Мотив добывания одежды или обуви невесты и мотив одежды для свадьбы других героев (или так или иначе связанный с заключением брака) занимают в русской народной волшебной сказке одно из ведущих
мест среди мотивов состояний тела героя-человека. <...> В сказке с контаминацией сюжетов 313 Чудесное бегство и 314 Чудесное
бегство с помощью коня кража платья героини позволяет герою заручиться ее
помощью. <...> Старичок учит героя, как получить понравившуюся ему девушку в жены: В ето время, колды оне будут баловать и купаться, и ты затаись, старайся
как у одной одежу укрась [Сказки Дмитрия Асламова, 1991, с. <...> Мотив добывания подвенечного
платья невесты как свадебное испытание жениха (до свадьбы) характерен для
русской народной волшебной сказки. <...> Мотив добывания подвенечного платья для
невесты может быть двух видов: дается задание достать конкретное платье (которое было или как то, которое было у героини), или достать платье необычного
вида, которого раньше у героини не было. <...> Мотив добывания конкретного свадебного платья невесты характерен для
сказок на сюжет 301А, В Три подземных царства. <...> В сказке с контаминацией сюжетов 300А Бой на калиновом мосту, 301А, В
Три подземных царства, 3021 Смерть Кащея в яйце старшая царевна просит мастера сшить платья по образцу: Возьмитесь мне три вещи сделать – ботинки, венцы и платье. <...> В сказке с контаминацией сюжетов 531 Конек-горбунок и 460В Путешествие к солнцу мотив добывания одежды с того света – явный. <...> Так, в сказке с контаминацией сюжетов 531 Конекгорбунок и 313 Чудесное бегство герою нужно построить мраморный мост, чтобы
Василиса Прекрасная, когда пойдет венчаться, шелковы чулки не замарала [Русские народные, 1984, с. <...> Вторая сестра обещает:
Ежли б он меня взял взамуж, я бы одной ниткой, одной иголкой все его царство
обшила [Сказки Дмитрия Асламова, 1991, с. <...> Старушка схватила ножницы, сяла на окно, отворила створку, изрезала материё мелконамелко, выбросила за окошко: «Сошейте, друзья мои, приятели, гля <...>
Сибирский_филологический_журнал_№1_2008.pdf
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Т.В. Краюшкина
Институт истории, археологии и этнографии
народов Дальнего Востока России ДВО РАН, Владивосток
Мотивы быть одетым и быть обутым
как особые состояния героя-человека
в русской народной волшебной сказке:
связь мотивов одежды с мотивом заключения брака
(на материале фольклора Сибири и Дальнего Востока)
Мотивы состояния, которые условно назовем быть одетым и обутым (или
стремиться к этим состояниям), мы включаем в группу мотивов изменения состояния
внешнего облика героев наряду с оборотничеством, обнажением, заголением,
маскарадом, прятками. Мотив добывания одежды или обуви невесты и мотив
одежды для свадьбы других героев (или так или иначе связанный с заключением
брака) занимают в русской народной волшебной сказке одно из ведущих
мест среди мотивов состояний тела героя-человека. Группа мотивов «быть одетым»
в сказке развита более, чем группа мотивов «быть обутым». Мы выделяем
три основные группы.
Первая группа связана с получением невесты, заручением в ее помощи или
доступом на территорию невесты (условно эту группу можно назвать «доступ к
невесте». В сказке на сюжет 531 Конек-горбунок [Сравнительный указатель, 1979]
мотив кражи невесты с помощью обуви разработан следующим образом. Царь
дает герою задание добыть Марфиду. Конь советует Ивану-царевичу: Вот что
сделай: устрой небольшую лавочку, будто ты торгуешь разной обувью, и открой
несколько отделений. В самое крупное отделение положь золотые башмачки.
<…> Как только войдет в последнее отделение, <…> так сейчас же затворяй
накрепко двери, чтобы Марфида не выскочила [Русские народные, 1984, с. 170].
В сказке с контаминацией сюжетов 313 Чудесное бегство и 314 Чудесное
бегство с помощью коня кража платья героини позволяет герою заручиться ее
помощью. Старичок учит героя, как получить понравившуюся ему девушку в жены:
В ето время, колды оне будут баловать и купаться, и ты затаись, старайся
как у одной одежу укрась [Сказки Дмитрия Асламова, 1991, с. 94]. Герой поступает
так, как научил его старичок. Девушка видит, что ее одежды нет, и просит ее
вернуть: Хто нашелся искусник, мою одежу спрятал – выйди на свет, вынеси
мою лопать. <…> в мои лета – выхожу за тебя взамуж за ето [Там же].
В сказке на сюжет 532 Незнайка необычная одежда героя помогает ему попасть
на территорию невесты. В сказке говорится, что герой убегает из дому. Остановился
на квартире и заказал шубу из ста овчин. Когда ему сшили, Ваня надел
шубу и пошел по улицам города [Русские народные, 1984, с. 227]. Царь обращает
на него внимание и берет к себе в слуги. В другой сказке на этот сюжет жеребеночек
советует своему хозяину: Ну, теперь вот что сделай: убей вола, овцу и козу;
сними с них шкуры и надень на себя, потом пойди мимо царского дворца, тебя
увидят и позовут к королю, что бы он тебя ни спрашивал, говори: «ЛысенькийПлешивенький»
– и больше ничего не говори [Там же, с. 246].
5
Стр.1