XIII. Лесное хозяйство.
1 Общая характеристика.
изводились напряженные работы по выделению лесных площадей в
земельный и колонизационный фонды и по разграничению государственного
лесного фонда на леса общегосударственного и местного
значения, в целях установления определенного фонда, как об'екта постоянного
лесного пользования.
Согласно данным отчета по лесному хозяйству за предшествуюГпавлит
№ Я 21194.
Типография № 2 Сарполиграфпрома.
Тираж 3000 экз.
отметить перегруппировку и переход значительной части лесной площади
из Уральской области в состав Сибирского Края. Кроме того,
в связи с произведенными лесоустроительными работами, а также переучетом
лесного фонда и, особенно, с выяснением характера и размера
неудобных площадей, входящих в состав лесничеств, внесены
изменения в исчисление размеров лесного фонда по Дальне-Восточному
Краю. В связи с указанными причинами, за истекший операционный
год произошло некоторое уменьшение размеров лесного фонда,
примерно, на 16 милл. гект., причем площадь лесов по состоянию
населению лесов местного значения, одновременно с чем производилось
выделение земфонда из состава общего лесного фонда. Работы
по передаче лесов местного значения за отчетный год в большинстве
районов РСФСР (кроме севера Европейской части, Сибири и Дальнего
ЕЗостока) уже закончены, в связи с чем является возможным приступить
к переучету размеров лесного фонда, оставшегося в составе
государственного лесного хозяйства.
Из крупных изменений лесного фонда внутри РСФСР следует
щий (1924—25) опер, год, общая площадь лесов по губерниям и
авт. областям РСФСР определилась в размере 569,2 мил. гект. и
удобная лесная 353,6 мил. гект. В связи с территориальными
изменениями границ РСФСР, состав лесного фонда в истекшем году
изменился лишь в самой незначительной степени (преобразование
Киргизской автономной области, выделение Оренбургской губ. и пр.).
Более значительные изменения вызваны передачей крестьянскому
развитие его может быть разрешено осуществлением лесохозяйственных
мероприятий, направленных к достижению следующих основных положений
правильного ведения государственного лесного хозяйства:
а) обеспечение непрерывности пользования лесами, б) удовлетворение
потребностей в древесине населения и промышленности и в) полное
извлечение всех видов дохода от лесного хозяйства.
В предшествующем отчетном 1924—25 операционном году проВосстановление
лесного хозяйства и дальнейшее планомерное
Стр.2
на 1-е октября 1926 г. составит около 553 милл. гект., распределяю
щихся следующим образом:
Площадь лесов.
Район ы *)
Общая.
Удобная
лесная.
Категории лесов.
В тысячах гектаров.
Северо-Западный . . .
Северный
Западный
Центральный
Ветлужско-Вятский . .
Уральский
Средне-Волжский . . .
Нижне-Волжский
.. .
Центрально-Черноземный
Северо-Кавказский . . .
Сибирский
Киргизский
Дальне-Восточный . . . .
Всего по РСФСР без
автономн. ССР
12035,4
80318,6
3065.3
11836,1
11789,7
74701.0
3140,1
1402,1
1434.8
3026,5
257185,2
2416,3
90617,6
552968,7 ;
8590,0
61123,4
2772,7
10428,0
10390,0
3483Г>,0
2826,4
1131,5
1315,5
2694,4
138440,5
1181.9
80295,2
356033,5
1-го октября 1926 г. в связи с передачей части площади б. Гомельской
губернии в состав Белорусской ССР, а также в связи с преобразованием
Киргизской автономной области в автономную республику.
Если учесть эти изменения, то площадь лесов по губерниям и автономным
областям РСФСР составит: общая—550,1 милл. гектаров
и удобная лесная—354,5 млн. гект.
чалу отчетного года характеризуется следующими данными: лесов
устроенных—11 о/о, исследованных—19°/о, неприведенных в известность—
70°/о.
Распределение лесного фонда по степени его изученности к натесной
зависимости от состояния изученности лесов и их устройства,
то наличие весьма значительной площади неустроенных лесов не дало
возможности организовать эксплоатацию лесов в полном соответствии
с наличием лесных рессурсов.
Так как степень использования лесного фонда находится в самой
размерами прироста, а кроме того, зависит от величины фактически
вовлеченной в эксплоатацию площади лесов, находящейся в самой
тесной связи со степенью изученности лесного фонда.
годичной лесосеки впервые разделен на две основные категории, а
именно: на отпуск из лесов общегосударственного значения и местного
значения. При этом общий размер всего возможного годичного
отпуска увеличен с 114 млн. куб. метров (1924—25 г.) до 136 млн.
куб. метр., т. е. на 19°/о.
районов лесного хозяйства указан в таблицах приложения.
