Однако в определенной степени
мифологическая парадигма присутствует также в мысли Востока
и восточном искусстве. <...> Вторая парадигма – современная, основывается на системе рационального мышления, поэтому условно
может быть названа рациональной парадигмой мировосприятия. <...> ) Пожалуй, наиболее существенное различие касается отношения к идее всеединства, на которой строится мифологическая парадигма, рассматривающая и человека
как неотъемлемую часть этого единого целого. <...> Рациональная же
парадигма исходит из представления о расчлененности, разъединенности всего сущего, поэтому каждое явление, как правило,
предстает в ней как независимый фрагмент, как отдельная часть
целостной картины Мироздания. <...> ОБЩЕЕ В МИФАХ
Мифологические универсалии
Где вы, о древние народы? <...> Более того, его значение в полной мере может быть понято именно через эти параллели, через сопоставление
с мифологическими данными из других культур. <...> Общие черты мифов, принадлежащие разным культурным традициям, представляют
собой мифологические универсалии. <...> Мифологические универсалии имеют отношение, прежде всего,
к основам основ, к ядерной части Мифа. <...> Общее в мифах
в мифологии африканских народов. <...> Акты собственно творения осуществляют другие божества, выступающие
в мифах, с одной стороны, как более активные начала, а с другой – как своего рода посредники между высшим божеством
и явленным Миром. <...> В древнеиндийской мифологии великим циклам соответствуют
«дни» и «ночи» Брахмы2. <...> Так, Йоойо, мифическая страна западноафриканского народа
фульбе, согласно легендам, представляет собой страну счастья
1
Афанасьева В.К. <...> Согласно мифам этого народа, Мир
произошел из первоначальной пустоты, наделенной движением, –
гла, представляющей собой «принцип вселенского внутреннего движения, который наделен потенцией пробуждения и возрождения». <...> Гла гла в мифе предстает
как исходный, креативный принцип дуальности1. <...> Так, согласно древнеегипетским <...>
Миф_взгляд_на_Мироздание.pdf
Г.В. Зубко
МИФ
ВЗГЛЯД НА МИРОЗДАНИЕ
Москва 2014 Логос
Стр.3
УДК 130.2
ББК 2-264
З91
Р е ц е н з е н т ы
В.Б. Кошаев, доктор искусствоведения, профессор кафедры семиотики
и теории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова;
Э.В. Сайко, доктор исторических наук, профессор
Зубко Г.В.
З91 Миф: взгляд на Мироздание. – М.: Логос, 2014. – 360 с.: ил. –
Рец.: рус., англ.
ISBN 978-5-98704-478-0
Рассмотрен миф как явление культуры и особый взгляд на Мироздание.
Раскрыты научные представления о мифе, дан анализ его природы,
истоков и ключевых категорий. Представлены культурные проекции
мифа в фольк ло ре, религии, искусстве, языке. Изложение насыщено
культурно-историческим материалом, основано на трудах крупнейших
исследователей мифа, в нем нашло отражение мифологическое наследие
разных народов.
Для философов, культурологов, этнографов, историков. Может исполь
зо ваться в учебном процессе вузов при подготовке бакалавров, магистров,
специалистов по социально-фило соф с ким и общим гуманитарным
направлениям и специальностям. Представляет интерес для широкого
круга читателей.
УДК 130.2
ББК 2-264
ISBN 978-5-98704-478-0
© Зубко Г.В., 2008, 2014
© Логос, 2008, 2014
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................7
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ В МИФАХ......................................................18
Мифологические универсалии ..................................................18
Единая схема космогенеза в мифах ..........................................31
Космогония догонов и бамбара ................................................38
ГЛАВА 2. НАУКА О МИФЕ ........................................................67
ГЛАВА 3. ПРИРОДА И ИСТОКИ МИФА ....................................111
Миф – особая реальность .......................................................111
«Образ» знака в работах А.Ф. Лосева
«Первозданная Сущность»
и «Миф – развернутое магическое имя» ................................ 122
Категория знака в Мифе.......................................................... 127
Знак в системе Дао.................................................................. 137
Празнак в «дышащем просторе» Космоса.............................. 143
Свойства мифообразующих знаков и Мифа ........................... 149
Природа Мифа ........................................................................ 155
Мифологическая парадигма мировосприятия ........................ 160
ГЛАВА 4. КАТЕГОРИИ МИФА.................................................. 175
Категория числа ...................................................................... 175
Категория имени ..................................................................... 184
Время в мифологической и рациональной
парадигмах мировосприятия ...................................................200
Мифическое пространство ......................................................226
Геометрические символы времени и пространства .................243
Смерть-бессмертие в мифологической парадигме ................. 249
Космизм мифологических персонажей ..................................264
Стр.5
6 Оглавление
ГЛАВА 5. ПРОЕКЦИИ МИФА ................................................... 279
Миф и фольклор ..................................................................... 279
Миф и религия .........................................................................290
Миф и искусство ......................................................................299
Миф и язык ...............................................................................311
Миф и другие аспекты культуры ..............................................332
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Мифы о так называемом начальном импульсе ........................ 347
Стр.6