Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Сибирский филологический журнал

Сибирский филологический журнал №2 2009 (55,00 руб.)

0   0
Страниц236
ID155475
АннотацияВсероссийский научный журнал.В журнале публикуются материалы и статьи по лингвистике, литературоведению, фольклористике и сибиреведению, в том числе по тюркологии и финно-угроведению. В журнале также регулярно публикуется информация о проведении филологических конференций и научных совещаний в сибирских научных институтах и университетах, о прошедших защитах в диссертационных советах, рецензии на научные труды, аннотированные списки книг, опубликованных в сибирских издательствах. В целом журнал выступает единым научно-информационным органом, объединяющим филологические науки всех научно-образовательных центров Сибири.
Сибирский филологический журнал .— 2009 .— №2 .— 236 с. — URL: https://rucont.ru/efd/155475 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Г. Падерина Институт мировой литературы РАН, Москва Теснота речевого ряда в «Игроках» Гоголя: К постановке вопроса о специфике драматургического мотива Аннотация: В теории мотива наблюдается явный недостаток внимания к специфике драматургического мотива и к механизмам функционирования слова в драматургии с «прозаическим» оформлением речевого ряда. <...> В статье предпринята попытка описать специфические особенности части мотивов гоголевской комедии «Игроки», обосновать единичную возможность привлечения «чужеродного» инструментария анализа повествовательного мотива и привлечь внимание теоретиков к названной проблеме. <...> Ключевые слова: Комедиография, речевой ряд, функция слова в драме, драматургический мотив. <...> И, если практическое изучение повествовательных и поэтических мотивов опирается на результаты далеко не первичного этапа теоретического обобщения, то исследование в мотивном аспекте драматургических текстов на данный момент требует в каждом конкретном случае выработки частных критериев, как при выделении той или иной целостности, качественно соответствующей мотиву, так и при адаптации к особой ситуации (драматическому 1 Нередко возникает и путаница; например, то, что Томашевский называет «мотивом узнания» [Томашевский, 1982, с. <...> В этой связи, кроме общей проблемы внутритекстового генезиса мотива на стадии развертывания фабульной основы в сюжетное целое (а сюжетообразование в драматургии специфическое по определению), особым проблемным пунктом (с точки зрения теоретического оснащения) является трансформация повествовательных или поэтических мотивов в драматургическом тексте, поскольку встает вопрос о дифференциации авторского концептуального отношения к реципируемому мотиву и собственно родового влияния на функционирование поэтического или прозаического мотива (даже явно предикативного типа) в специфическом – драматургическом – сюжете. <...> Тыняновым понятие «тесноты <...>
Сибирский_филологический_журнал_№2_2009.pdf
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ Е.Г. Падерина Институт мировой литературы РАН, Москва Теснота речевого ряда в «Игроках» Гоголя: К постановке вопроса о специфике драматургического мотива Аннотация: В теории мотива наблюдается явный недостаток внимания к специфике драматургического мотива и к механизмам функционирования слова в драматургии с «прозаическим» оформлением речевого ряда. Сюжет пьесы Гоголя «Игроки» «соткан» из литературно-театральных клише, подчиненных пародийной и диалогической функции, а потому наиболее жестко обнажает теоретическое косноязычие в этой сфере. В статье предпринята попытка описать специфические особенности части мотивов гоголевской комедии «Игроки», обосновать единичную возможность привлечения «чужеродного» инструментария анализа повествовательного мотива и привлечь внимание теоретиков к названной проблеме. The theory of dramaturgic motives in literature is generally poorly developed. This, for instance, is evident in the case of Gogol's play "The Gambles", which builds entirely on literature and theatrical clichés to achieve travesty. In this regard the description of a motive becomes much more complicated. The author of the article attempts to educe the specifics of some motives in Gogol’s play “The Gamblers”. Ключевые слова: Комедиография, речевой ряд, функция слова в драме, драматургический мотив. Comedy, dramaturgic motif, Gogol, prose dialogue and speech. УДК: 821.161.1.0. Контактная информация: Москва, ул. Поварская, 25а. ИМЛИ РАН. Тел. (495) 6905030. E-mail: kbogan@yandex.ru. Гоголевское творчество не раз ставило литературоведение перед фактом несостоятельности наличного аналитического инструментария и языка описания, в случае с «Игроками» – одним из поистине «темных» мест является сфера мотивов пьесы. Пародирование Гоголем стереотипов драматургического, в частности, языка [Лотман, 1996, с. 11–35], организующее часть зрительских и читательских аберраций восприятия и «герметичность» интриги, театрализация действия, закрепляющая миражный эффект, и т.п. – ставят под сомнение возможность применения привычных аналитических приемов распознавания и описания тем и мотивов. В частности, большая, по определению, чем в повествовательном и поэтическом тексте, суверенность драматургического героя в нашем случае осложнена еще тем, что движущий действие комедийный интриган (Утешительный) — является автором вставного спектакля, пародирующего литературно-театральные клише (а театральному делу отводится 10 из 25 явлений [Падерина, 2004, с. 23– 32]), в том числе – традиционные мотивы; кроме этого – параболическая структура текста, или конструктивно/деструктивный принцип организации, по Лотману [Лотман, 1996, с. 11–35], реализует себя в том, кроме прочего, что первоначально воспринятое (или аналитически распознанное) значение того или иного компонента (поступка и произнесенного слова в том числе) отвергается (и/или профанируется), но затем вновь получает свою «законную» силу (и наоборот); к этому 5
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.