Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лексическая структура художественных текстов А.И. Куприна как материал для школьного тематического словаря (тематическая группа «Внешность человека»). – СПб.: САГА, 2010. С. 564–568.

0   0
АвторыКотцова Елена Евгеньевна
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID168826
АннотацияЦель данной статьи – дать характеристику основных принципов создания школьного тематического словаря и показать возможности отражения лексической структуры художественных текстов А.И. Куприна (ключевые слова ТГ «Внешность женщин» и их системные связи) в динамической, иллюстративной, части такого словаря.
Лексическая структура художественных текстов А.И. Куприна как материал для школьного тематического словаря (тематическая группа «Внешность человека»). – СПб.: САГА, 2010. С. 564–568. / Е.Е. Котцова .— : [Б.и.], 2010 .— 5 с. — URL: https://rucont.ru/efd/168826 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лексическая структура художественных текстов А.И. Куприна как материал для школьного тематического словаря (тематическая группа «Внешность человека») [Текст] / Е.Е. Котцова, Т.Ф. Кожевникова // Слово. <...> Словесность: Текст словаря и контекст лексикографии : материалы Всероссийской научной конференции. <...> ). Котцова Е.Е., Кожевникова Т. (г. Архангельск) Лексическая структура художественных текстов А.И. Куприна как материал для школьного тематического словаря (тематическая группа «Вне шность человека») Известно, что лексика, связанная с одной темой, лучше запоминается, а значит, быстрее пополняется словарный запас индивида. <...> Чем больше слов и сочетаний по теме знает человек, тем более совершенным по форме и содержанию будет его высказывание. <...> Результаты работы по развитию речи учащихся на уроках словесности, по изучению лексики на системно-тематической основе можно фиксировать в словаре-справочнике нового типа – в школьном тематическом словаре. <...> Несмотря на активное развитие учебной лексикографии, в т.ч. идеографии, на рубеже ХХ–ХХI веков, школьного тематического словаря для русской школы до сих пор нет. <...> Их авторы-составители (Л.Г. Саяхова, А.Н. Тихонов и др.) отбирали для учащихся национальных школ минимум русской лексики, в основном частотные ключевые существительные и глаголы в рамках той или иной тематической группы. <...> В этих изданиях ценным является опыт тематической рубрикации русской лексики с указанием тем и подтем, а также лексический минимум в основном из существительных и глаголов, отобранный для тематических групп. <...> Однако сочетаемость ключевых слов в таких словарях была представлена минимально. <...> Тематические словари, появившиеся в конце ХХ – начале ХХI веков, созданные под руководством таких известных лексикологов и лексикографов, как В.В. Морковкин, Л.Г. Саяхова, Н.Ю. Шведова, Л.Г. Бабенко, Л.М. Васильев, О.С. Баранов, несомненно, с одержат ценнейший системно организованный лексический материал <...>
Лексическая_структура_художественных_текстов_А.И._Куприна_как_материал_для_школьного_тематического_словаря_(тематическая_группа_«Внешность_человека»)._–_СПб._САГА,_2010._С._564–568._.pdf
Котцова Е.Е., Кожевникова Т.Ф. Лексическая структура художественных текстов А.И. Куприна как материал для школьного тематического словаря (тематическая группа «Внешность человека») [Текст] / Е.Е. Котцова, Т.Ф. Кожевникова // Слово. Словарь. Словесность: Текст словаря и контекст лексикографии : материалы Всероссийской научной конференции. – СанктПетербург, 11–13 ноября 2009 г. / отв. ред. В.Д.Черняк; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: САГА, 2010. С. 564–568. (0,25 п.л.). Котцова Е.Е., Кожевникова Т. (г. Архангельск) Лексическая структура художественных текстов А.И. Куприна как материал для школьного тематического словаря (тематическая группа «Внешность человека») Известно, что лексика, связанная с одной темой, лучше запоминается, а значит, быстрее пополняется словарный запас индивида. Чем больше слов и сочетаний по теме знает человек, тем более совершенным по форме и содержанию будет его высказывание. Результаты работы по развитию речи учащихся на уроках словесности, по изучению лексики на системно-тематической основе можно фиксировать в словаре-справочнике нового типа – в школьном тематическом словаре. Несмотря на активное развитие учебной лексикографии, в т.ч. идеографии, на рубеже ХХ–ХХI веков, школьного тематического словаря для русской школы до сих пор нет. В 60-х – начале 70-х гг. появились первые тематические словари для национальных школ Таджикистана, Узбекистана, Эстонии и Башкирии. Их авторы-составители (Л.Г. Саяхова, А.Н. Тихонов и др.) отбирали для учащихся национальных школ минимум русской лексики, в основном частотные ключевые существительные и глаголы в рамках той или иной тематической группы. В этих изданиях ценным является опыт тематической рубрикации русской лексики с указанием тем и подтем, а также лексический минимум в основном из существительных и глаголов, отобранный для тематических групп. Однако сочетаемость ключевых слов в таких словарях была представлена минимально. Тематические словари, появившиеся в конце ХХ – начале ХХI веков, созданные под руководством таких известных лексикологов и лексикографов, как В.В. Морковкин, Л.Г. Саяхова, Н.Ю. Шведова, Л.Г. Бабенко, Л.М. Васильев, О.С. Баранов, несомненно, содержат ценнейший системно организованный лексический материал. Однако эти
Стр.1
словари являются или малодоступными изданиями или не совсем пригодными для школьной аудитории, т.к. больше ориентированы на студентов и ученыхлингвистов. Цель данной статьи – дать характеристику основных принципов создания школьного тематического словаря и показать возможности отражения лексической структуры художественных текстов А.И. Куприна (ключевые слова ТГ «Внешность женщин» и их системные связи) в динамической, иллюстративной, части такого словаря. Основными принципами систематизации лексического материала в школьном тематическом словаре должны стать системно-тематический, когнитивнопрагматический принципы, а также принцип экономии в отборе лексического материала. Системно-тематический принцип предполагает организацию лексического материала, отражающую не только парадигматические и деривационные, но и синтагматические связи ключевых слов. Когнитивно-прагматический принцип предполагает отбор тематических групп и лексического материала для них с учетом тем, актуальных для развития речи учащихся, школьных лексических минимумов для 5–9 классов, а также ориентацию на анализ лексической структуры текстов программных художественных произведений. Такими «сквозными» темами, в рамках которых проводится работа по развитию речи, по подготовке учащихся к написанию творческих работ, являются «Природа в разные времена года (летом, осенью, зимой, весной», «Внешность, внешний вид человека», «Профессия», «Искусство (архитектура, живопись, театр, музыка)», «Спорт», общественно-политическая лексика. Школьники на протяжении ряда лет, с 5 по 9 классы, могут накапливать лексический материал для словарных статей такого словаря на уроках русского языка и литературы. Словарные статьи с заглавными (наиболее частотными) ключевыми словами тематических групп постепенно будут заполняться их синонимами, антонимами, паронимами, однокоренными словами. В анализе лексического окружения ключевых слов основное внимание должно быть уделено поиску и
Стр.2