В 1925—26 операционном году возможный отпуск с площади
Размер возможного отпуска древесины определяется, во-первых,
Весьма крупные изменения лесного фонда произошли после
Общегосударственного значения
В среднем (взвешенное)
161,0
104,4
148,1
127,8
71,7
105,0
144,1
81,3
123,3
j
29,3
24,7
29,3
значения об'ясняются самым характером выделенных насаждений, предназначенных,
главным образом, для удовлетворения потребности населения
в дровах и мелких сортиментах строевого леса, необходимых
в крестьянском обиходе.
Напротив, в отдельных районах и губерниях они являются слишком
пониженными, что указывает на истощенность запасов древесины.
Исключение составляют северные губернии (Архангельская, область
Коми, Северо-Двинская) Европейской части, а также Сибирь и ДВК,
где низкие средние нормы запасов означают неполное использование
древесины на лесосеках.
Пониженные запасы древесины на лесосеках для лесов местного
2. Организация лесного управления.
дает всем лесным фондом и лесным хозяйством РСФСР.
В отчетном году в структуре лесного управления особых измеНародный
Комиссариат Земледелия, по Управлению Лесами, веорганов
следует отметить издание Наркомземом в январе 1926 года
нового Положения о губернских лесных отделах, уточняющего права
и обязанности лесных отделов и взаимоотношения их с губернскими
земельными управлениями.
Лесничества и лесхозы в истекшем году действовали на основе
Положения о лесничествах, изданного НКЗ 16/V—1925 г. Число леснений
не было.
В отношении регулирования деятельности губернских лесных
Приведенные средние нормы запасов нельзя признать высокими.
Общегосударственного значения .
ИТОГО
502607
248121
750728
72410429
20164588
925750171
1448305
44373
1492678
42569164
1096135
114979593
21260723
43665299 136240316
и выборочной рубки составляют:
Категории лесов.
нам приводится в таблицах приложения.
Средние нормы запасов в куб. метрах йа 1-м гектаре сплошной
Хвойные.
Сплошная рубка.
В
Лиственные j
лиственны
c
(взве ш }
P ^
e
HeM
Выборочная
рубка.
Распределение годичной сметной лесосеки по губерниям и районой
лесосеки составляет:
Общий размер возможного отпуска из площади годичной сметt
Сплошн.
рубка.
Выборочн. рубка.
Площадь
в гектар.
Масса в куб.
метрах.
Площадь
в гектар.
Масса в куб.
метрах.
Итого по массе
куб. метр.
Стр.3
— 6 —
хозов к концу 1925/26 оп. года достигло 29, при чем образование
лесхозов, как новых форм организации местных органов лесного хозяйства,
оказалось вполне успешным.
При организации лесхозов имелось в виду создание такой формы
управления государственными лесными хозяйствами, которая наиболее
соответствовала бы советскому строю, тесно увязывалась бы с органами
местной власти, обеспечивала бы для местного населения наибольшие
удобства в получении древесины и этим способствовала бы
наиболее благоприятной обстановке для правильного ведения лесного
хозяйства.
Сами лесхозы имеют более расширенные права, сравнительно с
лесничествами, что дает возможность более быстро разрешать многие
вопросы лесного хозяйства, в которых заинтересовано местное население.
численности
технического и служебного аппарата по лесному хозяйству
за последние 3 года представляются в следующем виде:
11 0 состоя и и ю.
Наименование категории лесоработников.
I. Лесные специалисты.
Специалисты в Гублесотделах
Районные Инспектора лесов
Лесничие
Помощники лесничих
Специалисты и техники лесоустройства
Специалисты и техники лесомелиорации . .
. .
Итог о
II. Служащие .
Канцелярские и другие категории служащих Гублесотделов
i
.
. .
Канцелярские служат, лесничеств
Канцелярские и другие категории служащих по лесомелиорации
Итого
.
III. Лесная стража и рабочие.
Сторожа и курьеры ГЛО
Лесники
Об'ездчики, инструктора по культурам и культурные
надзиратели в лесничествах ."
. .
Сторожа при канцеляриях лесничеств и постоянные
лесные рабочие
Культурные надзиратели, смотрители и десятники на
лесомелиоративных работах
Итог о
Всег о
. .
609 i
2685 i
27 ;
3321 i
2fi •,
9641
3S374
405 :
239 i
486S5 !
i
57466 j
происходило сокращение общей численности состава,
четный год сокращение это определилось в 2,3°/о.
Из приведенных цифровых данных видно, что в
729
2874
3681
754
3020
3833
На 1/41921
г.
4S8
202
1918
22<>4
429
99
5460 i
На 1/Х—
1925 г.
1927
2420
813
126
16S
267
На 1 X -
192Ь' г.
1
555
' 1405
144
314
1958
2446
6021 i
6822
Административный и технический аппарат. Данные о движении
9942
34238
830 t
115
45125
1
54827 i
9172
32216
1397
126
42911
53586
указанные годы
при этом за от
Стр.4