С.А.ЛЕБЕДЕВА
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ПОДХОД В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ
ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ И
ШКОЛЬНИКОВ
ББК 741 Р32
УДК 3732
Л33
Печатается по решению редакционно – издательского совета
«Шуйского государственного педагогического университета»
Рецензенты:
Турчин А.С. – кандидат психологических наук
Щеглова Т.М. – кандидат психологических наук
Лебедева С.А., кандидат психологических наук. <...> Развитие творческого мышления и творческого
воображения в условиях предшкольного и школьного обучения ........72 <...> Дифференциация детей в каждом возрасте по их
творческому потенциалу весьма значительна – от умственной
отсталости до высокой талантливости и общей одаренности. <...> Обучение
и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную
модель творческого развития человека. <...> В современных исследованиях одаренность определяется
многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и
личностные характеристики. <...> Проблема одаренности в настоящее время становится все более
актуальной. <...> Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается
как отклонение от нормы или негативизм. <...> Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи
взрослых, в особом внимании и руководстве. <...> Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не
только к себе, но и к окружающему. <...> Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят
перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к
эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. <...> Многие
психологические принципы развития творчества у детей дошкольного
и младшего школьного возраста выдвинули Н.Н.Поддьяков, <...> Особенно ценна его
разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно
структурировал это психологическое явление. <...> Происходящие в системе дошкольного и школьного
образования изменения:
ориентация на гуманизацию педагогической работы;
создание условий для развития индивидуальности ребенка –
позволяет <...>
Личностно-ориентированный_подход_в_развитии_и_обучении_одаренных_дошкольников_и_школьников.pdf
С.А.ЛЕБЕДЕВА
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ПОДХОД В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ
ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ И
ШКОЛЬНИКОВ
Стр.1
ББК 741 Р32
УДК 3732
Л33
Печатается по решению редакционно – издательского совета
«Шуйского государственного педагогического университета»
Рецензенты:
Турчин А.С. – кандидат психологических наук
Щеглова Т.М. – кандидат психологических наук
Лебедева С.А., кандидат психологических наук. Личностно –
ориентированный подход в развитии и обучении одаренных
дошкольников и школьников.
Учебные материалы курса по выбору. – Шуя, ШГПУ, 2005 - 85с.
Учебные материалы предназначены студентам, обучающимся
по специальностям: 031200 «Педагогика и методика начального
образования» и 030900 «Дошкольная педагогика и психология»;
воспитателям дошкольных учреждений, учителям, психологам.
«Шуйский государственный педагогический университет», 2005
Разработка и составление Лебедева С.А.
1
Стр.2
Содержание
Введение ......................................................................................................3
I. Характеристика проблемы одаренности ..........................................5
1.1. Определение понятий способность, одаренность.
Возрастные характеристики .......................................................................5
1.2. Кризисы детской одаренности. Характеристика видов
одаренности детей .....................................................................................13
1.3. Познавательная потребность, ее уровни и формы ...............25
II. Диагностика, развитие и обучение одаренных детей ..................37
2.1. Диагностика способностей и одаренности детей ................37
2.2. Основные подходы к обучению одаренных детей ..............55
2.3. Воспитание и обучение одаренных детей в детском саду и
школе ..........................................................................................................62
2.4. Развитие творческого мышления и творческого
воображения в условиях предшкольного и школьного обучения ........72
2.5. Программы обучения одаренных детей ................................75
2.6. Работа с родителями одаренных детей .................................76
Заключение ...............................................................................................81
Литература ................................................................................................82
Приложение:
1 – тест П.Торранса ........................................................................83
2 – анкета Ф.Татл и Л.Бекер ..........................................................84
2
Стр.3