МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОЛИКАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
АНТИЧНОСТЬ
ХРЕСТОМАТИЯ
Соликамск
1996
2
Античность: Хрестоматия для учителей, студентов и учащихся. <...> Предлагаемая хрестоматия включает тексты, рассказывающие об истории античной
Греции VI - V вв. до н.э., художественные тексты (Эсхил, Гесиод, Эзоп). <...> 1
К началу архаического периода большинством греческих городов управляли
богатые землевладельцы, которых называли аристократами (пер. с греч. «аристос» —
лучший и «кратос» — власть). <...> По мере расширения торговли
среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров стало процветать. <...> Признание и поощрение государством народных
культов Диониса пробуждали в обществе новые творческие силы, в полной мере
проявившиеся позднее в греческой трагедии и комедии. <...> В период архаики реальная власть в Афинах принадлежала ареопагу (Совету),
политику которого осуществляли три высших должностных лица (архонты). <...> Все архонты
и члены Совета принадлежали к аристократии. <...> В первой половине VII в. до н.э. в Аттике нарастает социальный кризис. <...> С помощью своего тестя, Феагена из Мегары. он занял афинский
Акрополь, но было ясно, что попытка его преждевременна: широкие слои населения
полиса не встали на его сторону. <...> По призыву архонта Мегакла отряды крестьян осадили
Килона на Акрополе, и восстание закончилось неудачей. <...> Положение народа в Аттике
продолжало оставаться очень тяжелым, часть владений Афин захватила Мегара,
оппозиция аристократическому правлению усиливалась. <...> Солон был избран
архонтом, получив неограниченные полномочия для проведения реформ в государстве. <...> Прежде всего «сейсахтейя» («стряхивание бремени»)
— списание долгов с населения Аттики. <...> «Рабыня прежде, ныне же
свободная», — с гордостью пишет Солон о земле Аттики, где он раз и навсегда отменил
долговое рабство. <...> Необычайно важной реформой стало введение Солоном гелиеи - суда присяжных <...>
Античность._Хрестоматия.pdf
2
Античность: Хрестоматия для учителей, студентов и учащихся. /Сост. Кошкина И.Д. -
Соликамск, 1996.
Предлагаемая хрестоматия включает тексты, рассказывающие об истории античной
Греции VI - V вв. до н.э., художественные тексты (Эсхил, Гесиод, Эзоп). Хрестоматия
может оказаться полезной для преподавателей МХК, учителей словесников, студентовфилологов
(очного и заочного обучения) и учащихся средней школы.
Рецензенты: Зимин А.Л., к.ф.н., доцент кафедры теории и истории литературы СГПИ;
Коробай Н.Ю., преподаватель литературы гимназии №1 г. Соликамска.
ЛР №020602 от 21.07.1992 г.
© Соликамский государственный педагогический институт
Сдано в набор 20.06.1996 г. Подписано и печать 15.10.1996 г. Заказ №10. Гарнитура
"Академия". Печать офсетная. Усл. печ. листов 3.3. Тираж - 200 экз. Отпечатано в
издательстве СГПИ, г. Соликамск, ул. Северная, 44.
Стр.2
55
СОДЕРЖАНИЕ
Формы правления в Древней Греции .....................................................................................3
Правление аристократов (800 - 650 гг. до н. э.) ...............................................................3
Век тиранов (650— 500) гг. до н. э...................................................................................3
Правление Писистрата.......................................................................................................7
Реформы Клисфена.............................................................................................................8
Спарта...................................................................................................................................8
Персидская держава .........................................................................................................12
Стихотворения русских поэтов VIII – XIX вв., посвященные Прометею .....................14
М.В. Ломоносов ..................................................................................................................14
В. Кюхельбекер...................................................................................................................14
Т.Г. Шевченко.....................................................................................................................16
Я.Полонский........................................................................................................................16
ЭСХИЛ. "ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ" .....................................................................17
ПРОЛОГ.............................................................................................................................17
ПАРОД................................................................................................................................20
ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ....................................................................................................23
СТАСИМ ПЕРВЫЙ..........................................................................................................28
ЭПИСОДИЙ ВТОРОЙ.....................................................................................................29
СТАСИМ ВТОРОЙ ..........................................................................................................32
ЭПИСОДИЙ ТРЕТИЙ .....................................................................................................33
СТАСИМ ТРЕТИЙ...........................................................................................................40
ЭКЗОД ................................................................................................................................40
Примечания. ......................................................................................................................47
ГЕСИОД.................................................................................................................................49
Примечания. ......................................................................................................................51
ЭЗОП. БАСНИ.......................................................................................................................52
Примечания. ......................................................................................................................53
Список литературы..............................................................................................................54
СОДЕРЖАНИЕ.....................................................................................................................55
Стр.55