Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Принципы создания единого информационного пространства вуза (80,00 руб.)

0   0
Первый авторАнтопольский Александр Борисович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID153
АннотацияВ статье анализируется исходное состояние информационного пространства, т.е. характеристики тех информационных систем и ресурсов, которые должны быть интегрированы в это единое пространство.
Кому рекомендованоДля специалистов в области информационных технологий, работников сферы культуры, образования, педагогики
Антопольский, А.Б. Принципы создания единого информационного пространства вуза / А.Б. Антопольский .— : [Б.и.] .— 4 с. — URL: https://rucont.ru/efd/153 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Б. Антопольский (НП ЭЛБИ) Принципы создания единого информационного пространства вуза В настоящее время широко обсуждаются принципы создания информационного пространства вуза, В то же время недостаточно работ, в которых анализируются исходное состояние такого пространства, т.е. характеристики тех информационных систем и ресурсов, которые должны быть интегрированы в это единое пространство. <...> Недавно появилось исследование ведущих зарубежных вузовских электронных библиотек 1, в котором имеется достаточно много интересных данных. <...> В среднем зарубежном университете количество сотрудников, поддерживающих информационную инфраструктуру и информационные ресурсы вуза, составляет около 100 чел., а во всемирно известном Стэнфордском университете в США, число этих сотрудников достигает тысячи! <...> Понятно, что это свидетельствует о важности, которую придает этой деятельности руководство зарубежных университетов. <...> . Если взглянуть на все информационные ресурсы, циркулирующие в вузе, то достаточно грубо можно выделить следующие классы информационных ресурсов; o Информация для управления, включая нормативно-правовую и организационно-распорядительную документацию, планово-экономический учет, статистику, финансы, кадры, снабжение, отчетность перед внешними организациями; управленческий документооборот и др. o Справочная и новостная информация о вузе и происходящих в нем событиях. o Информационная поддержка учебного процесса, включая информацию для абитуриентов, студентов и преподавателей (расписания, программы, учебнометодические документы и проч.); o Информация, отражающая научную деятельность вуза, (планы и отчеты НИР, диссертации, сведения о научных подразделениях) o Библиотека вуза, ее продукция и услуги, включая организацию доступа к внешним удаленным электронным ресурсам; o Архив вуза, включая источники по истории вуза; o Информационные ресурсы связанные с воспитательным процессом, общественной <...>
Принципы создания информационного пространства вуза.pdf
А.Б. Антопольский (НП ЭЛБИ) Принципы создания единого информационного пространства вуза В настоящее время широко обсуждаются принципы создания информационного пространства вуза, В то же время недостаточно работ, в которых анализируются исходное состояние такого пространства, т.е. характеристики тех информационных систем и ресурсов, которые должны быть интегрированы в это единое пространство. Несколько слов о зарубежном опыте. Недавно появилось исследование ведущих зарубежных вузовских электронных библиотек 1, в котором имеется достаточно много интересных данных. Обратим внимание только на один частный факт. В среднем зарубежном университете количество сотрудников, поддерживающих информационную инфраструктуру и информационные ресурсы вуза, составляет около 100 чел., а во всемирно известном Стэнфордском университете в США, число этих сотрудников достигает тысячи! Понятно, что это свидетельствует о важности, которую придает этой деятельности руководство зарубежных университетов. Понятно, что во всех случаях речь идет об общеуниверситетских информационных системах. . Если взглянуть на все информационные ресурсы, циркулирующие в вузе, то достаточно грубо можно выделить следующие классы информационных ресурсов; o Информация для управления, включая нормативно-правовую и организационно-распорядительную документацию, планово-экономический учет, статистику, финансы, кадры, снабжение, отчетность перед внешними организациями; управленческий документооборот и др. o Справочная и новостная информация о вузе и происходящих в нем событиях. o Информационная поддержка учебного процесса, включая информацию для абитуриентов, студентов и преподавателей (расписания, программы, учебнометодические документы и