АЛИПАНОВ, Егор Ипатьевич (1800, Людиновский горный завод Жиздринского у. Калужской
губ.-- не ранее 1856) -- поэт-самоучка. Отец Л. был крепостным владельца Людиновского завода И. А.
Мальцева. А. не получил никакого образования, но с детства пристрастился к чтению. До 1824 г.
выполнял плотницкую и столярную работу в заводских мастерских, затем был назначен приказчиком и
по делам службы начал регулярно ездить в Петербург. Эти поездки позволили А. расширить круг чтения.
Писать стихи начал около 1828 г. после знакомства с книгой Ф. Н. Слепушкина "Досуги сельского
жителя". А. был представлен читателю в 1830 г. в журнале "Отечественные записки" (Ч. XI.-- No 117.-С.
105--110) писателем Б. М. Федоровым, приложившим немалые усилия для воспитания в
верноподданническом духе литераторов из социальных низов. Небольшая публикация стихов А. (Там
же.-- С. 111--118) открывалась панегириком Николаю I и завершалась стихотворением "Чувства крестьян
-- доброму помещику". Вскоре при содействии Б. М. Федорова была издана первая книга А.
("Стихотворения".-- Спб., 1830). Хотя А. заявил о себе как о последователе Слепушкина, дальнейшего
развития в его произведениях тема крестьянского быта не получила. На страницах стихотворного
сборника А. вновь появились популярные в поэзии XVIII в. условные буколические пастушки, по
сравнению с которыми даже кроткие и трудолюбивые "земледелы" Слепушкина, обрисованные в полном
соответствии с канонами официальной народности, казались вполне достоверными персонажами.
Печатью вторичности, литературного стилизаторства отмечены почти все стихи А., вошедшие в его
первую книгу. В стихотворениях на военные темы заметно влияние Державина, стихи для детей
написаны в худших традициях сентиментализма, ряд произведений -- перепевы мотивов лирики
Жуковского, Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. Так как уровень культуры и стихотворная техника у
начинающего поэта были очень невысоки, некоторые его опыты больше походили на пародии, чем на
подражания. Тем не менее в первой книге А. прозвучала одна совершенно новая для русской поэзии
тема. Три стихотворения ("Труды заводских мастеров", "Заводские работы", "Послание Ф. Н.
Слепушкину") он посвятил описанию работы металлургического и стекольного заводов. Стихотворение
"Заводские работы", построенное на сравнении завода с разбушевавшейся, клокочущей лавой Этной ("Не
Этна ль пламенем зияет? / Там искры с шумом вверх летят, / Клокоча, лава прах снедает, / И вихри звезд
златых кипят" -- "Стихотворения".-- С. 130), выдержано в классицистическом стиле, в "Трудах заводских
мастеров" процесс изготовления металла воспроизведен с обстоятельностью и скрупулезностью,
характерными для творческой манеры Слепушкина ("Тут каждый к должности пустился: / Кто уголь, кто
чугун тащил, / А кто огонь класть торопился, / В колесы воду пропустил" -- Там же.-- С. 56). Новизна и
необычность темы, затронутой А., не были замечены современниками. Лишь спустя около 100 лет к
стихам А. с заводской тематикой впервые проявили интерес историки литературы, занятые поисками
истоков пролетарской поэзии (см.: Гроссман Л. П. Поэты крепостной поры.-- М., 1926.-- С. 12--33;
Розанов И. Н. Литературные репутации. М., 1928,-- С. 81--103; Селиванов К. Страничка из истории
пролетарской поэзии // Волжская новь (Самара).-- 1930.-- No 7.-- С. 30; Левин Л. У истоков пролетарской
поэзии // Резец.-- 1931.-- No 9).
Вторая книга А.-- "Басни" (СПб., 1832) -- была во многом удачней первой. Ряд басен А.,
содержащих обличительные мотивы, не лишен сатирической остроты и реалистических деталей
("Медведь и мышонок", "Рак и осетр", "Сель екая карета", "Свинья в огороде", "Мухи", "Статуя"). Одна
из любимых тем А.-баснописца -- самоуправство сильных и власть имущих и беззащитность слабых.
Однако сатирическое начало в сборнике басен вполне уравновешивается благонамеренным
морализаторством ("Змея", "Крестьянин и сверчок", "Воробей", "Две белки") и сентиментальными
аллегорическими картинками ("Скворец", "Голубь, осел и козел", "Дитя и бабочка", "Зяблик и ястреб").
Отказ А. от последовательной разработки острых социальных тем во многом объяснялся влиянием его
наставников (кроме Федорова, ему покровительствовал А. С. Шишков), стремившихся вписать его
литературную деятельность в рамки официальной народности. Наклонность А. к литературным
заимствованиям проявилась и в этой книге: он в равной степени подражает и Крылову и Дмитриеву.
За книгу басен А. был награжден серебряной медалью Российской Академии. Шишков
представил обе книги А. Николаю I, и автор получил в подарок от августейшей четы двое золотых часов.
И. А. Мальцеву было направлено от имени академии ходатайство об освобождении А. от крепостной
зависимости. А. получил вольную и приписался к петербургским мещанам. Несколько лет спустя он
женился на дочери Слепушкина (1837) и обзавелся собственной типографией (в ней в 1840 г. были
отпечатаны "Мечты и звуки" Н. А. Некрасова). Типография просуществовала недолго, т. к. приносила
убытки. В дальнейшем А. работал десятником на строительстве железной дороги Петербург -- Москва и
приказчиком на Червинском стекольном заводе И. А. Мальцова (Новгородская губ.).
Литературная активность А. заметно снизилась после выхода второй книги, хотя в 30 гг. он еще
продолжает издавать новые произведения. В 1835 г. появился в печати водевиль "Ханский чай", не
имевший успеха и выдержавший всего одно представление в Александрийском театре, а в 1838 г.-
Стр.1