АСДГ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ1
Участники конференции, представляющие 27 городов Сибири и Дальнего Востока, отмечают, что в
ходе
реализации
Федерального
закона
от
06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и связанных с ним других федеральных
законов возникает комплекс сложных проблем, в
том числе в сфере экономики и финансов. <...> а) явное несоответствие доходной базы местных
бюджетов их расходным обязательствам, что ставит
муниципальные образования в полную зависимость
от решений, принимаемых субъектами РФ. <...> Это будет негативно сказываться на самостоятельности
муниципальных образований, особенно в вопросах
перспективного планирования; <...> б) чрезмерно жесткие и непродуманные ограничения на состав муниципального имущества, предусмотренные статьей 50 Федерального закона
№131-ФЗ, которые не учитывают все многообразие
местных условий. <...> Предметом законодательного
ограничения должны быть виды хозяйственной деятельности муниципальных образований, а не состав
их имущества; <...> в) разделом IV Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 г. №188-ФЗ) предусмотрено наличие у муниципальных образований
жилых помещений специализированного жилищного фонда: служебные жилые помещения, общежития, маневренный фонд и др., тогда как закон
№131-ФЗ допускает наличие в муниципальной собственности только жилищного фонда социального
использования. <...> В связи с этим будет невозможно
предусматривать в местных бюджетах финансовые
средства на содержание специализированного жилищного фонда; <...> г) полномочия органов местного самоуправления
по организации сбора статистических показателей,
характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (п. <...> 17 закона №131-ФЗ), не могут быть реализова1
Рекомендации
25 марта 2005 г.
конференции
в <...> г. Красноярске
ны на практике, поскольку отсутствует установленный Правительством <...>
Нормативно-правовая_база_формирования_местных_бюджетов.pdf
АСДГ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ1
Участники конференции, представляющие 27 городов
Сибири и Дальнего Востока, отмечают, что в
ходе реализации Федерального закона от
06.10.2003 ¹131-ÔÇ «Îá общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
и связанных с ним других федеральных
законов возникает комплекс сложных проблем, в
том числе в сфере экономики и финансов.1
Среди таких проблем особо отмечены следующие:
à)
явное несоответствие доходной базы местных
бюджетов их расходным обязательствам, что ставит
муниципальные образования в полную зависимость
от решений, принимаемых субъектами РФ. Это будет
негативно сказываться на самостоятельности
муниципальных образований, особенно в вопросах
перспективного планирования;
б) чрезмерно жесткие и непродуманные ограничения
на состав муниципального имущества, предусмотренные
статьей 50 Федерального закона
¹131-ФЗ, которые не учитывают все многообразие
местных условий. Предметом законодательного
ограничения должны быть виды хозяйственной деятельности
муниципальных образований, а не состав
их имущества;
в) разделом IV Жилищного кодекса РФ (Федеральный
закон от 29.12.2004 ã. ¹188-ÔÇ) предусмотрено
наличие у муниципальных образований
жилых помещений специализированного жилищного
фонда: служебные жилые помещения, общежития,
маневренный фонд и др., тогда как закон
¹131-ФЗ допускает наличие в муниципальной собственности
только жилищного фонда социального
использования. В связи с этим будет невозможно
предусматривать в местных бюджетах финансовые
средства на содержание специализированного жилищного
фонда;
г) полномочия органов местного самоуправления
по организации сбора статистических показателей,
характеризующих состояние экономики и социальной
сферы муниципального образования (п. 6 ч. 1
ñò. 17 закона ¹131-ÔÇ), не могут быть реализова1
Рекомендации конференции в г. Красноярске
25 марта 2005 ã.
ны на практике, поскольку отсутствует установленный
Правительством РФ порядок предоставления
органам местного самоуправления статистических
показателей налоговыми органами, органами федерального
казначейства, государственными внебюджетными
фондами и хозяйственными обществами,
действующими на территории муниципального
образования. В свою очередь, без таких показателей
невозможна разработка планов и программ
комплексного социально-экономического развития
муниципальных образований, а также местных
бюджетов. Отсутствие трудоемкой работы по сбору
статистических показателей в перечне вопросов
местного значения не позволяет предусматривать в
бюджетах средства на ее выполнение;
д) в Федеральном законе ¹131-ФЗ недостаточно
четко проведено разграничение по ряду полномочий
(предоставление образовательных услуг,
охрана общественного порядка, пожарная безопасность,
охрана окружающей среды, ГО и ЧС и мобилизационная
подготовка). Это не позволяет обоснованно
определять размеры бюджетных средств
на выполнение соответствующих расходных обязательств;
å)
отсутствует нормативная база для определения
субъектами РФ уровня расчетной бюджетной
обеспеченности поселений, муниципальных районов
и городских округов, определенного в качестве
критерия для предоставления бюджетных дотаций.
В ÷. 4 ñò. 60 и ÷. 2 ñò. 61 закона ¹131-ÔÇ óêàçàíî,
что эти уровни должны определяться субъектами
РФ в соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса РФ, однако в самом Бюджетном кодексе
такие требования не сформулированы. Это открывает
возможности установления законами субъектов
РФ сколь угодно низких критериальных уровней,
ссылаясь на дефицит бюджета субъекта РФ;
ж) отсутствуют федеральные и региональные государственные
минимальные социальные стандарты,
в соответствии с которыми будут определяться нормативы
для определения объемов субвенций, предоставляемых
местным бюджетам для осуществления
отдельных государственных полномочий (п. 3
÷. 6 ñò. 19 закона ¹131-ÔÇ). Это открывает возможАСДГ.
Нормативно-правовая база формирования местных бюджетов
17
Стр.1