проч.); o Информация, отражающая научную деятельность вуза, (планы и отчеты НИР, диссертации, сведения о научных подразделениях) o Библиотека вуза, ее продукция и услуги, включая организацию доступа к внешним удаленным электронным ресурсам; o Архив вуза, включая источники по истории вуза; o Информационные ресурсы связанные с воспитательным процессом, общественной жизнью, организацией досуга, хобби . Очевидно, что все эти ресурсы обладают следующими свойствами: o Формируются различными подразделениями и специалистами, существенно различающихся менталитетом; o Используются различными категориями потребителей и для различных задач; o Имеют различную готовность к автоматизации, o Используют различные информационные технологии; o Применяют различные модели данных 1 Анализ международного опыта в создании и функционировании электронных библиотек и рекомендации по использованию передового мирового опыта в системе российского образования применительно для вузов/ Э.А. Котляр, Д.Ю. Гужеля, Ю.В. Петрова, Н.А. Полихина /"Центр инновационных технологий в образовании и науке".- М.:НВП "ИНЭК",2008.-136 с. 1
Стр.1
Кроме того, могут существенно различаться ресурсы, создаваемые в различных подразделениях (факультетах). Из этого можно было бы сделать вывод, что всякие разговоры об интеграции информационных ресурсов университета и создании нерациональны, и все перечисленные системы разумно создавать как автономные. Существующие (и весьма значительные!) пересечения информационных ресурсов проще было дублировать, чем пытаться интегрировать. Так,. собственно и происходило до последнего времени, пока не появился Интернет, который просто заставил взглянуть на ситуацию по-новому. Интернет – это среда, информационных ресурсов, которая объединила всех пользователей ресурсов, отчасти сблизила используемые технологии, но самое главное, выявила пересечения информационных ресурсов по всем перечисленным классам. Особенно это очевидно при взаимодействии вузовских библиотек с системами поддержки электронного обучения, в том числе дистанционного обучения. Все это делает задачу интеграции ресурсов и формирование единого университетского пространства весьма актуальной В подавляющем большинстве вузов сегодня созданы порталы, которые признаются естественными интеграторами информационных ресурсов и в той или иной степени отражают все перечисленные классы ресурсов. Однако делается это самым произвольным образом, на основе случайно выбранных или придуманных схем., игнорирующих сущностные, имманентные свойства информационных ресурсов. В результате значительная часть информационных ресурсов вуза не вписывается в выбранную на портале структуру. Прежде всего, это касается вузовских библиотек, а также архивов. Действительно типичная технология библиотеки, где имеется электронный каталог (обычно на основе RUSMARC) и доступ к нему организован через протокол Z39.50 плохо вписывается в портальную технологию вуза. Еще труднее вписать в нее разнообразные классификации используемые для организации как собственных ресурсов вуза так и доступных в удаленном режиме. Если проанализировать конкретные информационные ресурсы вуза, то мы убедимся что внутренняя структура этих ресурсов определяется широким спектром различных языковых средств, применяемых в отрасли. Среди этих языковых средств назовем следующие:  Система метаданных RUSLOM;  Система метаданных .библиотечных каталогов на основе форматов семейства MARC;  Система метаданных на основе Дублинского ядра;  Система метаданных на основе формата МЕКОФ;  Набор классификаторов, входящих в систему ЕСКК ТЭИ, включая Классификатор ВАК и Классификатор специальностей по образованию;  Набор специализированных рубрикаторов, используемых в рамках системы образовательных порталов и в рамках формата RUSLOM;  Набор тематических библиотечных и информационных классификаций (ГРНТИ, УДК, ББК, ДКД)  Предметные рубрикаторы, тезаурусы, авторитетные файлы  Рубрикаторы архивных фондов  Рубрикаторы внешних электронных ресурсов. При этом частично информационно-образовательные ресурсы обрабатываются в рамках этих систем с использованием указанных средств, частично получаются извне. При получении информации из зарубежных систем состав используемых языковых средств расширяется за счет зарубежных языковых средств. Применение большинства из перечисленных средств регламентировано нормативно-правовыми и нормативнотехническими документами, что исключает отказ от их использования. В 2 в которой оказались создатели всех без исключения
Стр.2