. Н. А. С. Хомяков и пути осмысления нравственно-религиозного идеала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 669 Ксенофонтов В. Н. Философско-нравственные идеи А. С. Хомякова о войне и мире: содержание и преемственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 675 Ванюшина Е. Ф. Бердяевская рецепция философского наследия А. С. Хомякова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 683 Силантьева М. В. Философия свободы русской неопатристики (Н. Бердяев об А. Хомякове) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 693 Козлова Н. П. А. С. Хомяков и западная мысль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 706 Пугачев О. С. Социальная и индивидуальная оптика А. С. Хомякова: романтический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 713 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 721
Стр.9
Предисловие В предлагаемом вниманию читателя двухтомнике публикуются доклады международной конференции, посвященной двухсотлетию А. С. Хомякова. 14—17 апреля 2004 года представители многих ведущих академических институтов и вузов, священники и философы, историки и социологи, политологи и экономисты, литературоведы и лингвисты, сотрудники музеев и библиотек из разных городов России, а также из Украины, Латвии, Литвы, Сербии, Хорватии, Франции, Италии, Германии, Финляндии собрались в Москве, в Литературном институте им. А. М. Горького, чтобы отдать дань памяти этому замечательному мыслителю, поэту и публицисту, по словам о. Павла Флоренского, «самому чистому и самому благородному из великих людей новой русской истории», рассмотреть разнообразные грани и подчеркнуть непреходящее актуальное значение его творчества. Проблемы глобализации и национального культурно­исторического самосознания в свете духовного опыта Хомякова и славянофильской традиции, соборность и текучая политика и геополитика, неославянофильство и неозападничество в сегодняшнем контексте, православное и протестантское отношение к хозяйству, воспитание книгой и образовательная концепция Хомякова, формирование под его влиянием тенденций изобразительного искусства, хомяковское наследие в идеях русских религиозных философов XX века и его восприятие на Западе, богословская и историософская полемика вокруг его сочинений, Хомяков и славянский мир, Хомяков и современная отечественная литература, новые разыскания о предках Хомякова и его окружении — с обсуждением этих и многих других вопросов на конференции теперь могут ознакомиться и читатели. Не все печатаемые материалы равноценны по своему содержанию, глубине и адекватности в истолковании многосторонней, сложной и объемной проблематики творчества Хомякова и ее противоречивых отражений. Мы не производили никакого отбора (предоставляя возможность высказаться как авторитетным, так и начинающим исследователям), специально не сокращали и не правили тексты, дабы читатель сам мог оценить теперешнюю панораму взглядов на его личность и деятельность. Эти взгляды порою не совпадают друг с другом, а иногда и не соответствуют духу и смыслу произведений Хомякова, страдают избыточным стремлением «осовременить» его мысль. В любом случае конференция подтвердила живую преемственность традиции, без которой невозможны подлинно плодотворное настоящее и будущее отечественной истории и культуры. Б. Н. Тарасов
Стр.10